ЮНЫЙ ТЕХНИК

второе дыхание         

Юный техник

 
 

Главное меню

Популярное

 

 

 

 

 

 

 

 

Подземные скороходы

Лауреат Ленинской премии Герой Социалистического Труда бригадир проходчиков Е И. Б. Пилипенко (в центре) с передовыми проходчиками строительного управления.

ДРУЗЬЯ МОИ! Все вы знаете, с какой целью я призвал вас в эту пустынную область Флориды. Нам предстоит отлить пушку с внутренним диаметром в девять футов, со стенками толщиною в шесть футов, обложить ее каменной кладкой в девятнадцать с половиной футов толщины; для этого нужно вырыть шахту диаметром в шестьдесят футов и в девятьсот футов глубиной. Эту огромную работу необходимо закончить в течение восьми месяцев».

Помните эту речь председателя Пушечного клуба лорда Барбикена, героя романа Жюля Верна «С Земли на Луну»? Тысячу человек согнал он на строительную площадку, и шахта была готова к указанному сроку.

Роман «С Земли на Луну» написан более восьмидесяти лет назад. В те времена о подобных темпах строительства шахтных стволов можно было говорить, конечно, только в фантастических романах. А сколько времени ушло бы теперь на сооружение такого гигантского колодца?

Каких-нибудь пять лет назад на этот вопрос вам ответили бы так: «Пожалуй, наши шахтостроители управились бы скорее, чем герои фантастического романа. Примерно месяцев за шесть-семь...» Сейчас любой донецкий проходчик скажет: «Вырыть шахту глубиной девятьсот футов, или 270 метров? Поручите это молодежной бригаде Ивана Пилипенко, и она справится самое большее за полтора месяца. И не только ствол выроет, но и закрепит его железобетоном».

Что же такого внесли в свою работу молодые проходчики, что темпы проходки, о которых говорилось лишь в фантастических романах, оставлены ныне далеко позади?

Прежде всего разберемся в том, как сооружается шахтный ствол.

На место, где глубоко в недрах земли геологоразведчики обнаружили месторождение, первыми приходят геодезисты. Они намечают, где будут построены наземные сооружения будущей шахты — здания административно-бытового комбината, котельная, машинное отделение. Затем очерчивают большой круг, вбивают в его центре колышек и говорят: «Здесь будет шахтный ствол».

С этого момента хозяевами строительной площадки становятся шахтопроходчики. Они привозят сюда свое сложное хозяйство. Тут и подъемные машины, с помощью которых будет выдаваться наверх вынутая порода, и насосы для откачки подземных вод, и компрессорная установка — на большой глубине придется часто проветривать забой, да и машины, которыми орудуют проходчики, приводятся в движение сжатым воздухом...

Верхнюю часть ствола, так называемый воротник, копают землеройными машинами. Экскаваторы выбирают мягкий грунт и нагружают его в самосвалы. Но вот ковш экскаватора заскользил по каменистому дну: начался песчаник, крепкая порода, которую лопатой не возьмешь.

Теперь землеройные машины не нужны: за дело берутся проходчики. Они пробуривают в камне глубокие отверстия — шпуры, закладывают в них взрывчатку. Разрыхленная взрывом порода нагружается в металлические бадьи, подвешенные на стальных тросах, и поднимается наверх. Когда выбрана вся разрыхленная порода, в дне забоя бурятся новые шпуры. И так все дальше и дальше, пока не будет достигнута заданная глубина...

Загрузка взорванной породы раньше производилась вручную. Обыкновенными лопатами проходчики подбирали куски породы и высыпали ее в бадью. Теперь у них есть сильный помощник — механический грузчик. Это очень любопытная машина. С виду она похожа на огромный раскрывшийся тюльпан, перевернутый кверху стеблем, только лепестки у нее железные. Опустится этот «цветок» на дно, сожмет свои «лепестки» и тут же поднимается, унося с собой добрую порцию породы. Так семь-восемь раз черпнет грузчик, и двухкубовая бадья уже наполнена до краев.

Чем глубже уходят в землю проходчики, тем сильнее давит земная толща на стенки вырытого колодца. Если их ничем не укрепить, они могут обвалиться. Для этого и ставится в стволе постоянное крепление — каменное или из железобетонных колец.

Испокон веков сооружение ствола велось в такой последовательности: сначала проходчики выбирают со дна взорванную породу, затем они уходят наверх, а на их место спускаются кладчики, возводящие крепление. Так чередуются они каждую смену. Ясно, что темпы проходки ускорятся по меньшей мере вдвое, если обе группы будут работать одновременно: одни убирать породу, другие тем временем ставить крепь. Но нельзя забывать, что все работы по сооружению ствола производятся не на открытой площадке, а на дне колодца площадью всего в 25—30 квадратных метров. Тут ие развернешься! К тому же много места занимает еще оборудование, материалы. На небольшом «пятачке» с трудом размещаются в одну смену не больше пятнадцати человек.

Несколько лет назад в центре Донбасса — городе Сталине был т создан первый в нашей стране специализированный трест «Сталиншахтопроходка». Инженеры Р. А. Тюркян, В. С. Голубов, М, П. Давыдов, П. И. Горлов и И. С. Стоев долго и упорно искали, как изменить технологию горных работ, ускорить темпы проходки. И, конечно, больше всего они думали над тем, как сделать, чтобы две основные операции — углубление ствола и крепление — производились одновременно.

Их настойчивые поиски, наконец, увенчались успехом. Вот что предложили инженеры: над теми, кто работает на дне забоя, подвесить на канатах специальный металлический полок и поместить на нем кладчиков. Таким образом, работы будут производиться как бы в два этажа: в нижнем проходчики выбирают породу, а в это же время на верхнем кладчики устанавливают крепление. Когда обе группы закончат свое дело, металлический полок опускается ниже, и горняки снова, не мешая друг другу, продолжают работать.

Просто и удобно, не правда ли? Но сколько еще бессонных ночей провели инженеры над техническими расчетами, тщательно, во всех деталях обдумывая свой проект, составляя чертежи нового оборудования, намечая схему расстановки людей!

В это время в Донбассе уже широко было известно имя бригадира молодежной проходческой бригады Ивана Пилипенко. В 1943 году он приехал из глухого села на Черниговщине в Донбасс и крепко, всем сердцем полюбил этот чудесный край, нелегкий, но почетный труд горняка. Молодой проходчик участвовал в сооружении шахтных стволов в Сталино, Горловке, Макеевке, Шахтерске. Рослый, широкоплечий, он не боялся трудностей, к работе относился серьезно, с душой и этого требовал от своих товарищей. Если в бригаде кто-то отлынивал, старался взвалить свою долю труда на соседей, бригадир отзывал такого в сторону и, мягко, по-украински произнося слова, говорил:

— У нас закон для всех один: хочешь работать — пожалуйста, а нет — бувай здоров!.. Дело наше такое, что вполовину любить его нельзя. Тут нужны и смелость, и сильная воля, и упорство...

Молодежная бригада Пилипенко одной из первых в Донбассе ввела у себя график цикличности. Это четкий рабочий план, в котором по минутам расписаны все операции, указано, кто, что и когда должен сделать за смену. Строгий график укрепил дисциплину, обеспечил взаимодействие всех звеньев. Молодые проходчики в три раза перекрыли установленный норматив скорости сооружения ствола.

Вот этой-то бригаде и было предоставлено право первой на практике осуществить проект, разработанный инженерами. Ведь поручить это дело можно было только таким людям, в которых живет дух творчества, рабочей смекалки, железной дисциплины. Проект проектом, а в ходе работ могут возникнуть непредвиденные затруднения, пробелы, и инженеры крепко рассчитывали на помощь горняков.

Неторопливо, без суеты и излишней горячности Иван Пилипенко ознакомился с предложением инженеров. Он уже научился хорошо разбираться в сложных технических формулах, читать чертежи — не зря несколько лет подряд ходил в вечернюю школу рабочей молодежи. Бригадир сам проверил новое оборудование, пересмотрел схему расстановки людей в бригаде, все тщательно взвесил, продумал...

Не ошиблись руководители треста, доверив новое дело бригаде Ивана Пилипенко. Молодые горняки горячо взялись за освоение нового метода проходки. Отработав смену, они еще долго не уходили со стройплощадки, вместе с инженерами обсуждали проект, высказывали свои замечания, предложения.

Однажды во время смены поднялся на поверхность молодой проходчик Козырев и со всех ног бросился к бригадиру:

— Беда, Иван Васильевич! Вода заливает.

Пилипенко, не успев даже переодеться, спустился в ствол. На дне забоя хлюпала вода. Просачиваясь сквозь стенки, она ручейками стекала вниз. Натужно ревели насосы, но вода все прибывала и прибывала...

Бригадир быстро нашел выход из положения. По окружности ствола горняки поставили кольцевой металлический желоб, в стенке выдолбили небольшую нишу и поставили там дополнительный насос. Вода стекала в желоб, направлялась по нему в водосборную камеру, а тут уже насос делал свое дело.

Много усовершенствований ввел Иван Пилипенко. Обычно после взрыва породы проходчики ожидают на поверхности не менее получаса, пока осядут тучи пыли. По требованию бригадира в забое установили мощный вентилятор, который очищает воздух за 15 минут. Рабочую площадку Пилипенко разбил на три сектора, в каждом секторе установил механический грузчик, расставил людей так, что они не мешали друг другу, каждый мог заниматься своим делом: одни бурили шпуры, другие убирали породу. Если в каком-то секторе произошла заминка, соседи немедленно приходили на помощь.

В конце месяца работники отдела нормирования спустились в ствол, произвели замер произведенных работ — и ахнули: за один месяц бригада Ивана Пилипенко прошла и закрепила 202,1 погонного метра вертикальных горных выработок. Во всем мире еще никто не достигал таких скоростей сооружения стволов!

«Подземные скороходы» — так прозвали в Донбассе проходческую бригаду Пилипенко. Она показала всем, чего можно достигнуть, если любишь свое дело, умеешь смело дерзать.

Недавно комсомольцы Украины приняли смелое решение: своими силами за год построить в Донбассе 35 новых шахт. Узнав об этом, Пилипенко пришел в горком комсомола:

— Комсомольцы взялись за трудное, большое дело, и мой опыт там пригодится. Дайте и мне путевку на комсомольскую шахту...

Иван Васильевич сейчас руководит бригадой проходчиков ствола шахты «Волынская-Комсомольская». Свой богатый опыт он охотно передает молодежи, учит ее мастерству скоростной проходки.

Родина высоко оценила труд молодого проходчика. Грудь его украшают два ордена Ленина, полученные за самоотверженную работу на строительстве новых шахт. Недавно Ивану Васильевичу Пилипенко вместе с группой инженеров присуждена Ленинская премия за разработку и внедрение скоростных методов проходки стволов. А еще через несколько дней новая радостная весть пришла в Донбасс: прославленному проходчику присвоено почетное звание Героя Социалистического Труда с вручением третьего ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот».

Н. Костенко (г. Сталино)

 

   

 admin@unteh.ru
©2009-2010