Как выбирать работу

Дата публикации: 02-06-2014

Раздел ведет кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института общей и педагогической психологии АПН СССР H. И. Крылов.

В редакцию часто приходят письма, в которых вы, ребята, обращаетесь с просьбами о помощи в выборе профессии. Надеемся, что вам поможет эта статья, которую мы повторяем по многочисленным пожеланиям читателей.

Скажем прямо: рецептов, которые гарантировали бы выбор такой профессии, в которой физические и духовные силы человека проявлялись бы наилучшим образом, не существует. И прежде всего потому, что выбор профессии — не мгновенный шаг, а процесс длительной подготовки. Начинается он задолго до того, как человек начинает трудиться. Нужно постараться заранее узнать побольше о разнообразии современных профессий и перспективах их развития, о требованиях, которые они предъявляют к качествам человека.

Прежде всего советуем как можно глубже и самокритичнее разобраться в своих интересах и склонностях. Потом определить свои способности. Посоветуйтесь и с врачом. Он ведь лучше знает особенности вашего организма и прямо скажет, справитесь ли вы с избранной профессией, подходит ли она для вашего здоровья, можно ли и как укрепить свое здоровье, чтобы желание стало выполнимым. Следующее действие: выясните потребность в избранной профессии там, где вам предстоит жить и работать. И, наконец, подумайте, каким путем получить необходимое образование, чтобы освоить профессию.

Есть специалисты, которые заняты изучением и систематизацией профессий. Одну из таких классификаций разработал профессор Е. А. Климов. В ней профессии сгруппированы по предмету, целям, средствам труда, условиям труда. Освоив эту систему и научившись применять ее к себе, проще выбрать и конкретную работу.

Итак, сделаем первый шаг. Предмет труда — это то, с чем человек будет иметь дело. Предметами труда могут быть: неживая и живая природа, техника, человек, знаковые системы, художественные образы. Вашим путеводителем станет таблица. В ней приведены, подчеркиваем, примеры профессий, список которых вам придется дополнять самостоятельно.

ПРЕДМЕТ ТРУДА

Виды учебной и внеучебной деятельности: анализ поступков окружающих, общественно- организаторская работа в пионерской, комсомольской и других общественных организациях школы, шефская воспитательная работа среди младших, участие в различных коллективных мероприятиях.

Определение склонностей по самооценке: всегда стремлюсь глубоко вникнуть в характер своего товарища, любого человека, с которым общаюсь, понять причины и мотивы его поступков. Мне нравится помогать другим, выручать в трудных ситуациях. Мне обычно удается убедить и повести за собой сверстников на выполнение общественно полезных, важных дел. Легко, без внутренней скованности вступаю в общение с новыми людьми, охотно провожу время со сверстниками или младшими, легко улаживаю разногласия между ними, почти никогда ни с кем не ссорюсь по пустякам.

Виды учебной и внеучебной деятельности: выполнение вычислений, подсчетов, чертежей, схем; перевод с одного языка на другой, упорядоченное накопление и хранение разного рода сведений (вырезок из газет, выписок, картотек), систематическое ведение записей, дневников.

Определение склонностей по самооценке: охотно и подолгу могу что-нибудь подсчитывать, вычислять или чертить; обычно я делаю мало ошибок в письменных работах или подсчетах. Охотно и подолгу могу разгадывать головоломки или сидеть над сложными задачами и схемами. Обычно мне удается подробно и ясно для других излагать свои мысли в письменной форме. Быстро усваиваю иностранные слова, символические схемы, знаки и символы. Охотно читаю научно-популярную, критическую, публицистическую, специальную литературу.

Виды учебной и внеучебной деятельности: разбор художественных особенностей произведений литературы и искусства, выполнение заданий на уроках литературы, рисования, пения. Участие в эстетическом оформлении класса, школы, домашней обстановки, личных вещей. Участие в художественной самодеятельности.

Определение склонности по самооценке: стараюсь сделать окружающую меня обстановку красивее; другие считают, что мне это удается. Активно участвую в художественной самодеятельности; занимаюсь в кружке, студии. Результаты моего художественного или литературного творчества одобряют совершенно незнакомые люди, в том числе и профессиональные деятели искусств. Подолгу, не уставая, могу заниматься любимой художественной работой (рисованием, музыкой, пением, игрой на музыкальном инструменте и т. п..

Они могут быть разными. В одном Случае человеку следует лишь что-то распознать, различить, оценить; в другом — преобразовать, обработать, организовать; в третьем — изобрести, придумать, найти новый вариант. В различных профессиях каждый из этих элементов представлен по- разному. В одних он составляет главное содержание профессии, в других же может иметь лишь побочное значение. Поэтому с помощью следующей т блицы попробуйте разобраться в основной профессиональной цели той или иной работы и как бы примерьте к себе.

СРЕДСТВА ТРУДА

Итак, все профессии классифицируются по четырем признакам: по предмету труда, цели труда, средствам труда и условиям труда. Возьмем, к примеру, токаря. По признаку предмета труда эта профессия относится к типу «человек — техника»; по признаку цели труда — к классу преобразующих профессий; по признаку средств труда — к профессиям с использованием машинного оборудования; по признаку условий труда — к группе профессий, которые оплачиваются по сдельно-прогрессивной системе. Работает токарь чаще всего при нормальных санитарно- гигиенических условиях, с соблюдением строгих стандартов и допусков. От него требуется высокое зрительное внимание. Профессия дает известный простор для творчества, например, при изготовлении несерийных деталей. Она имеет широкое распространение: перспектива профессионального продвижения токаря определяется квалификационными разрядами. Токарь должен обладать физической подготовкой и сноровкой.

Классификация, с которой вы ознакомились, дает возможность не только познакомиться с миром современных профессий, но и определить те требования, которые они предъявляют к людям. Например, если выбранная вами профессия по цели труда относится к классу гностических профессий, то от работника требуется ярко выраженная познавательная активность, интерес к определенной продукции, ее свойствам, наблюдательность, устойчивое внимание, логический ум. Если же ваша профессия относится к классу изыскательских, то у

вас должен быть интерес к новому, способность легко отказываться от стереотипного хода мысли, искать новые варианты.

Настало время перейти от склонностей к способностям.

Познакомьтесь с таблицей «Специальные способности». Изучив ее, вы узнаете, каких индивидуально-психологических качеств требует от человека тот или иной род деятельности. Но помните, что, кроме специальных способностей, есть и общие, без которых трудно обойтись почти в любом деле. Это активность и инициативность, работоспособность, развитые ум, воля, память, внимание и др. И если специальные способности необходимы только для какого-то одного круга профессий, то общие способности нужно развивать каждому.

Когда вы определите, какому роду деятельности больше подходят ваши личные качества, произведите третье действие: ознакомьтесь со схемой медицинских противопоказаний.

Затем четвертое действие: знакомство с типами учебных заведений и основными условиями обучения в них. Конечно, краткая таблица не может подробно рассказать о каждом из них, но тут вам поможет пятое действие — получение дополнительной информации о будущей конкретной профессии и о том, как ее приобрести. Не стесняйтесь спрашивать где только можно: в отделах кадров предприятий, у тех, кто уже работает, в приемных комиссиях учебных заведений. Помогут вам и статьи о профессиях в газетах и журналах, справочники для поступающих в ПТУ, средние специальные учебные заведения, в вузы.

Итак, вы познакомились со всеми таблицами. Наверняка вы еще не раз вернетесь к ним, чтобы внимательнее и серьезнее изучить и мир профессий, и себя самого. Поэтому напомним снова: не воспринимайте таблицы как непреложную инструкцию. Ни одна схема не скажет вам: вот ваше дело, занимайтесь только им. Хорошо, если наши публикации послужат для вас приглашением к серьезному самостоятельному размышлению. Разумеется, размышляя и принимая решение, прислушайтесь к советам, учтите жизненный опыт старших.

Может случиться, что вы будете разочарованы, когда познакомитесь с таблицей специальных способностей. Мол, этого у меня не хватает, и этого тоже… Не следует отчаиваться! Во-первых, недостающие способности можно развить. А во- вторых, нередко недостаток одних способностей можно компенсировать другими: например, недостаток пространственного воображения можно компенсировать умением пользоваться объемными моделями, схемами, чертежами, а отсутствие способности схватывать любые объяснения на лету не страшно, если есть упорство, настойчивость и умение рационально организовать свой труд.

Обязательно выясните, каковы условия труда в профессии, которую вы намерены выбрать, или на предприятии, куда вы решили устроиться: не входят ли они в резкое противоречие с вашими ожиданиями. Недаром мы предложили вам примерный перечень условий труда. Но не забывайте при этом, что на каждом предприятии

существуют планы социального развития, улучшения условий труда и быта, внедрения новой техники. И на всяком предприятии выше всего ценится работник, который не стремится прийти «на готовое» и не боится трудностей, а, напротив, помогает коллективу успешно их преодолевать.

Выбирая профессию, следует задаваться не только вопросами «что я хочу?» и «что мне надо?», но и «что я могу?» и «что я должен?». Ведь правильный выбор профессии не только ваше личное дело, это дело общественное. Об этом очень хорошо сказал выдающийся советский педагог Василий Александрович Сухомлинский:

«Один мечтает стать инженером-конструктором новых машин, другому хочется подарить людям такой сорт пшеницы, чтобы она давала два колосе там, где произрастает один. Третий хочет стать учителем, четвертый — врачом, пятый — высококвалифицированным рабочим. Можно ли сказать, что каждая из этих целей является смыслом жизни? Нет, смысл жизни — это, по-моему, нечто более глубокое и всеобъемлющее. И у того, кто поставил своей целью создать космический корабль, который полетит на Марс, и у того, кто счастье своей жизни видит в том, чтобы выращивать высокие урожаи пшеницы, смысл жизни, по существу, один и тот же: служить людям, приносить добро Человеку, возвысить человеческое стремление к совершенству, красоте. Смысл жизни — это не конкретная цель каждого человека, а жизненные принципы, линия жизни».

Случайное

Новая головоломка Рубика

Море живет в модели

Комбинированная запись

Компьютер-обувщик

Пишущая машинка для азбуки морзе

Только отборный! медосмотр для картошки?

Вертушка против света

Владимир Михановский. Аполлон

Ткань, которая не горит,

Охота за нейтрино

Коньки на все времена года

Охлаждает… Солнце

Без пыли

Молекула-гантель

М. Кузнецов — ЭВМ за световым барьером

Новое Случайное Нас нашли

©2009-2014  Адрес в интернете: http://unteh.ru