ЮНЫЙ ТЕХНИК

второе дыхание         

Юный техник

 
 

Главное меню

Популярное

 

 

 

 

 

 

 

 

Учись жонглировать

(Беседа с преподавателем училища циркового искусства Н. БАУМАНОМ)

На арене, озаренной лучами света, стоит человек.

Он кажется десятируким. Легкими, чуть заметными со стороны движениями он подбрасывает в воздух одновременно десяток различных предметов. В такт музыке все это кружится над головой. У зрителей рождается ощущение, что все предметы невидимыми нитями привязаны к человеку, заколдованы им и поэтому не падают на пол.

— Как же это удается делать?

Мой собеседник, преподаватель училища циркового искусства Николай Эрнестович Бауман, улыбается:

— В то время когда я был мальчиком, многие люди, не имеющие представления об особенностях работы в цирке, искренне считали, что акробаты, эквилибристы, жонглеры — люди с каким-то особым устройством организма или просто с выломанными костями. Теперь уже каждый пионер знает, что это вздор, что акробат, по существу, очень хороший спортсмен, гимнаст, отлично владеющий своим телом. Все достигается только тренировкой: и подвижность, и ловкость, и сила. Это в акробатике. Ну, а в жонглировании? Жонглер тоже должен много тренироваться, пройти большую специальную школу обучения. Но красивое искусство жонглирования и баланса доступно каждому человеку. Нужно только знать, какие упражнения и как именно следует делать.

Конечно, учиться легче всего под руководством хорошего инструктора. Но, правду говоря, 30 лет назад, когда я начал овладевать искусством жонглирования, у меня совсем не было преподавателя. Я постиг это искусство самоучкой. Поэтому я думаю, что каждый желающий научиться жонглировать может это сделать сам, руководствуясь для начала только теми указаниями, которые я дам на страницах журнала.

Освоив на практике упражнения, технику которых я объясню, вы увидите, что хотя это всего только тренировочные задания, но в сумме они представляют собой совершенно готовый цирковой номер, с которым не стыдно выступить на любом школьном вечере самодеятельности. Следует только оформить соответствующим образом предметы, с которыми вы будете выступать: мячики, палки, кольца. Но это уже вопрос будущего, и сделать это совсем не трудно.

Итак, начинаем первый урок. Он, как и последующие, будет продолжаться 45 минут.

Приготовьте для него два теннисных или простых резиновых мячика разных цветов. Условимся, что один мячик у нас белый, второй — с красной полосой.

Прежде всего примите правильную позицию. Она называется стойкой жонглера. Станьте прямо, держитесь без напряжения. Спина ровная, плечи развернуты. Левая нога для устойчивости немного выставлена вперед, колено полусогнуто. Правая — прямая. Упор делаете на нее. Руки согнуты в локтях, но держать их надо свободно, не сковывая движений. Локти расставлены на ширину плеч. Кисти повернуты ладонями вверх, пальцы полусогнуты для броска.

Начнем с одного мяча — белого. Перебрасывайте его из правой руки в левую и обратно так, чтобы он взлетал не выше уровня вашей головы. Делайте это минут 20, стараясь не раздвигать локтей. Можно сдвигаться с места, сохраняя стойку.

Через 20 минут тренировки возьмите оба мяча: в правую руку — белый, в левую — с красной полосой. Перебрасывайте мячи из руки в руку так, чтобы они летели на том же уровне, то есть не выше вашей головы, встречным полетом — прочерчивая в воздухе дугу. Потренировавшись дня три-четыре по 20 минут, вы научитесь выполнять это упражнение.

Через три дня приступим к следующему. Приготовьте еще один мяч — с черной полосой.

Теперь возьмите в одну руку (любую) два мяча. Тремя пальцами — большим, указательным и средним — держите белый. Двумя остальными пальцами прижмите к ладони мяч с красной полосой. Толчком трех пальцев пошлите в воздух белый мяч. Когда он, достигнув уровня головы, начнет падать вниз, бросайте навстречу ему всеми пятью пальцами красный. Рука свободна, она ловит белый мяч, сразу же посылает его вверх и ловит красный! При этом совершайте рукой (от локтя) кругообразные движения от груди в сторону плеча, чтобы мячи не сталкивались в воздухе. Кончая упражнение, прижмите первый пойманный мяч безымянным пальцем и мизинцем, а тремя остальными поймайте второй мяч.

Задание это сложнее двух первых и начинает выходить вполне гладко обычно только через неделю-две. Все время следите за стойкой. Она должна войти у вас в привычку.

Пожонглировав минут 20 двумя мячами, возьмите все три мяча. В одной руке (правой) — белый и красный, в другой (левой) — черный. Начинает та рука, в которой два мяча. Техника броска двух мячей вам уже известна. Теперь надо бросить белый мяч так, чтобы он описал дугу в сторону левой руки. В тот момент, когда белый мяч готов упасть, навстречу ему посылайте черный. Ловите левой рукой белый и навстречу черному правой рукой выбрасывайте красный. Затем "навстречу красному бросайте белый и т. д. Это создает в воздухе рисунок из двух встречных дуг, который особенно четко виден, если мячи ярко окрашены. Чтобы проделывать это четко и красиво, надо потренироваться дней десять.

Вы научились бросать три мяча. Прибавим к ним четвертый, скажем зеленый. Возьмите в каждую руку по два мяча. Как их держать, вы уже знаете. Но бросать их нужно не одновременно двумя руками, а так, чтобы левая немного отставала от правой. На языке жонглеров это называется «бросать не в темп». В правой руке держите белый и красный мячи (белый сверху), в левой — черный и зеленый (черный сверху). Первым бросайте белый мяч, вслед за ним — черный. Оба они летят по вертикали вверх. Когда белый готов упасть в ту руку, которая его бросила, навстречу ему посылайте из нее же красный. В этот момент черный будет падать в левую руку. Навстречу ему бросайте второй из этой же руки — зеленый. Таким образом, каждая рука бросает и ловит только свои мячи. В воздухе образуются две расходящиеся в разные стороны дуги.

Потренировавшись 4—8 уроков, приступайте к каскаду и полукаскаду.

Каскадом называется рисунок, который создают в воздухе летящие мячи при броске их вверх по вертикали из одной руки в другую. Причем бросает только правая рука, а ловит и перекладывает в правую всегда только левая. Бросать каскадом можно 2, 3 и 4 мяча.

При полукаскаде бросают и ловят обе руки, но правая бросает мяч так, чтобы он летел над мячом, брошенным левой рукой. Участвуют в полукаскаде всегда три мяча. Сначала бросают вверх белый — из правой руки, в которой держат два мяча. Вслед за белым, навстречу ему, левая рука выбрасывает черный—с тем расчетом, чтобы тот летел несколько ниже белого. Затем бросаете красный навстречу черному, но теперь уже немного выше него и т. д.

Начинайте тренироваться с каскада. Когда вы научитесь его выполнять, легче будет делать полукаскад. Оба эти задания можно освоить за четыре-пять занятий. Только пе нарушайте последовательности.

Теперь уже каждый ваш урок будет строиться следующим образом: первые 15 мин. — повторение пройденного; следующие 30 мин. — новое задание.

«Работа с мячами», как говорят у нас в цирке, вами уже освоена. Перейдем к кольцам.

Прежде всего где их достать? Учебное кольцо должно быть плоским, так как за плоский край его удобнее держать. Наружный диаметр кольца — 30 см, внутренний — 26 см, следовательно, ширина кольца — 4 см. Купить точно такое кольцо трудно, поэтому его лучше сделать самому из листа 3—4-миллиметровой фанеры.

Каждое из четырех сделанных вами колец обмотайте цветной тесьмой.

Начнем урок. Стойка при работе кольцами не меняется. Возьмите в правую руку два кольца — белое и красное. Каждое из них держите двумя пальцами: белое — указательным и средним, красное — безымянным и мизинцем. Придерживайте оба кольца большим пальцем.

Опустите руку немного вниз для взмаха. Резкий бросок вверх1 Кистью придавайте кольцу вращение снизу вверх. Вращение в полете необходимо для устойчивости кольца в воздухе. Кольцо взлетит значительно выше вашей головы. Когда оно начнет падать, навстречу ему бросайте другое кольцо, а падающее ловите всеми пятью пальцами. Большой немного отставьте, иначе он будет мешать. Ловите второе этой же рукой. Ладонь смотрит внутрь. Начинайте все сначала.

Проделайте то же самое левой рукой. Ее придется тренировать гораздо дольше, чем правую. Она менее ловка. Тренироваться с двумя кольцами нужно по меньшей мере четыре урока.

Освоив это упражнение, переходите к следующему.

Возьмите четыре кольца — по два в каждую руку. Бросайте их «не в темп», так же, как бросали два одной рукой. Это упражнение на 4 урока.

Только тогда, когда вы научитесь жонглировать мячами и четырьмя кольцами, беритесь за палки.

Сначала, конечно, их нужно сделать. Очень хорошо, если у вас есть готовые, выточенные на токарном станке палки. Но их можно выстрогать самому. Длина палки — 40 см, диаметр ручки — 2,5 см, к головке палка тоньше — 2 см. Диаметр головки — 4,7 см. Бросать и ловить палку нужно за ручку, чуть отступив от ее конца.

Начнем урок. Возьмите одну палку правой рукой так, чтобы головка ее смотрела на ваше левое плечо. Бросайте ее вверх с тем расчетом, чтобы она перевернулась в воздухе один раз в вертикальной плоскости. Силы здесь применять не надо, палка должна лететь немного выше уровня вашей головы. Взмах руки короткий — от локтя.

Когда научитесь бросать одну палку одинарным оборотом правой и левой рукой и из руки в руку (на это у вас пойдет всего один урок), принимайтесь за двойные обороты. Для них палку приходится крутить в два раза сильнее и бросать ее в два раза выше. Упражнение это трудное. Сразу оно не получится, но не теряйте терпения.

Две палки бросают из руки в руку точно так же, как два мяча. Но палки должны совершать в воздухе оборот.

Жонглирование тремя палками не отличается от жонглирования тремя мячами, но две палки в одной руке нужно держать вместе, не разводя их пальцами. Три палки можно бросать и двойными и одинарными оборотами.

Теперь можно начать учиться бросать палки из-под ноги. Корпус при этом следует держать прямо, ноги поднимать довольно высоко, по очереди, немного сгибая их в коленях. Правая рука бросает палку из-под правого колена, левая — из-под левого. Три палки посылайте одну за другой, сохраняя одинарные обороты.

«Коронный» трюк всякого жонглера — это балансирование предмета с одновременным жонглированием.

 

Самый удобный предмет для балансирования — тоже палка, длина которой соответствует примерно вашему росту (150—160 см). Толщина палки — 2,5—3 см. Как это ни странно, балансировать длинный предмет с тяжестью на его верхнем конце легче, чем короткий и без тяжести. Поэтому на верхний конец палки можно прикрепить маленькую площадку примерно 10X12 см. Нижний конец баланса должен быть совершенно ровным. Его неплохо оклеить кусочком замши или сукна.

Поставьте палку себе на лоб, как вам будет удобней. Руки разведите в стороны, держа их на уровне плеч. Корпус прямой. Левую ногу выставьте немного вперед. Теперь «ищите баланс» движениями шеи, не сходя с места.

Запомните, что балансировать с большой тяжестью — шестом, лестницей и т. д. — вам еще нельзя. Это доступно только хорошо тренированным профессионалам.

Высокая палка, на площадке которой стоит, скажем, ваза из папье-маше, выглядит во время выступления очень эффектно. Особенно если вы умеете, балансируя, одновременно жонглировать или вертеть кольца в разные стороны. Это легкий трюк. Делается он так. Вы надеваете на вытянутые и разведенные на уровне плеч руки, которые держите ладонями книзу, по кольцу. Размер кольца должен быть сантиметров 50 в диаметре. Кольца надевайте ближе к локтю. Два других держите в руках. Сначала взмахом обеих рук наружу заставьте те кольца, которые вы надели на локти, вращаться внутри. Затем разожмите пальцы и толкните кольца, находящиеся у вас в руках, к запястью, придавая им одновременно вращательное движение наружу. Теперь мягкими покачиваниями рук сохраняйте вращение. Кольца будут вертеться в разные стороны.

Закончив номер, правой рукой сбейте палку со лба и обеими руками поймайте вазу.

Беседу записала Е. Доскач
   

 admin@unteh.ru
©2009-2010