ЮНЫЙ ТЕХНИК

второе дыхание         

Юный техник

 
 

Главное меню

Популярное

 

 

 

 

 

 

 

 

Твой металл

И. Леонидов Рис. М. Аверьянова

БРАТЬЯ СУЧКОВЫ — люди известные и уважаемые за свои успехи в добыче металла.

Кто они: горняки, доменщики или сталевары?

Нет, фамилия Сучковых не значится в списках отдела кадров ни на одном руднике или металлургическом комбинате.

И между тем руками Сучковых добыто 1 150 кг стали и железа.

Сложней всех овладевать профессией «открывателя металла» было самому младшему из братьев — Александру. Второкласснику пришлось открывать для себя много новых истин: узнать, что ломаная голубая кровать — это черный металл, а измятый, грязный самовар — цветной!

Теперь в Крылатской школе каждый ученик, даже первоклассник, толково и солидно пояснит вам, какие автодетали сделаны из цветного металла или, скажем, сколько весит сломанная секция батареи парового отопления.

— Это мы раньше не знали, а теперь!.. — гордо добавит он.

«Раньше» — это до той памятной общешкольной линейки и собрания актива, где директор школы Александр Александрович Иосифов и старшая пионервожатая Вера Тихоновна Козлова рассказали ребятам о призыве ЦК ВЛКСМ к школьникам помочь Родине сбором металлолома.

Металла вокруг валяется много. Приходят в негодность металлические вещи; отслужив свой срок, они попадают в чуланы и на свалки, захламляют дворы.
Пропадает труд слесаря и токаря, кузнеца и фрезеровщика, создавших вещь. Но металл, из которого эту вещь сделали, не погиб окончательно. Он еще упруг и крепок, еще долго может служить людям. В металле еще сохранился труд рудокопа, добывшего руду, шахтера, который дал уголь для ее плавки, доменщика и сталевара, превративших глыбы рыжего железняка в тяжелые серые слитки стали.

Этот труд можно сберечь, дать новую жизнь металлу. И это можно сделать собственными руками. Твой труд вольется в труд «огневых мастеров» добывающих и создающих металл!

Не нашлось в Крылатской школе ни одного, кто не захотел бы стать в ряды мастеров металла. Вся школа — от выпускников-старшеклассников до первоклассников, осваивающих трудное искусство рисования палочек, — загорелась желанием немедленно «открывать залежи» и «вести добычу».
Старшеклассники-комсомольцы несколько охладили пыл ребят: бродить по окрестностям школы да собирать случайно попавшийся под руку лом — пустое занятие! Нужен план работы, разведка «залежей», надо организовать подвозку металла и учет его. Иначе как узнаешь, кто, чей класс собрал больше?
И вот здесь же, во время актива, родилась идея стройной организации, появился план работы.

Прежде всего был избран штаб, «рудоуправление», куда вошли секретарь комсомольской организации Боря Акимов, председатель совета дружины Тамара Мамыкина и член учкома Володя Павликов.

Виктор Сучков, Коля Антонников и Борис Соковиков должны были организовать сборный пункт во дворе школы, а четверо весовщиков — принимать и взвешивать лом.

Составили и план разведки.

Впрочем, разведчиком чувствовал себя каждый. Ничто не укрылось от зорких ребячьих глаз.

— Алексан Алексаныч, за деревней узкоколейка брошенная. Еще когда канал Москва — Волга строили, протянули. Там рельсов—ужас.

— А заборы, заборы — обратите внимание. Ведь сколько в них стояков из рельсов! Обязательно забрать нужно!

— Что заборы! На фабрике культтоваров обрезков металлических горы целые, ступить некуда, вот бы вывезти!

Обрезки, подумаешь! Возле Татарова дот с войны стоит. Там всякого железа...

И ходили, окруженные толпой ребят, депутаты сельсовета; по просьбе школы сельсовет обязал их улаживать «конфликты» ребят с владельцами стальных стояков в заборах. Гудело пламя в руках приехавшего по вызову школы мастера - автогенщика: словно масло, режутся рельсы старой узкоколейки. Взлетали комья промерзшей земли и снега над полуразрушенным дотом. То и дело въезжали на школьный двор полные лома сани, выделенные птицефабрикой...

А во дворе, у весов, — непреклонные, суровые весовщики. Притащил мятый бидон, обрезок трубы, ломаную кровать — на весы. А вот тяжелая деталь. Что это, картер мотора? Сейчас проверим по таблице... Ага, 40 кг... Так и запишем!

Росли против каждой фамилии ряды однозначных и двузначных чисел. Вечерами, когда умолкал во дворе грохот железа и громкие споры бригадиров, оргкомитет подводил итоги, составлял сводки.

Вся школа толпилась утром у доски объявлений.

И пока здесь шли споры, 3-й «А» не терял зря времени. Сообщив старшеклассникам о разведанных за вчерашний день новых «месторождениях», третьеклассники отправлялись собирать что помельче. Пятнадцать-двадцать раз на день успевал куда-то сбегать Козырьков и приносил из одному ему ведомых мест то поломанные чугунные конфорки, то груду измятых банок, то ломаные гаечные ключи.
У школы появились и родители, волоча салазки, изрядно нагруженные негодными кастрюлями, сковородками и тазами.

Работа кипела. Сами весовщики, оргбюро, да и состав сборного пункта, взглянув украдкой на показатели соседей, отправлялись в дальние рейды с санями и лопатами. Задор рос, приводя иногда даже к казусам.

Два Тольки из 4-го класса — Натрусов и Сизов, — получив на птицефабрике лошадь для подвозки лома, обнаружили здесь же, в гараже, совершенно исправный блок мотора. Будучи людьми, мало искушенными в технике, они мигом погрузили его и с торжеством доставили в школу. Вместо ожидаемых похвал и славы они получили нагоняй и тронулись в обратный скорбный путь...

Но так случалось редко.

Ребята разведывали, выискивали, добывали (буквально добывали из-под снега и слежавшейся мерзлой земли) огромное количество лома.
Итоги работы были внушительны: ребята собрали такое количество лома, из которого можно будет сделать почти 3 гусеничных трактора, или 17 «Побед», или 200 мотоциклов, или 1,5 тысячи велосипедов. Двадцать пять тонн лома было собрано и сдано государству.

Такое громадное количество металла добыто из «рудников» во дворах и на свалках. Добыто руками 345 энергичных и находчивых школьников, настоящих патриотов своей Родины. Почти по 75 кг лома приходится на каждого из них. Но это в среднем. А ведь Валерий Ануфриев из 6-го класса собрал один 611 кг, комсомолец Виктор Сучков — 650 кг, четырех-классник Володя Борисов — 282 кг и даже первоклассник Крысьев собрал и сдал 200 кг лома.
А разве ребята из Крылатской школы исключение?

Ученики мурманской школы № 7 собрали и сдали за последний квартал прошлого года 37 т лома; школа № 3 города Ашхабада сдала 80 т металлолома—по 200 кг на человека; семилетка № В в городе Молотовске собрала 38 т лома, а школьники средней школы № 47 Орджоникидзевского района Запорожской области — 81 т лома!

481 138 т металлолома собрала за 1956 год молодежь нашей страны. Примерно такое количество металла можно выплавить из руды, которую добывает за год все Тульское рудоуправление—-огромная рудодобывающая организация с большим штатом рабочих, инженеров и техников, вооруженных мощной горной техникой.

Но разве закончена работа? «Мы уже все собрали!» — иногда слышишь от ребят. И невольно приходит на память следующее.

...С высокого бугра, на котором стоит Крылатская школа, виден прихотливый изгиб Москвы-реки, Чуть вправо поблескивает множеством широких окон новая большая десятилетка № 10 города Кунцево.

В ней учатся 1 600 школьников — почти в пять раз больше, чем в Крылатской школе. Это такие же энергичные, настойчивые и любознательные ребята, как и в других школах. И Родину они любят не меньше других ребят и помочь ей готовы во всем.

Но когда я беседовал с директором школы Я. И. Туриным, с секретарем комсомольской организации девятиклассницей Мусей Рогатовской, со старшими пионервожатыми (их здесь две) и с ребятами, мне становилось стыдно за их беспомощность и неорганизованность.

— Собрали... двадцать тонн лома. Правда, записали нам только шестнадцать. По ошибке... Работали хорошо, два воскресенья... Нет, в другие дни работать некогда. Учет? А как же! Конечно, учитывали!.. Как? Ну, у кого куча лома больше... Весов-то у нас нет... Кто больше всех собрал? Какой класс? Десятый «Г». Откуда знаем? Ну, как откуда... Работали они с огоньком, дружно...

Такой примерно состоялся у нас разговор. И даже красивые слова об инициативе и «огоньке» не могли стереть с лиц моих собеседников смущенного и растерянного выражения. Да это и понятно.

Не было самого главного, в чем залог успеха, — организации настоящего, боевого соревнования.

Вот и получилось, что, несмотря на старание многих ребят (этого отрицать нельзя), школа сдала всего по 10 кг металлолома на человека. И это в новом поселке, где на каждом шагу валяется оставшееся от строительства «негодное» железо.

Этих и многих других, поистине неисчерпаемых рудников металла не смогли «разработать» полторы тысячи пар рук!

Почти 36 млн. т чугуна, около 49 млн. т стали дала наша промышленность в прошлом году. А народное хозяйство требует все больше и больше металла. Строятся новые домны и мартеновские цехи, открываются новые рудники, пробираются сквозь тайгу геологи-разведчики в поисках новых месторождений.
А у тебя месторождение под руками. Ты его разведчик, ты и рудокоп. Добытый тобой металл превратится в прекрасные вещи, в которых оживет не только сбереженный тобою труд многих людей, но и твой труд — труд добывателя металла из «дворовых рудников»!

   

 admin@unteh.ru
©2009-2010