ЮНЫЙ ТЕХНИК

второе дыхание популярного журнала         

Юный техник

 
 

Главное меню

Популярное

 

 

 

 

 

 

Юный техник » Номер 4 1981 год » Конструктор железных людей

Номер 4 1981 год

Конструктор железных людей

Сегодня мы познакомим вас с человеком, для которого техническое творчество поначалу было всего лишь детским увлечением, а с годами переросло в серьезный труд, захва­тивший его на всю жизнь. Конечно, так бывает далеко не всег­да: не обязательно же всем участникам технических кружков становиться конструкторами или изобретателями! Но, несомнен­но одно: ни для кого юношеское хобби не проходит напрас­но. Увлечение техникой прививает умение логически мыслить, анализировать, развивает фантазию, сообразительность, умение критически относиться к собственным ошибкам.

Мы уверены, что рядом с вами много взрослых людей, тру­довую судьбу которых во многом определили технические фантазии юности. Попробуйте расспросить своих родителей, учителей, руководителей кружков, а потом напишите нам. Впро­чем, может быть, вы сами уже начали трудовую жизнь, тогда расскажите о себе.

Лучшие из этих рассказов мы с удовольствием напечатаем в журнале.

На Всемирной выставке 1937 года в Париже впервые бы­ла представлена экспозиция на­шей страны. Внимание посетите­лей павильона СССР привлек пер­вый советский робот. На широкой груди квадратноголового «чело­века» красовалась загадочная мо­нограмма: «В2М». Так зашифро­вал свое имя создатель робота: Вадим Викторович Мацкевич. Вот только мало кто верил, что изо­бретателю нет еще и 16 лет, что он ученик восьмого класса обык­новенной средней школы в про­винциальном российском городе Новочеркасске...

— Началось, конечно, не с ро­бота, — вспоминает Вадим Викто­рович, ныне известный изобрета­тель, кандидат технических наук.— Помню первое свое «изобрете­ние». Было мне тогда лет 9— 10. Отец часто жаловался, что

слишком медленно подогревает­ся на примусе вода для бритья. Ну, я взял два уголька, подсоеди­нил к ним два проводка, сунул в розетку — через полминуты во­да бурлила вовсю! Конечно, не советую нынешним юным техни­кам проводить такие «опыты» с электричеством, тем более что в любом магазине электротова­ров можно купить отличный ки­пятильник... Но думаю, что имен­но с того дня и почувствовал я вкус к изобретательству.

Должен сказать, что тогда, в 30-е годы, была у нас в Ново­черкасске маленькая, но очень хорошая станция юных техников. Было там несколько добрых, вни­мательных взрослых, искренне желавших, чтобы из нас, мальчи­шек, выросло что-нибудь путное, чтобы мы не слонялись бесцель­но по улицам, а делали что-то полезное для людей и интерес­

ное для самих себя. Помню, наш плотник сколотил для моей ра­диопередвижки такой великолеп­ный ящик, что просто неудобно было после этого самому ударить в грязь лицом. Жаль, не запомнил я имени этого хорошего челове­ка...

А роботами я «заболел» в 1935 году. Тогда у нас в Новочер­касске показывали американский научно-фантастический          кино­фильм «Робот инженера Риппля, или Гибель сенсации». Сюжет фильма был захватывающий. Ин женер Риппль изобрел робота, способного заменить на предпри­ятии огромное количество людей. Тысячи рабочих оказываются на улице.

«Герой» Всемирной выставни в Осане — теперь энспонат музея ЦСЮТА ученинов Вадима Викто­ровича занимают новые проблемы.

Рабочие восстают против техники, приносящей им безрабо­тицу и голод. Тогда армия на­правляет роботов против восстав­ших. Бездушные машины крушат все на своем пути, гибнет и сам изобретатель...

Этот фильм я просмотрел, на­верное, раз шесть. И решил: дай­ка сделаю такого же робота, только чтобы он был добрым и приносил людям пользу!

Вначале мало кто одобрял мое увлечение. Товарищи надо мной смеялись: ничего у тебя не вый­дет, лучше лепи радиоприемни­ки, это легче... Находились такие взрослые, что говорили «И что это вас, молодой человек, заин­тересовали какие-то заокеанские выдумки? Роботы — это продукт чуждых нам взглядов!» Тем бо­лее увлечение робототехникой было в те времена дорогим удо­вольствием. Требовались, напри­мер, высококачественные шари­коподшипники, а их наша про­мышленность тогда еще не про­изводила. В магазинах они про­давались, но импортные, и стоили таких денег, что мальчугану вроде меня оставалось только любовать­ся ими через витринное стекло.

И тут нашелся человек, кото­рый мне помог. Это был комсо­мольский секретарь Костя Ерофицкий. Он сказал: «Разве вы не видите, что для него эти роботы не игрушка, он всерьез ими увле­чен! Так что же в этом плохого? Чем его отговаривать, давайте лучше поможем!» По его насто­янию мне выдали целый ящик белой жести, и — мог ли я меч­тать? — десять новеньких швед­ских подшипников.

Для любого увлеченного тех­никой мальчишки важно, чтобы на его пути встречались добрые, отзывчивые люди, способные на­править мальчишескую энергию в надежное, полезное русло. Так вот, мне, я считаю, очень повез­ло в жизни.

На фотографии сорокапятилет­ней давности школьник Вадим Мацневич со своим первым робо­том.

Рядом со мной всегда находились такие люди. Благода­ря им и удавалось мне часто добиваться успеха в задуманных мною делах.

На первого моего робота — того самого, что потом побывал в Париже, — ушло два года кро­потливого труда. Этот механиче­ский человек ростом в 1,2 метра управлялся по радио с помощью простейшего искрового передат­чика и выполнял восемь команд. Он двигался на свет и стрелял из пистолета. Им можно было командовать и по проводам, на­жимая кнопки на выносном пульте.

К тому времени, когда Вадим Мацкевич окончил школу, его имя было уже настолько извест­но, что на факультет автоматики и механики Московского энергетического института его приняли даже без экзаменов. Но спокойно учиться пришлось недолго. Началась война с гитлеровской Германией. Студенты МЭИ вместе со всеми оставши­мися в городе москвичами рыли противотанковые заграждения, дежурили на крышах домов во время воздушной тревоги — ту­шили зажигательные бомбы. Мно­гие уходили на фронт защищать столицу. Записался в ополчение и третьекурсник Мацкевич. В побе­де над врагом на подступах и Москве есть и доля его усилий, и капля его крови... А вскоре пригодились и знания по элек­тронике. В 1942 году его направ­ляют на учебу в авиационную академию, и с 1943 года В. В. Мацкевич — испытатель но­вой авиационной техники.

— Работа эта была сродни вой­не по трудности, напряженности, а подчас и опасности, — расска­зывает Вадим Викторович. — На раздумья и эксперименты вре­мя отпускалось минимальное: ведь нужно было добиться, чтобы наши самолеты сегодня, сейчас, а не завтра летали лучше, чем фашистские...

Есть в боевых самолетах при­бор, предупреждающий о при­ближении самолета противника. В те годы это устройство было очень громоздким, да и срабаты­вало оно лишь тогда, когда вра­жеский самолет подходил уже почти вплотную. Зачастую у пи­лота оставались доли секунды, чтобы придать машине положе­ние, выгодное для боя. А Мацке­вич придумал устройство с даль­нодействием 10 км, к тому же все оно могло вместиться в кулаке... Видавшие виды авиаторы понача­лу отказывались даже обсуждать эту «игрушку». «Вы без году не­деля как пришли в авиацию, — говорили ему, — а уже думаете открывать в ней Америку. Такого не бывает, молодой человек!..»

Но жизнь показала, что даже из самых солидных правил бывают исключения. Первые же боевые машины, оборудованные этими «игрушками», дали пилотам как бы второе зрение. «Чудак ты, да и только! — воскликнул тогда Артем Иванович Микоян, знаме­нитый авиаконструктор. — Как ты можешь быть таким спокой­ным? Ты должен прыгать, пля­сать... Ты сам не понимаешь, ка­кую важную вещь сделал!..»

—      А как же с роботами? — спрашиваю я Вадима Викторови­ча. — Наверное, об этом мирном увлечении пришлось начисто за­быть?

—      Представьте себе, ни на один день не забывал! Бывало, держу в руках какое-нибудь сложнейшее электронное приспо­собление, а в голову лезет мысль: вот бы мне такую техни­ку тогда, когда мастерил робота! Особенно обидно бывало, когда на моих глазах выбрасывали на свалку отслужившие свой срок, но еще действующие механизмы автоматических систем самолетов: моторы, реле, гироскопы... Я сразу вспоминал, с каким боем доставал для робота самые про­стые детали.

Но, конечно, во время войны, да и сразу после Победы было не до роботов. Только в конце пятидесятых годов снова посчаст­ливилось заняться любимым де­лом. Теперь уже я руководил ра­ботой таких же мальчишек, каким сам был 20 лет назад. На подмо­сковной Чкаловской станции юных техников мы с ребятами сконструировали и построили большого робота. Он был ростом в 1,8 метра, выполнял 18 команд по радио, мог видеть и слышать.

Многие из тех ребят за про­шедшие годы стали видными спе­циалистами. Вот у меня в руках книжка. Ее написал один из маль­чишек с Чкаловской станции — Юра Андреев. Сейчас он доктор наук, крупный ученый в области кибернетики. Вот и для него рс-

боты стали делом всей жизни! Обратите внимание на дарствен­ную надпись: «Моему первому учителю кибернетики». Могу только пожелать всем учителям получать от своих учеников такие подарки!..

На Всемирной выставке ЭКС- П0-70 в японском городе Осаке роботам был отведен почти целый павильон. Каких только роботов здесь не было! Разнообразные роботы-секретари, роботы-про­давцы, роботы-няньки, роботы- клоуны, роботы-меломаны... Но, по всеобщему признанию, в этой разношерстной толпе металличе­ских и пластиковых «людей» не было равных роботу из СССР. Построило его новое поколение юных кибернетиков на той же Чкаловской станции под Москвой, снова под руководством В. В. Ма- цкевича. Трудно перечислить все способности этого робота-гиганта высотой более 2,5 м. Он был на­столько «артистичен», что даже танцевал под музыку, одновре­менно «изображая» ее на цвето- музыкальном экране.

Вначале нужно постигнуть азы радиотехники...

Великан умел видеть, слышать, понимал человеческую речь, решал сложные математические задачи. Но, пожалуй, секрет его популярности заключался не в сложности схемы и даже не в разносторон­них «дарованиях». Газеты писали: «Трудно передать восторг, с ко­торым смотрели на робота япон­цы, особенно дети». Подчерки­ваю: «Особенно дети»! Вот в чем секрет: наш робот прежде всего был добрым. И в этом, мне ду­мается, главная его «заслуга» — точнее, заслуга тех, кто над ним трудился.

Вадим Викторович, вот вы говорите: добрая техника... А в начале нашей беседы вы расска­зали о старом приключенческом фильме, в котором роботы были «злыми» и действовали против людей. В последние годы проб­лема «доброй» и «злой» техники волнует многих. Некоторые фило­софы и фантасты опасаются, что со временем роботы могут вый­ти из-под контроля создавшего их человека. Современные робо­ты уже обладают, как и люди, па­мятью и нервной системой. Не за горами, вероятно, и созда­ние искусственного разума... Как вы считаете, насколько реальна такая опасность?

— Да, вы правы, эта проблема хоть и несколько преувеличивает­ся в романах, но, по-видимому, не зря волнует ученых и писате­лей. И кстати, не только в по­следние годы. Еще в XIX веке английская писательница Мэри Шелли опубликовала фантастиче­скую повесть «Франкенштейн».

Кстати, сюжет этого произведе­ния предвосхитил и американский фильм о незадачливом инженере Риппле, и многие другие фильмы и книги подобного пошиба... Вы­шедший из повиновения искус­ственный сверхчеловек жестоко расправляется со своим создате­лем, молодым ученым-энтузиа­стом Франкенштейном. Трагедия этого изобретателя, на мой взгляд, состояла в том, что он, да­вая жизнь своему творению, не обдумал всех возможных по­следствий его появления на свет. Так более 150 лет назад далекая от техники писательница высказа­ла гениальную мысль: одной лю­бознательности в науке, оказы­вается, недостаточно! Кроме умелых рук, обширных знаний и тру­долюбия, ученому необходим трезвый разум, кристальная чест­ность и искреннее желание при­нести пользу людям. Именно лю­дям, а не одному себе. Без это­го за постройку робота лучше и не браться!

М. САЛОП


Теги: робот, год, этот, такой

Популярное Случайное Нас нашли
   

©2009  Адрес в интернете: http://unteh.ru