Как выбирать работу
Дата публикации: 02-06-2014Рубрика: ЮТ №3 1984 год
Тема: Наша консультация
- Электрофонная точность
- Работа для солнца
- Приставка для приставки — «Нота-303».
- Проектирование по… Летописям
- Лучи и геометрия.
Раздел ведет кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института общей и педагогической психологии АПН СССР H. И. Крылов.
В редакцию часто приходят письма, в которых вы, ребята, обращаетесь с просьбами о помощи в выборе профессии. Надеемся, что вам поможет эта статья, которую мы повторяем по многочисленным пожеланиям читателей.
Скажем прямо: рецептов, которые гарантировали бы выбор такой профессии, в которой физические и духовные силы человека проявлялись бы наилучшим образом, не существует. И прежде всего потому, что выбор профессии — не мгновенный шаг, а процесс длительной подготовки. Начинается он задолго до того, как человек начинает трудиться. Нужно постараться заранее узнать побольше о разнообразии современных профессий и перспективах их развития, о требованиях, которые они предъявляют к качествам человека.
Прежде всего советуем как можно глубже и самокритичнее разобраться в своих интересах и склонностях. Потом определить свои способности. Посоветуйтесь и с врачом. Он ведь лучше знает особенности вашего организма и прямо скажет, справитесь ли вы с избранной профессией, подходит ли она для вашего здоровья, можно ли и как укрепить свое здоровье, чтобы желание стало выполнимым. Следующее действие: выясните потребность в избранной профессии там, где вам предстоит жить и работать. И, наконец, подумайте, каким путем получить необходимое образование, чтобы освоить профессию.
Есть специалисты, которые заняты изучением и систематизацией профессий. Одну из таких классификаций разработал профессор Е. А. Климов. В ней профессии сгруппированы по предмету, целям, средствам труда, условиям труда. Освоив эту систему и научившись применять ее к себе, проще выбрать и конкретную работу.
Итак, сделаем первый шаг. Предмет труда — это то, с чем человек будет иметь дело. Предметами труда могут быть: неживая и живая природа, техника, человек, знаковые системы, художественные образы. Вашим путеводителем станет таблица. В ней приведены, подчеркиваем, примеры профессий, список которых вам придется дополнять самостоятельно.
ПРЕДМЕТ ТРУДА
Виды учебной и внеучебной деятельности: анализ поступков окружающих, общественно- организаторская работа в пионерской, комсомольской и других общественных организациях школы, шефская воспитательная работа среди младших, участие в различных коллективных мероприятиях.
Определение склонностей по самооценке: всегда стремлюсь глубоко вникнуть в характер своего товарища, любого человека, с которым общаюсь, понять причины и мотивы его поступков. Мне нравится помогать другим, выручать в трудных ситуациях. Мне обычно удается убедить и повести за собой сверстников на выполнение общественно полезных, важных дел. Легко, без внутренней скованности вступаю в общение с новыми людьми, охотно провожу время со сверстниками или младшими, легко улаживаю разногласия между ними, почти никогда ни с кем не ссорюсь по пустякам.
Виды учебной и внеучебной деятельности: выполнение вычислений, подсчетов, чертежей, схем; перевод с одного языка на другой, упорядоченное накопление и хранение разного рода сведений (вырезок из газет, выписок, картотек), систематическое ведение записей, дневников.
Определение склонностей по самооценке: охотно и подолгу могу что-нибудь подсчитывать, вычислять или чертить; обычно я делаю мало ошибок в письменных работах или подсчетах. Охотно и подолгу могу разгадывать головоломки или сидеть над сложными задачами и схемами. Обычно мне удается подробно и ясно для других излагать свои мысли в письменной форме. Быстро усваиваю иностранные слова, символические схемы, знаки и символы. Охотно читаю научно-популярную, критическую, публицистическую, специальную литературу.
Виды учебной и внеучебной деятельности: разбор художественных особенностей произведений литературы и искусства, выполнение заданий на уроках литературы, рисования, пения. Участие в эстетическом оформлении класса, школы, домашней обстановки, личных вещей. Участие в художественной самодеятельности.
Определение склонности по самооценке: стараюсь сделать окружающую меня обстановку красивее; другие считают, что мне это удается. Активно участвую в художественной самодеятельности; занимаюсь в кружке, студии. Результаты моего художественного или литературного творчества одобряют совершенно незнакомые люди, в том числе и профессиональные деятели искусств. Подолгу, не уставая, могу заниматься любимой художественной работой (рисованием, музыкой, пением, игрой на музыкальном инструменте и т. п..
Они могут быть разными. В одном Случае человеку следует лишь что-то распознать, различить, оценить; в другом — преобразовать, обработать, организовать; в третьем — изобрести, придумать, найти новый вариант. В различных профессиях каждый из этих элементов представлен по- разному. В одних он составляет главное содержание профессии, в других же может иметь лишь побочное значение. Поэтому с помощью следующей т блицы попробуйте разобраться в основной профессиональной цели той или иной работы и как бы примерьте к себе.
СРЕДСТВА ТРУДА
Итак, все профессии классифицируются по четырем признакам: по предмету труда, цели труда, средствам труда и условиям труда. Возьмем, к примеру, токаря. По признаку предмета труда эта профессия относится к типу «человек — техника»; по признаку цели труда — к классу преобразующих профессий; по признаку средств труда — к профессиям с использованием машинного оборудования; по признаку условий труда — к группе профессий, которые оплачиваются по сдельно-прогрессивной системе. Работает токарь чаще всего при нормальных санитарно- гигиенических условиях, с соблюдением строгих стандартов и допусков. От него требуется высокое зрительное внимание. Профессия дает известный простор для творчества, например, при изготовлении несерийных деталей. Она имеет широкое распространение: перспектива профессионального продвижения токаря определяется квалификационными разрядами. Токарь должен обладать физической подготовкой и сноровкой.
Классификация, с которой вы ознакомились, дает возможность не только познакомиться с миром современных профессий, но и определить те требования, которые они предъявляют к людям. Например, если выбранная вами профессия по цели труда относится к классу гностических профессий, то от работника требуется ярко выраженная познавательная активность, интерес к определенной продукции, ее свойствам, наблюдательность, устойчивое внимание, логический ум. Если же ваша профессия относится к классу изыскательских, то у
вас должен быть интерес к новому, способность легко отказываться от стереотипного хода мысли, искать новые варианты.
Настало время перейти от склонностей к способностям.
Познакомьтесь с таблицей «Специальные способности». Изучив ее, вы узнаете, каких индивидуально-психологических качеств требует от человека тот или иной род деятельности. Но помните, что, кроме специальных способностей, есть и общие, без которых трудно обойтись почти в любом деле. Это активность и инициативность, работоспособность, развитые ум, воля, память, внимание и др. И если специальные способности необходимы только для какого-то одного круга профессий, то общие способности нужно развивать каждому.
Когда вы определите, какому роду деятельности больше подходят ваши личные качества, произведите третье действие: ознакомьтесь со схемой медицинских противопоказаний.
Затем четвертое действие: знакомство с типами учебных заведений и основными условиями обучения в них. Конечно, краткая таблица не может подробно рассказать о каждом из них, но тут вам поможет пятое действие — получение дополнительной информации о будущей конкретной профессии и о том, как ее приобрести. Не стесняйтесь спрашивать где только можно: в отделах кадров предприятий, у тех, кто уже работает, в приемных комиссиях учебных заведений. Помогут вам и статьи о профессиях в газетах и журналах, справочники для поступающих в ПТУ, средние специальные учебные заведения, в вузы.
Итак, вы познакомились со всеми таблицами. Наверняка вы еще не раз вернетесь к ним, чтобы внимательнее и серьезнее изучить и мир профессий, и себя самого. Поэтому напомним снова: не воспринимайте таблицы как непреложную инструкцию. Ни одна схема не скажет вам: вот ваше дело, занимайтесь только им. Хорошо, если наши публикации послужат для вас приглашением к серьезному самостоятельному размышлению. Разумеется, размышляя и принимая решение, прислушайтесь к советам, учтите жизненный опыт старших.
Может случиться, что вы будете разочарованы, когда познакомитесь с таблицей специальных способностей. Мол, этого у меня не хватает, и этого тоже… Не следует отчаиваться! Во-первых, недостающие способности можно развить. А во- вторых, нередко недостаток одних способностей можно компенсировать другими: например, недостаток пространственного воображения можно компенсировать умением пользоваться объемными моделями, схемами, чертежами, а отсутствие способности схватывать любые объяснения на лету не страшно, если есть упорство, настойчивость и умение рационально организовать свой труд.
Обязательно выясните, каковы условия труда в профессии, которую вы намерены выбрать, или на предприятии, куда вы решили устроиться: не входят ли они в резкое противоречие с вашими ожиданиями. Недаром мы предложили вам примерный перечень условий труда. Но не забывайте при этом, что на каждом предприятии
существуют планы социального развития, улучшения условий труда и быта, внедрения новой техники. И на всяком предприятии выше всего ценится работник, который не стремится прийти «на готовое» и не боится трудностей, а, напротив, помогает коллективу успешно их преодолевать.
Выбирая профессию, следует задаваться не только вопросами «что я хочу?» и «что мне надо?», но и «что я могу?» и «что я должен?». Ведь правильный выбор профессии не только ваше личное дело, это дело общественное. Об этом очень хорошо сказал выдающийся советский педагог Василий Александрович Сухомлинский:
«Один мечтает стать инженером-конструктором новых машин, другому хочется подарить людям такой сорт пшеницы, чтобы она давала два колосе там, где произрастает один. Третий хочет стать учителем, четвертый — врачом, пятый — высококвалифицированным рабочим. Можно ли сказать, что каждая из этих целей является смыслом жизни? Нет, смысл жизни — это, по-моему, нечто более глубокое и всеобъемлющее. И у того, кто поставил своей целью создать космический корабль, который полетит на Марс, и у того, кто счастье своей жизни видит в том, чтобы выращивать высокие урожаи пшеницы, смысл жизни, по существу, один и тот же: служить людям, приносить добро Человеку, возвысить человеческое стремление к совершенству, красоте. Смысл жизни — это не конкретная цель каждого человека, а жизненные принципы, линия жизни».