Машина на все ноги

Дата публикации: 02-06-2014

Разберемся не торопясь

Наверное, многие из вас, ребята, наблюдая за бегом муравьев по нагромождениям опавших игл, сухих листьев, сучков и. травинок, думают о том, как бы создать столь же быстрые и проворные бегающие механические машины. Они ведь действительно будут настоящими вездеходами, а не «вездекатами»„. Герои фантастических произведений тоже обычно предпочитают привычным колесам и гусеницам неутомимые стальные ноги. И нет ничего удивительного, что в почте ПБ часто появляются проекты различных шагающих механизмов.

Немало труда и выдумки, например, вложил в свои конструкции шагоходов Сергей Чеботарев из Ташкента. Правда, в основе всех трех предложенных им вариантов лежит одна и та же идея: передача усилий ногам-опорам за счет перемещения масс внутри закрытого корпуса. Посмотрите на рисунок. Внутри цилиндрического корпуса 1 вращается груз-эксцентрик 2. По бокам корпуса подвешены ноги 3; они свободно вращаются в вертикальной плоскости, доходя вперед лишь до ограничителей 4. Корпус может поворачиваться вокруг продольной оси. При вращении эксцентрика усилие передается попеременно обеим ногам, а они за счет ограничителей 4 упираются в грунт позади корпуса, вызывая движение вперед.

Достоинства своего предложения Сергей видит в большом тяговом усилии и в возможности подбирать «башмаки» для ног в зависимости от характера грунта. Однако сразу бросается в глаза: автор, по сути дела, не знает, для чего вообще проектируются и создаются шагающие машины и каких свойств мы от них ждем. Именно это и предопределило неудачу.

Самый известный и, пожалуй, единственный на сегодня практически применяемый шагоход — это огромный шагающий экскаватор. Видели ли вы, как морж передвигается по суше, опираясь на ласты и подтягивая к ним свое грузное тело? В точности так же перемещается и шагающий экскаватор: вместо тела у него опорная платформа, а вместо ласт — лыжи с мощными гидроцилиндрами-мускулами. Ходит он не спеша — 500—400 метров в час. Но ведь и это немало для махины весом в несколько тысяч тонн со стометровой стрелой!

Такой экскаватор незаменим на строительстве крупных плотин, каналов, а также на вскрышных работах — в глубоких карьерах, где добывают уголь и руду. Шагающий механизм обеспечивает ему надежную опору при небольшом удельном давлении на грунт и очень высокую маневренность: для поворота достаточно приподнять лыжи и развернуться на нужный угол на опорной платформе.

Но есть и другое направление в создании шагоходов, правда, пока еще не вышедшее из опытной стадии. Вспомните: для мощного вездехода на колесах даже полуметровая стенка — неодолимое препятствие, а человек «на своих двоих» перешагивает ее, не замечая. Там, где не проедет колесо, и нужны шагоходы.

Проекты и модели шагающих машин, имитирующих движение человека и животных, известны с давних пор. «Стопоходящей машиной» занимался и великий русский математик П. Л. Чебышев. Интересную конструкцию колесно-шагового механизма создал недавно инженер В. Ищеин из Минска — в такой конструкции ноги совершают вращательное движение. Подобная машина, намного превосходящая по проходимости и экономичности колесные и гусеничные вездеходы, может применяться для передвижения в горах, в топях, в тундре. Надо выделить и особое, экологическое преимущество шагохода: он не оставляет за собой колеи. А на зеленом ковре тундры, например, раны-колеи от колесных или гусеничных машин почти не заживают.

А теперь вернемся к идее Сергея Чеботарева, которая и послужила поводом для сегодняшнего разговора. Главная причина неудачи даже не в том, что в конструкции есть серьезные технические недостатки: потребность в опорных колесах, сложность поворота и т. д.

Это хорошо видно по рисунку. Автор пошел в своей работе от идеи, пусть красивой и заманчивой, а не от реально существующей задачи, которую необходимо решить, его привлекла сама возможность создать машину, «которая шагает», а не конструкцию, главное назначение которой — применяться в какой-то конкретной области.

Член экспертного совета инженер М. МАРКИШ

Экспертный совет отметил авторскими свидетельствами журнала предложения Михаила НИКИШАНИНА из Барнаула и Алексея БУДАРИНА из Москвы. Предложения Андрея КЛИМЕНКО из Волгоградской области, Николая КАЗЬМИНА из Ростовской области, Романа МАКАРОВА из Киева, Олега НОСОВА из Миасса, Николая ТЕЛЮФАНОВА из Астрахани и Григория МАРТЫНЕНКОВА из Ворошиловграда отмечены почетными дипломами.

Кроме авторов предложений, о которых рассказывалось в журнале, экспертный совет отметил почетными дипломами предложения Вадима Фаерштейна из Ташкента, Геннадия Ханичева из города Болшева Московской области, Сергея Логвиненко из Орла, Фаиля Сирастинова из Куйбышевской области, Андрея Сотникова и Сергея Короткова из Москвы.

Случайное

144 —столько колес

Там, где жил Робинзон

Оптический телефон

Самосвал на круче

Размышления по поводу одной модели

Что было до терменвокса?

Помог холод

Тамрико изобретает

Александр беляев. Замок ведьм

Взвешивает вода

«Солнцемобиль»

Факты известны, но…

Комментарии специалиста

Щетка на шарнире

Машина для заготовки дров

Новое Случайное Нас нашли

©2009-2014  Адрес в интернете: http://unteh.ru