Изделие: Автомобиль с инерционным двигателем
конструктор инженер Ю. Моралевич
Модель
автомобиля с инерционным двигателем работает очень хорошо. Устройство ее
показано на рисунке. В качестве зубчатой передачи можно использовать
механизм от старых часов-ходиков, но придется его немного переделать:
изготовить новую ось большого зубчатого колеса, которая будет служить и осью
обоих задних колес автомобиля. Придется также удлинить в одну сторону ось
самой маленькой зубчатки, чтобы можно было соединить ее с осью маховичка.
Запомнив расположение всех шестеренок и их осей, аккуратно разберите
механизм ходиков. Снимите большую шестерню с ее оси и подберите стальную
проволоку подходящего диаметра. Отрезав ось требуемой длины, распрямите ее
на наковальне, насадите большую шестерню и припаяйте ее посередине оси.
Старые отверстия в щечках часового механизма нужно будет немного увеличить
по диаметру новой оси. Делайте это осторожно большим граненым шилом с таким
расчетом, чтобы ось свободно вращалась, но не болталась.
Сложнее удлинить в одну сторону ось маленькой зубчатки. Отступив от
зубчатки миллиметра на четыре, отрежьте остальной кусочек оси, сделайте из
листовой латуни втулочку такой ширины, чтобы она заняла промежуток от
зубчатки до щечки механизма. Насадив втулочку на оставшуюся
четырехмиллиметровую шейку, сделайте из стальной проволоки или гвоздика
подходящего диаметра приставную часть оси нужной длины, чтобы она после
сборки выступала из щечки миллиметров на десять. Вставьте новую ось во
втулочку и припаяйте все место соединения. Теперь можно собирать механизм
для установки на место.
Маховик для двигателя отлейте из свинца в небольшую коробочку из-под
гуталина, предварительно вставив ось — гвоздик диаметром в 1 — 1,5 мм или
кусочек велосипедной спицы. Чтобы ось лучше держалась в маховике, залудите
ее в атом месте, обмотайте несколькими витками голой медной проволоки,
пропаяйте и только после этого приступайте к отливке.
Инерционный мотор можно установить на любой игрушечный автомобиль.
Желательно лишь, чтобы он был с резиновыми шинами. Возможно, что для
маховика придется сделать небольшой вырез в кузове.
Маховик нетрудно установить, сделав по месту из металлической полосы
двойной кронштейн в виде буквы «П». В ножках кронштейна сделайте отверстия,
которые будут служить подшипниками маховика, а в перекладинке — отверстия
для крепления к автомобилю.
При установке добейтесь, чтобы ось маховика была как бы продолжением оси
малой зубчатки. Соединить их можно упругой спиральной пружинкой. Если при
пробе она не выдержит, поставьте двойную или замените более надежным
шарнирным соединением.
«Заправлять» автомобиль его необычным «горючим» нужно спокойно, без
резких рывков. Плавно разгоняйте автомобиль, держа его одной рукой и проводя
колесами по полу. Каждое новое движение проделывайте все быстрее, пока не
достигнете желаемой скорости. После этого легким движением поставьте его на
пол и отпустите. Колеса советуем установить для пути по кругу. Иначе ваша
машина, двигаясь со скоростью гораздо большей, чем заводная, обязательно
попытается протаранить стену или мебель и может потерпеть серьезную аварию.
А это очень скверно, если автомобиль после пробы сразу становится на
капитальный ремонт. Безремонтный пробег хорошей модели должен составлять сто
тысяч метров.
Инерционный двигатель можно поставить и на модель танка. С такой мощной
установкой танк будет одолевать препятствия, какие не под силу ни одному
танку с пружинным механизмом. Но снова предупреждаем, что здесь все дело
будет в точности монтажа и регулировки. Недаром говорят, что для небрежных
юных техников самый лучший двигатель — кусок веревки. Ведь любую модель
можно таскать за собой на веревочке на любое расстояние и с любой скоростью:
сухопутную — хоть вверх колесами по тротуару, а корабль — хоть вверх килем
по лужам.
|