Самоходная гаубица

Дата публикации: 01-06-2014

У воина на вооружении

Если поставить рядом танк и самоходное орудие, то непосвященный человек может и не различить их. Внешние, наиболее примечательные признаки этих боевых машин почти совпадают: броневой корпус, орудие, гусеницы.

Иногда даже на военных парадах можно услышать возглас:

— Танки идут!

Потом выясняется, что в парадном строю движутся самоходные артиллерийские орудия.

Обычная гаубица, обладая многими положительными боевыми качествами, имеет и недостаток: надо сменить огневую позицию — вызывай тягач.

Как действует самоходная гаубица? Она может двигаться в боевых порядках танковых и мотострелковых подразделений. Сама «ходит», ей тягач не нужен. Мощная силовая установка легко несет 16-тонную массу боевой машины. Надо поразить цель? Гаубица остановилась — и огневая позиция практически занята. Можно открывать огонь прямой наводкой по механизированным средствам противника или точными огневыми ударами проделать проходы в минных полях, в различных заграждениях.

Установленное в амбразуре башни 122-мм орудие способно поражать живую силу, огневые средства ядерного нападения противника, его артиллерию на огневых позициях и в местах сосредоточения, танки, пункты управления и оборонительные сооружения на дальности до 15 км. Огонь в этом случае обычно ведется с закрытой позиции, и конструкция самоходной гаубицы позволяет делать это. Ее ствол может перемещаться в башне по вертикали в пределах от минус трех до плюс 70°. Сама же башня вращается в горизонтальной плоскости вкруговую.

А насколько быстро экипаж сумеет перевести гаубицу из походного положения в боевое? Как только раздается команда «К бою!», командир, наводчик, заряжающий и механик-водитель, действуя сноровисто и умело, всего 120 секунд готовят грозную боевую машину к открытию огня.

Очевидно, здесь же уместно привести такую характеристику, как скорострельность самоходной гаубицы. Говоря об этом показателе, необходимо иметь в виду несколько факторов. Во- первых, действия командира, наводчика и заряжающего при производстве выстрела. Во-вторых, условия, при которых совершаются эти действия.

Давайте возьмем секундомер, откроем крышку люка, спустимся в боевое отделение и проследим за действиями экипажа.

Командир высчитывает угломер и сообщает наводчику. Тот устанавливает его на прицеле, включает электрический привод, быстро разворачивает башню, а затем ручным приводом осуществляет точную горизонтальную наводку гаубицы на цель. Затем, действуя подъемным механизмом, производит вертикальную наводку орудия: поднимает ствол до тех пор, пока пузырек продольного уровня не займет среднего положения. Заряжающий в это время тоже не сидит сложа руки. Нажав на рукоятку затвора, открывает его. Повернувшись, берет из боеукладки снаряд (учтите, его масса более 20 кг), устанавливает взрыватель, с помощью досылающего механизма посылает снаряд в канал ствола. Затем, снова повернувшись, берет гильзу, устанавливает заряд, вставляет гильзу в зарядную камеру, закрывает затвор.

По сигналу командира наводчик нажимает на спуск…

Секундная стрелка должна при этом отсчитать не более 12 делений. Не более! Таков неумолимый закон боевого норматива. И чтобы выполнить его, мало просто желания. Нужны еще тренировка, неутомимые мускулы, приобретенные в результате регулярных занятий спортом. Так что получается: нормы ГТО, сданные еще в школе,— начальные ступеньки к вершинам воинского мастерства, искусного владения точными механизмами, электронными приборами.

Теперь обратимся к таким тактико-техническим характеристикам самоходной гаубицы, которые в совокупности определяют ее маневренность. Это сложное понятие. Его компоненты — подвижность, проходимость и поворотливость.

Сначала о подвижности. Силовая установка позволяет гаубице двигаться по грунтовым дорогам со скоростью 30 км/ч. Но и это не предел. Ходовая часть боевой машины такова (конструкторы применили здесь гусеницы с резинометаллическим шарниром), что скорость движения по шоссе может достигать 60 и более километров в час.

И запас хода значительный. Если залить баки боевой машины топливом по самую горловину (всего 350 л), то гаубица без дозаправки может пройти расстояние 500 км.

Есть и еще одно весьма ценное боевое качество, которое существенно дополняет маневренность самоходной гаубицы. Она может летать. Ну не в буквальном смысле слова, конечно, а в переносном. Дело в том, что и габариты машины сравнительно невелики, и масса ее по современным меркам не столь большая. Да еще плюс к тому же возможность понижения клиренса (конструкторы сделали такое приспособление, благодаря которому машина может несколько «присесть»). Все это существенно облегчает транспортировку машин по воздуху.

Самоходная гаубица не только «сама ходит», но и плавает. Тут уж в буквальном смысле слова. В самом деле, машина имеет герметизированный корпус и преодолевает водные преграды вплавь. Причем каких-то особых приспособлений, например, в виде гребного вала, винта для этого не требуется. Используется тот же гусеничный движитель, что и для движения по суше. Каждый трак гусеницы выполняет роль миниатюрной лопасти. Гусеницы перематываются в воде, и благодаря этому скорость движения на плаву достигает4,5 км/ч.

Рассказывая о способности самоходной гаубицы форсировать водные преграды вплавь, мы перешли к характеристике такого качества боевой машины, как проходимость. И здесь соответствующие показатели довольно высоки. Возьмем, к примеру, величину удельного давления на грунт. Она составляет всего лишь 0,5 кг/см2. А значит, для боевой машины не являются препятствием ни пески, ни болота, ни снежная целина… Да и в горной местности ее экипаж будет чувствовать себя уверенно. Бронированная машина способна преодолевать подъемы и спуски крутизной до 35°.

Современные средства связи и наблюдения, которыми оснащена машина, позволяют использовать ее на поле боя в любое время суток — как днем, так и ночью.

В. КНЯЗЬКОВ,

полковник-инженер

Рисунки Е. ОРЛОВА

Случайное

Печь для пробирки

Перо для компьютера

Все ли хорошо, что вкусно?

Наша консультация

Если вспенить расплавленное стекло

В. Хвастин — яхта «Чипполино»

Игры с мячом

Очень нужная ненужная древесина

Лазер на Марсе

Подробности для любознательных

Обложка

Вторая жизнь электродвигателя

Серьезное дело

Рекорды, рекорды, рекорды…

Реле без электроники

Новое Случайное Нас нашли

©2009-2014  Адрес в интернете: http://unteh.ru