ЮНЫЙ ТЕХНИК

второе дыхание         

Юный техник

 
 

Главное меню

Популярное

 

 

 

 

 

 

 

 

Вести с пяти материков

Не останавливаясь ни на секунду, бьется творческая мысль изобретателей. Каждый день приходят сообщения о новых достижениях, новых открытиях.

ТРЕТИЙ ПУТЬ К ВНУТРИЯДЕРНОЙ ЭНЕРГИИ

Открытие атомной энергии и способов ее промышленного использования явилось самым выдающимся достижением науки и техники.

До последнего времени были известны два способа получения атомной энергии: реакция расщепления и реакция термоядерного синтеза. Вторая реакция идет при колоссальных температурах — в миллионы градусов.

Совсем недавно, в декабре 1956 года, ученые Калифорнийского университета случайно обнаружили новый вид ядерного синтеза.

Реакция была открыта во время исследований, проводившихся при помощи мощного ускорителя — беватрона. Эта новая реакция синтеза совершенно не требует огромных температур.

Суть ее состоит в следующем. В наполненную жидким водородом так называемую пузырьковую камеру попадает а (мю)-мезон, образовавшийся в результате распада пи-мезона (о том, что это за частицы, было рассказано во втором номере нашего журнала за 1956 год, в статье «Частицы, из которых построена Вселенная»). Этот р.-мезон и является виновником новой реакции. Встречаясь с атомом водорода, р.--мезон превращает его в мезоатом. Вокруг его ядра вращается отрицательный мезон. Мезоатом водорода не отталкивается ядрами атомов и, встречаясь с атомом дейтерия, образует ядро изотопа гелия — гелия-3. При этом выделяется около 5 400 тыс. электроновольт энергии. Это втрое больше, чем энергия деления урана (на единицу веса).

Мезон после реакции высвобождается и может сближать новые ядра водорода и дейтерия. Несмотря на то, что жизнь ^-мезона коротка и равна приблизительно двум миллионным долям секунды, он успевает за это время соединить одну-две пары ядер водорода и дейтерия. Так как и- -мезон в реакции действует как своеобразный катализатор, реакция была названа «каталитической».

Интересно, что такая реакция может применяться для соединения всех изотопов водорода, причем в случае соединения трития и дейтерия будут выделяться свободные нейтроны.

Для получения одного м--мезона надо затратить 300 Мэв, а реакция дает всего 5,4 Мэв.

Как отметил руководитель работ доктор Льюис Альварес, «для того чтобы реакция приобрела практическое значение, необходимо найти другие катализирующие частицы со свойствами, подобными свойствам »j-мезона, но с долговечностью, по крайней мере равной 10—20 минутам».

Нужно отметить, что обнаруженная реакция еще в 1954 году была предсказана советскими учеными Я. Б. Зельдовичем, А. Д. Сахаровым и М. А. Марковым.

ПОД ВОДОЙ НА АВТОМОБИЛЕ

В расположенной на нескольких островах Японии большая часть внутренних перевозок происходит по морю, что далеко не всегда удобно из-за частых штормов. Японские инженеры выдвинули интересный проект. Они решили соединить острова Хоккайдо и Хондо железобетонной трубой диаметром 8 м. У берегов труба будет опираться на прибрежные быки, а в море ее будут удерживать тросы. Подводный тоннель будет плавать в проливе Цугару на глубине 20 метров. В нем пройдет автомобильное шоссе.

ВЕЛОСИПЕД - ХОРОШЕЕ СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ПО ВОДЕ

Конечно, это относится не ко всякому велосипеду, а к получившему уже распространение «гидровелосипеду». Подобный велосипед построил и испытал на реке Сене один французский изобретатель.

Удобно лежа «в седле», велосипедист крутит педали, от которых вращается гребной винт. Для увеличения скорости на велосипеде можно установить парус. При переноске велосипед складывается в удобный сверток.

 

«ВОДЯНОЙ ТЯГАЧ»

«Спортом смелых» называют катанье на водяных лыжах за моторной лодкой. Но до сих пор спортсмены зависели от того, кто управляет буксиром, не могли самостоятельно направлять свое движение.

Чтобы дать спортсмену свободу действий, сделать этот вид спорта еще интересней, австрийские конструкторы построили специальную буксирную лодку. На такой лодке, длиной около 2 метров, установлен мотор в 18 л. с. со стартером, дающий возможность развивать скорость до 45 км/час.

Спортсмен управляет лодкой при помощи трехметрового рычага, за который он держится. Если лыжник потеряет равновесие и упадет, автоматический выключатель остановит мотор.

СПАСАТЕЛЬНАЯ ШЛЮПКА НЕ ТОНЕТ

При кораблекрушении обычные спасательные шлюпки приходится осторожно спускать на воду при помощи лебедок, и все же они часто переворачиваются и тонут.

Новая шлюпка, построенная в Дании, не может затонуть.

На палубе корабля в нее входят люди, и шлюпка герметически закрывается. Когда корабль погружается, шлюпка остается на поверхности моря. Шлюпка имеет двигатель и радиостанцию, а ее сиденья, основанные на принципе гироскопа, даже при сильном волнении на море остаются горизонтальными.

АНАНАСО-ПОЛИВОЧНАЯ МАШИНА

Начиная с 1493 года, когда европейцы привезли с собой из Америки несколько первых ананасов, это замечательное растение быстро распространилось по всем теплым районам земного шара. Достигающее 40 — 50 см высоты растение имеет большой, до 4 кг весом, вкусный плод, очень богатый витаминами. Особенно привились ананасы на Гавайских островах, где ежегодный урожай достигает 900 т. На плантациях, занимающих до 25 тыс. га, механизированы поливка растений и опрыскивание их дезинсектирующими растворами.

   

 admin@unteh.ru
©2009-2010