В истории изобретений можно встретить немало примеров, когда давно известные вещи, соединенные вдруг кем-то особым образом, давали совершенно новое качество. Так получилось и с ручной гармоникой. Почти пять тысяч лет знаком людям звучащий язычок — металлическая пластинка, колеблющаяся под напором воздуха.
Мехи тоже известны с незапамятных времен — сперва кузнечные, а потом органные. И клавиатура была изобретена много веков назад. А возраст ручной гармоники, сочетающей в себе и то, и другое, и третье, на фоне этой старины можно считать младенческим — чуть больше ста пятидесяти лет.
Работавший в Берлине музыкальный мастер Фридрих Бушман пользовался при настройке органов и фортепиано инструментом собственной конструкции — маленькой коробочкой, в которой под напором вдуваемого ртом воздуха звучал язычок, издавая тон определенной высоты. Однако
мастеру не нравилось, что одна рука была занята инструментом. Бушман вделал эту коробочку в мехи. Теперь во время работы мастер ставил инструмент рядом с собой, растягивал мехи кверху и отпускал. Сжимаясь под давлением собственного веса, мехи подавали воздух на язычок. Обе руки мастера оставались свободными, а кроме того, не нужно было дуть ртом, что тоже облегчало работу. Потом Бушман догадался, что инструмент можно снабдить несколькими язычками для настройки разных тонов, а чтобы язычки не звучали одновременно, оснастить их клапанным механизмом.
А еще позже мастер понял, что изобретенную им конструкцию можно превратить в самостоятельный музыкальный инструмент.
Правда, незадолго до этого появилась фисгармония, которая уже сочетала в себе и звучащие язычки, и мехи, и клавиатуру. Но фисгармония была громоздким салонным инструментом.
Так мастер, облегчая себе труд (сейчас мы назвали бы это рационализацией), изобрел новую форму музыкального инструмента. Форму, но пока не сам инструмент, потому что играть на нем было еще нельзя: ведь клапанный механизм предназначался лишь для настройки. И хотя позже Бушман пытался осуществить свой замысел и сделать ручную гармонику, получилось у него нечто примитивное, вроде детской игрушки.
И вот одна из таких игрушек попала в руки венскому органному мастеру Кириллу Демиану, а спустя некоторое время, в 1829 году, он взял привилегию на инструмент, названный им аккордеоном. На аккордеоне уже можно было играть — правда, очень простые мелодии и только в одной тональности, но это была музыка, а не надоедливая для взрослых детская забава. Аккордеон Демиана имел пять кнопок на левой стороне и пять на правой.
Здесь бы надо остановиться и точнее разобраться в истории. Аккордеон мы привыкли считать гораздо более современным инструментом, чем гармошка, и вдруг оказывается, что он старше! А кроме того, ведь у аккордеона фортепианная клавиатура для правой руки, а речь идет о кнопках.
Но подождем пока уточнять этот вопрос, а посмотрим, как гармошка попала в Россию. Произошло примерно то же самое, что сейчас происходит с нашими балалайками. Их покупают иностранные туристы и увозят домой в качестве экзотического сувенира. Так и в Россию привозили ручные гармоники — не туристы, конечно, а купцы, моряки, артисты.
Однако очень скоро гармоника превратилась на русской земле из экзотического инструмента в народный. А обязаны мы этим, как ни странно, не музыкальным мастерам, а тульским оружейникам.
Летом 1830 года один из них, Иван Сизов, поехал на ярмарку в Нижний Новгород и там услышал гармонику в руках купца из Европы. Сизов выторговал у купца гармонику, тогда еще довольно дорогую. Привез домой и, как всякий любознательный мастеровой, первым делом разобрал инструмент и изучил его устройство. Убедившись, что ничего особо сложного в нем нет, тем более для тульского оружейника, взял и сделал своими руками такой же.
Очень скоро изготовление гармоник стало в Туле повальным увлечением, а через каких-нибудь десять лет налаживается и фабричное производство. И не только в Туле. То тут, то там возникают новые промыслы, причем множатся и разновидности гармоники, потому что в каждой области ее подлаживают и переиначивают под свои напевы. Саратовская, ливенская, бологовская, череповецкая, касимовская, елецкая, вятская... Всех и не перечесть. А в самом начале нашего века появился баян.
Теперь разберемся в терминах. Итак, гармоника, аккордеон, баян.
Гармоника — общее название большой группы инструментов, в которых звучит какое-то количество физических тел, не изменяющих высоты своего тона. В ксилофоне, например, это деревянные бруски, в занзе — металлические или бамбуковые пластинки, в фисгармонии — язычки. Струна тоже физическое тело, но она под это определение не подходит, потому что на многих инструментах во время игры изменяет свою длину, а значит, и высоту тона. Гармоники бывают ударные, щипковые, духовые. По брускам ксилофона стучат деревянными молоточками, пластинки занзы защипывают пальцами и отпускают, и они, вибрируя, звучат. Язычки фисгармонии колеблются от потока воздуха, нагнетаемого ножными мехами. А еще гармоники бывают стационарные, переносные и ручные, фисгармония прочно обживает место в комнате, ксилофон можно переносить куда угодно, но при игре его все-таки ставят. А на ручных инструментах можно играть и на ходу.
С точки зрения такой классификации новый инструмент полностью должен был именоваться так: ручная духовая гармоника. В России первые два определения отпали (и так ясно, что ручная и что духовая), а основное название видоизменилось на русский лад — так появилась гармонь, гармошка.
Но Демиан не ограничился типовым определением инструмента, а дал ему и собственное название — аккордеон. Случайно ли? Нет. Новый инструмент при нажатии одной кнопки в левой руке издавал не один звук, а целый аккорд. И в этом смысле гармошка и баян — тоже аккордеоны! Кстати, в западных странах других названий и нет — там и кнопочный, и клавишный инструменты называются аккордеонами. У нас же сложилась традиция называть аккордеоном только инструмент с фортепианной клавиатурой для правой руки. И вот любопытнейшая деталь: такой инструмент был сделан впервые не на Западе, как считают многие, а в городе Ельце! Елецкая гармоника так и называлась — рояльная, потому что ее клавиатура напоминала белые клавиши рояля, а после всех усовершенствований добавились еще и черные.
Вот как исторические факты переворачивают общепринятые представления. Оказывается, русская гармошка пришла к нам издалека, а аккордеон (в нашем привычном значении этого слова) впервые родился в России!
Правда, современную свою форму инструмент с фортепианной клавиатурой обрел не у нас: елецкая гармошка так и осталась гармошкой.
Остается уяснить, что такое баян. Обычный ответ: это усовершенствованная гармошка, у которой значительно больше возможностей. Определение не совсем точное, потому, что у баяна не просто больше возможностей, а качественно другие возможности. Чтобы это было понятнее, вернемся пока снова к гармошке.
Гармошка, располагая семью, а не двенадцатью звуками в каждой октаве, приспособлена для исполнения только народных мелодий, причем часто только мелодий данной местности и только в той музыкальной тональности, которая здесь бытует. Даже елецкая гармошка, хоть она и называется рояльной, в левой руке имеет всего несколько кнопок, что сильно ограничивает ее возможности. А что говорить о гармошках, которые имели в левой руке только две кнопки, рассчитанные на два баса и два аккорда?
Тут требуется пояснение. Как это — кнопок две, а разных звучаний четыре?
Дело в том, что язычок работает от потока воздуха, идущего в одном направлении. В фисгармонии было именно так — воздух от ножных мехов в одном направлении и шел. А в ручной гармонике при сжиме и разжиме мехов направление потока меняется. Приходится для каждого клапана ставить два язычка — один работает на вход воздуха, другой на выход. А если все равно нужно ставить два язычка, то почему бы не сделать их разными? Вот и получилось, что на первой ручной гармонике Демиана и потом на многих других гармошках возможности вдвое превышали количество кнопок. Но, несмотря на это, все равно оставались очень ограниченными.
Яков Орланскии, поделился с гармонным мастером Петром Стерлиговым идеей нового инструмента. Или, если говорить языком сегодняшнего производства, сформулировал техническое задание. Идея вдохновила мастера, и через два года появился инструмент, имевший в правой руке больше четырех октав по двенадцати звуков в каждой, а в левой — полный набор басов и главных аккордов для всех двадцати четырех тональностей!
Так что лавры изобретения баяна в равной мере принадлежат музыканту и мастеру. Музыкант не умел делать инструменты, а мастер не играл ни на гармошке, ни на баяне ничего, кроме одной- единственной песни «Светит месяц». Да и ту выучил только для того, чтобы проверять качество своих изделий. А вдвоем они создали инструмент, с самого начала настолько совершенный, что в принципе он не изменился до сих пор, хотя улучшения, конечно, были. И уж этому-то инструменту стало доступно все, вплоть до концерта с симфоническим оркестром.
Теперь пора познакомиться с устройством баяна и аккордеона, хотя, разбираясь в терминах, мы уже кое-что уяснили.
Звучащая основа инструмента — язычок. Это узкая тонкая пластинка, вырезанная из листа специальной голосовой стали. Но сама по себе пластинка звучит очень тихо. Латунная или дюралюминиевая рамка — первый элемент, который усиливает звучание язычка. В ней есть проем, выштампованный почти точно по размеру язычка. При игре язычок под напором воздуха входит в проем и колеблется в нем, при этом зазор между краями язычка и стенками проема составляет всего несколько сотых миллиметра. Чем меньше зазор, тем лучше звучит язычок, а кроме того, меньше расходуется воздуха, а значит, и играть легче. Можно довести зазор до одной сотой миллиметра, но, во-первых, это трудно и дорого, а во-вторых, такой инструмент будет капризничать при резкой смене тепла и холода из-за неодинакового линейного расширения материалов язычка и рамки.
Два одинаковых язычка приклепаны к рамке с разных сторон, каждый к своему проему. Один звучит при сжиме мехов, другой— при разжиме. Когда работает один язычок, проем другого закрывается под напором воздуха полоской тонкой эластичной кожи. В баянах и аккордеонах в отличие от некоторых гармошек на сжиме и разжиме мехов от одной кнопки звучит один и тот же голос.
И еще один элемент усиливает звучание язычка и заодно обогащает его тембр — резонаторная камера. Выполнена она так, что рамка с язычками составляет одну ее стенку. Объем каждой камеры точно рассчитан для данного тона, а сами камеры собраны в блоки, которые делаются из резонансной ели. Правда, тут мастера вынуждены идти на компромисс. Если выдержать расчетные объемы камер, инструмент станет довольно тяжелым — около четырнадцати килограммов. Некоторые исполнители, заказывая себе баяны, мирятся с этим неудобством. А в серийных баянах блоки резонаторных камер делаются меньших размеров, а значит, и каждая камера меньше расчетной. Звучание становится менее полным, чем оно могло быть, зато инструмент получается значительно легче.
Кстати о звучании. Вы знаете, конечно, характерный голос аккордеона — чуть резковатый, но приятно вибрирующий. Как это достигается? При нажиме одной клавиши звучат сразу три язычка, которые мастер специально немного расстраивает. Скажем, звук «ля» первой октавы — это 440 колебаний в секунду. Один из язычков так и настроен. Но другой дает на два-три колебания больше, а третий — на столько же меньше. Такая настройка голосов называется разливом. Когда-то считалось, что разлив — основное, что отличает голос аккордеона от звучания баяна. Но, во-первых, разлив уже использовался в некоторых гармошках и даже сейчас делается в юношеских баянах, а во-вторых, многие современные аккордеоны выполняются без разлива и их звучание в принципе не отличается от звучания баяна, который почти всегда настраивается чисто.
Есть инструменты, которые могут звучать и с разливом и без него, а кроме того, широко разнообразить тембр. Такие аккордеоны и баяны имеют не один голосовой блок, а несколько — они называются регистрами. Теперь те три нарочно чуть расстроенных голоса могут разместиться не в одном блоке, а в разных, и включать можно или все блоки вместе, или только чисто настроенный блок. Сверх того, есть регистры, имитирующие голоса других инструментов, повышающие и понижающие звучание на октаву. Разные комбинации регистров и создают разные тембры и вдобавок расширяют звуковой диапазон инструмента. Система переключения регистров проста: перед каждым голосовым блоком располагается длинная планка с отверстиями для доступа воздуха. Если сдвинуть планку, она перекроет поток воздуха к этому регистру. Музыкант управляет планками регистров, нажимая рычажки, расположенные вдоль клавиатуры. Причем даже комбинация регистров мгновенно включается нажатием только одного из рычажков, что очень удобно во время игры.
Присмотримся к баяну и аккордеону снаружи. Если это полные
современные инструменты, на левой от исполнителя стороне они имеют сто двадцать кнопок. Причем во время игры музыкант их не видит. Непосвященный при одном взгляде на такое обилие кнопок теряется и решает, что освоить этот инструмент — дело почти безнадежное. А суть этой внешней сложности парадоксальна: столько кнопок инструменту нужно для того, чтобы на нем было легче играть!
Вообще-то для полноценного аккомпанемента во всех двадцати четырех тональностях хватило бы и шестидесяти кнопок — ровно Половины. Вы скажете, что и этого за глаза достаточно, чтобы запутаться в них. Но, во-первых, сразу во всех тональностях никто не играет, а во-вторых, выручает расположение кнопок. Эта основная группа в шестьдесят кнопок размещается в двенадцати горизонтальных рядах — по числу нот в октаве. В каждом ряду — бас и четыре разных аккорда. Но ряды идут не подряд по названиям нот, а по особой системе, в которой на первый взгляд нет никакого смысла. Однако музыканту хорошо известен смысл: когда он начинает играть, оказывается, что все кнопки этой тональности у него под пальцами! И даже если он переходит в параллельную тональность, нужные кнопки опять же рядом — чуть выше или чуть ниже!
Но допустим, музыкант начал играть с тональности, кнопки которой начинаются с самого нижнего ряда основной группы. Тут уже нет свободы маневра, и если б левая клавиатура ограничивалась только основной группой кнопок, музыканту приходилось бы делать резкие скачки в верхнюю ее часть — через одиннадцать рядов. Так немудрено и промахнуться. Но в том-то и дело, что кнопки верхней части дублируются ниже основной группы. Точно так же нижняя часть основной группы дублируется вверху.
На это уходит еще сорок кнопок.
А остальные двадцать?
Они тоже располагаются хитро: вроде бы повторяют вертикальный ряд басов, но со смещением На четыре ноты вниз. Теперь та кнопка, которая в основном ряду Размещена далековато, в допол нительном снова оказывается рядом.
Однако суть остроумного решения заключается не просто в Удобстве игры. Удобство стало качественно иным — так вернее было бы сказать. На любом другом инструменте, если нужно сыграть то же самое произведение в другой тональности, приходится менять всю пальцовку — последовательность движений пальцев. Поэтому будущие музыканты вынуждены играть гаммы во всех двадцати четырех разновидностях. На баяне же левой рукой достаточно освоить только две — одну минорную и одну мажорную. А чтобы сменить тональность, достаточно при той же пальцовке просто начать играть с другого ряда кнопок. На аккордеоне — тоже. А если речь идет о современном баяне, это же относится и к правой руке!
Вот тут мы подошли к основному различию между баяном и аккорденом. Казалось бы, все просто: если раньше играл на гармошке, осваивай баян, если умел на фортепиано — бери в руки аккордеон. А если только начинаешь, выбирай на вкус. Но все не так просто.
Клавиатуру фортепиано знает каждый, во всяком случае на вид. Она несимметрична: черные клавиши располагаются группами по две и по три, а между белыми то есть черная, то нет. Именно поэтому требуется каждый раз менять пальцовку, если нужно сыграть что-нибудь выше или ниже. Аккордеон, заимствовавший у фортепиано его клавиатуру, предъявляет к правой руке исполнителя те же требования. А баян — нет. Его кнопки располагаются симметрично: октава имеет четыре ряда по три кнопки. Если нужно сыграть на полтора тона выше или ниже, начни с соседнего горизонтального ряда, и все. Пальцовка остается неизменной.
А если на полтона? Или на тон?
И тут возникло еще одно решение. Вместо трех вертикальных рядов на правой стороне их стало пять. Но баянист по-прежнему играет на трех, однако выбирает их в зависимости от тональности. Четвертый и пятый ряды всего лишь повторяют первый и второй. Теперь, чтобы взять ниже на полтона, нужно вместо трех первых вертикальных рядов использовать второй, третий и четвертый. На тон — третий, четвертый и пятый.
Так и правой руке баяниста стало хватать упражнений только в двух тональностях. Повторяю: ни один другой инструмент так не облегчает задачу музыканта.
Но если вы сделаете из сказанного вывод, будто научиться играть на баяне — пара пустяков, то ошибетесь. Это такой же серьезный инструмент, как и другие.
С. ГАЗАРЯН
Рисунки В. ОВЧИНИНСКОГО