ЮНЫЙ ТЕХНИК

второе дыхание         

Юный техник

 
 

Главное меню

Популярное

 

 

 

 

 

 

 

 

Ветераны остаются в строю

(Очерк)

Валерий Аграновский

Недавно мне рассказали такую историю. На одном из заводов Свердловска провожали группу пенсионеров. Гремел оркестр, мелькали букеты цветов, пионеры говорили со сцены приветственные речи, зал аплодировал. Вдруг на трибуну поднялся старик лет шестидесяти пяти и сказал:

— Товарищи, а что нам, пенсионерам, теперь делать?

— Отдыхать! — дружно ответил зал.— На покой!

Старик покрутил ус, нахмурил брови и подошел к одному из пионеров, стоящих на сцене рядом со столом президиума.

— Сынок, а ну-ка, ответь: что такое отжиг?

Надежда Кузьминична ШевелеваМальчишка захлопал глазами и покраснел. В зале пронеслось какое-то движение, словно всеобщий вздох. А старик положил свою мозолистую руку на плечо пионера.

— А вы говорите: на покой...

И пошел своей шаркающей походкой на место.

...Быть пенсионером почетно. Но немного грустно. Грустно потому, что каждое утро, поднявшись по привычке чуть свет, пенсионеру некуда спешить. -^

Вы понимаете, что значит «некуда спешить»? Кто-то торопится на работу, кто-то снимает табель в проходной, кто-то становится к станку... А он должен сидеть дома, ухаживать за фикусом и думать самую грустную думу на свете: о старости.

Да, природа несправедлива к человеку! Смотрите: опыт приходит с возрастом, и под старость люди становятся мудрыми. Но именно тогда, когда они способны принести самую большую пользу окружающим, у них вдруг начинает пошаливать сердце, повышается кровяное давление, и вот итог: «Пора на пенсию!..»

Эх, сразу бы рождаться мудрыми стариками, а уж потом молодеть! И на пенсию уходить не по старости, а по молодости!

Но это мечты... Сегодня надо думать о другом. Надо думать о том, чтобы опыт, как хорошая и умная книга, зря не пропал. Прочитал — и не выбрасывай, дай почитать другим!

Каждый год уходят на отдых тысячи и тысячи ветеранов труда. Но отдых отдыху рознь! В Москве и Ленинграде, Казани и Владивостоке, Ереване и Харькове — всюду, по всей стране!-— началось патриотическое движение пенсионеров, которые хотят даже отдых свой сделать полезным для Родины.

В комнате беспорядок. Шторы с окон сняты, шкаф сдвинут, стулья — вразброд: генеральная уборка. Надежда Кузьминична подметает пол. Ее сын, Анатолий Николаевич, стоит на подоконнике и привинчивает шпингалет. Мое место у стола. Сижу с блокнотом в руках и мучаю хозяйку вопросами:

— Надежда Кузьминична, а что вы умеете делать? — Как что? Вообще? Ну...

— Пироги! — смеется Анатолий Николаевич.

— Вот озорник! — ворчит Надежда Кузьминична. — За тридцать перевалило, а все шутит: пироги! Человек серьезно спрашивает...

Справедливости ради надо сказать, что кулинарит Надежда Кузьминична действительно отменно. Ее пирожки с мясом могут вдохновить на ратный подвиг любого, а потому поглощаются гостями целыми «эльбрусами». А теперь посмотрите на диван. Сегодня хоть и беспорядок, но о салфетках можно составить кое-какое мнение. Если надо связать, поштопать или вышить, Надежда Кузьминична может и это. Платье сама шила и кроила сама. Может она и комнату обоями оклеить, и натереть пол, и квартиру побелить, и печку сложить, и стирать, и гладить, да так, что в любой прачечной позавидуют: секрет знает! И вообще знает много секретов: как, например, покрасить «с гарантией» стулья и табуретки.

Но все это к слову, просто потому, что разговор с пирогов начался. Ведь пироги испечь да постирать любая хозяйка может, — дело не хитрое. Вот в машине или в моторе разобраться не каждый сумеет. А это и было делом Надежды Кузьминичны, которым она гордилась.

Много лет назад пришла Надежда Кузьминична на авторемонтный завод.

— Хочу у вас работать.

А в автомобилях понимала только то, что на улицах от них никакого житья нет: того и гляди наедут! Немного посмеялись над ней и поставили работать на комплектовку.

— Собери все детали в коробке переменных передач и дай слесарю на сборку!

Думала — не одолеет. Пришлось взяться за книгу: эта гайка сюда, этот винтик туда, эта резьба должна быть такой, а эту прокладку из машины тоже не выбросишь, как не выбросишь слова из песни... И вот результат: в «Победе», например, около двух тысяч деталей, —так все две тысячи могла назвать с закрытыми глазами: дайте только пощупать. Бывало, загудит что в машине, Надежда Кузьминична прислушается и скажет:

-— Карданный вал.

— Нет, — заспорит шофер, — коробка!

Разберут мотор, и, как вы понимаете, виноват окажется карданный вал. А шофер удивленно почешет затылок.

— Ну и талант у тебя, тетя Надя!

Все это были воспоминания. Сегодня Надежда Кузьминична—• пенсионер. И я хотел повернуть наш разговор поближе к сегодняшнему дню и даже готовил вопрос: «Неужели с уходом на пенсию, Надежда Кузьминична, ваше умение и ваши знания пропадут зазря?»

Как вдруг сегодняшний день сам постучался в дверь и ворвался в комнату в виде соседского мальчишки Вовки, которому было от силы шесть лет и который прямо с порога кинулся на шею Надежды Кузьминичны:

— Баба Надя, дай покажу, как тебя люблю!

Надежда Кузьминична посадила малыша себе на колени, угостила конфетами и высказала такую мысль:

— Вот посмотрите: сейчас он милый карапуз, правда немного капризный. А через годик сделает рогатку и выбьет первое стекло у соседей. Еще через год начнет кататься на буфере трамвая, а потом его, чего доброго, поймают с первой папироской... А почему такое бывает? Скажу вам: причин много, но одна из них — безделье. Нет во дворе ни детской площадки с играми, ни мастерской, ни красного уголка... Бродит Вовка в полном одиночестве и командует сам собой, пока не попадет в руки хулигана. А пойдет

в школу — опять не все ладно: обучать трудовому делу некому. Один или два учителя по труду на всю школу — чему научат? А труд... Уж я-то знаю, что значит труд для человека! Он вроде как бы щит от всякой грязи и пошлости... Вовка, любишь труд?

— Угу, — ответил Вовка, жуя конфету,

— Конфеты ты любишь, а не труд, — сказала Надежда Кузьминична.— А кто, спрашивается, должен заниматься воспитанием таких вот ребят? Мы в первую очередь...

— Это вы так говорите, — вставил я.—-А другие скажут, что хотят отдыхать, что для этого и на пенсию уходили.

— Так что ж прикажете — гроб заказывать? — возразила Надежда Кузьминична. — И сидеть сложа руки, ждать...

— Мать, зачем такие слова говоришь? — вмешался Анатолий Николаевич.

— Надежда Кузьминична, — сказал я, — а где бы вы, к примеру, могли заниматься с ребятами? И с какими ребятами?

— Да вот с детьми Анатолия, — ответила Надежда Кузьминична.

— Простите, Анатолий Николаевич, можно полюбопытствовать, сколько у вас детей?

— Семьсот человек, — ответил Анатолий Николаевич.

Он преподает физкультуру в железнодорожной средней школе N° 3 г. Киева. Ничего особенного в этой школе не было. И недостатки были самые что ни на есть «типичные». Если бы вы спросили директора школы Григория Сидоровича Пащенко, о чем он мечтает, он незамедлительно ответил бы:

— Деньги на оборудование — раз, дополнительное помещение— два, преподаватели по труду —три!

Так или иначе, но школа мирилась с трудностями до тех пор, пока столяр не вышел из терпения и не заявил, что в подобных условиях работать больше не намерен.

— Хоть конуру какую сделайте!

Во дворе был старый, полуразвалившийся сарай. Его решили снести и построить для столяра «конуру». Потом подумали, и пришли к выводу, что хорошо было бы там же оборудовать рабочее место для пяти-шести ребят. А когда устроили общешкольное собрание, старая и затаенная мечта вырвалась наружу в виде лозунга:

— Даешь каменную мастерскую!

«Даешь», конечно, не в смысле «дайте» — ведь давать никто не собирался и строить мастерскую надо было самим. Разработали план строительства, провели нивелировку, рассчитали фундамент, да так, чтобы в будущем возвести второй этаж,— дерзать так уж дерзать! — и вплотную подошли к вопросу о строительных материалах. Кирпичный завод дал кирпич и битый камень для фундамента за минимальную плату. Срочно сдали металлолом и бумагу, а на вырученные деньги купили кое-какой материал. Черепицу выпросили на соседнем строительстве. Родители взяли на себя обязанности прорабов. Девочки надели физкультурные брюки, а ребята нацепили передники, словно заправские каменщики. Первая лопата земли лихо взметнулась вверх, первый кирпич уверенно лег на свое место.

Через несколько месяцев мастерская была готова. Она манила к себе свежевыкрашенным деревянным полом, бездымными печками и высокими потолками...

Такова краткая история школьной мастерской. Я рассказал ее специально для того, чтобы вам было ясно, откуда в школе появились новые физические приборы, самодельные станки, оборудование для спортзала, десятки всевозможных поделок и, самое главное, неодолимое желание ребят научиться какому-нибудь полезному делу. Они организовали, например, кружок киномехаников, так как в школе была собственная киноустановка. На их счастье, Виктор Павлович Дюндинов, преподаватель физики, увлекался киноделом, И вот двадцать пять человек в конце года получат дипломы киномехаников. А как быть тем, кто мечтает о других специальностях?

Где взять квалифицированных преподавателей?

Смотрите, что получилось; с одной стороны — Надежда Кузьминична Шевелева, опытный и знающий человек, ветеран. С другой стороны — школа, испытывающая острый недостаток в преподавателях ПО труду. Что теперь важно? Перекинуть мостик, по которому Надежда Кузьминична могла бы прийти в школу, а школьники — к ней.

Этот мостик построил сын Надежды Кузьминичны — преподаватель физкультуры Анатолий Николаевич Шевелев, Однажды он пригласил мать в школу на вечер.

— Какой вывод сделали вы после вечера? — спросил я.

— Буду руководить кружком быта и помогать автолюбителям.

— Почему только помогать? Ведь машину вы хорошо знаете?

— Знать-то знаю, но трудно все осилить. Да и незачем. Я буду у них теорию вести, а практикой будет командовать мой бывший сослуживец Григорий Григорьевич Красько, тоже пенсионер. У него и машина собственная есть, да и сил побольше... Кстати, токарное дело возьмет на себя еще один пенсионер, Тимонюк Григорий Николаевич. Он хорошим токарем был — рационализатором, передовиком. Его ученики у нас на заводе уже по шестому разряду работают... Так что, как видите, я не одна. Если каждый из нас, стариков, будет заниматься хотя бы с пятью-десятью школьниками, мы сделаем полезное для них дело: ремеслу обучим и время их займем. Да и самим веселее жить, когда рядом молодежь.

...Вовка между тем съел все конфеты и собирался домой. Мне тоже пора было уходить. Я попрощался с хозяевами и вышел на улицу. И в ушах у меня все еще стояли слова Надежды Кузьминичны, сказанные мне на прощанье:

— Рано сдавать нас в архив! Мы остаемся в строю!

Я рассказал вам лишь об одном пути, по которому ветераны труда могут приходить к молодежи на помощь, Но сколько еще дорог существует на белом свете! Можно организовать кружки юных техников при домоуправлениях, по месту своей бывшей работы — на заводе, на фабрике и т. д., можно у себя дома вести кружок из пяти-шести человек. Даже простой совет опытного человека-—неоценимая услуга молодым.

Комсомольцы! Ваша задача — построить мостик, по которому наши славные пенсионеры придут к молодежи. Не надо надеяться на случайность: сами берите в свои руки организацию этого полезного дела!

   

 admin@unteh.ru
©2009-2010