Они были первыми. Тб-1
Дата публикации: 22-07-2014Рубрика: ЮТ №4 1984 год
В середине 20-х годов с освоением нового материала—коль
чугалюминия у советских кон
структоров появилась возмож
ность проектировать не только
легкие самолеты, но и большие,
тяжелые.
В 1924 году А. Н. Туполев
задумал гигантский по тем вре
менам бомбардировщик. Впер
вые в мире машина должна
была строиться из металла, что
позволяло отказаться от тради
ционных для бомбардировщика
тех лет схем биплана и даже
триплана, то есть самолета с
тремя парами крыльев. А. Н. Ту
полев впервые решил спроек
тировать тяжелый самолет-мо
ноплан с толстым профилем
крыла и двумя двигателями на
плоскостях.
Новый самолет был постро
ен в рекордно короткий срок —
всего за девять месяцев. 25 но
ября 1925 года летчик А. И. То
машевский поднял АНТ-4 —
так назвали эту машину — в
первый испытательный полет.
Всего семь минут находился
АНТ-4 в воздухе, но и этого времени было достаточно, чтобы оценить перспективность нового самолета. Вслед за первым, невооруженным АНТ-4, были построены и испытаны еще несколько самолетов — так рождался бомбардировщик ТБ-1 (тяжелый бомбардировщик первый). В серийное производство ТБ-1 был запущен в 1928 го- ДУ-
ТБ-1 — это цельнометаллический свободнонесущий моноплан с неубирающимся шасси, гофрированной обшивкой крыла, фюзеляжа и оперения. Каркас — из кольчугалюминия и стальных труб и профилей. При взлетном весе 6800 кг с двумя двигателями по 500 л. с. бомбардировщик ТБ-1 развивал скорость около 200 км/ч, мог брать одну тонну бомб. Дальность его полета достигала 1000 км, а потолок —3500 м. Экипаж ТБ-1 состоял из шести человек: двух пилотов, бомбардира и трех стрелков. В распоряжении каждого стрелка были два спаренных пулемета системы Дегтярева.
ТБ-1 состоял на вооружении в Красной Армии до 1936 года, причем машины, отлетавшие свое в Военно-Воздушных Силах, передавались после соответствующей переделки и профилактики в Аэрофлот, где они еще несколько лет использовались для перевозки грузов.
В 1929 году на гражданском самолете ТБ-1, получившем название «Страна Советов», экипаж под командованием С. А. Шестакова совершил исторический перелет из Москвы через Дальний Восток в Нью- Йорк.
Этот полет еще раз убедил советских конструкторов в правильности и перспективности выбранной ими аэродинамической схемы самолета. После перелета «Москва—Нью-Йорк» многие зарубежные фирмы стали копировать ТБ-1 — он стал прототипом всех последующих многомоторных бомбардировщиков. Сам же А. Н. Туполев, используя опыт работы над первым бомбардировщиком-монопланом, в 30-е годы спроектировал целую серию гигантских многомоторных самолетов: ТБ-3, ТБ-7, СБ, «Максим Горький» и т. д.
Туполевский ТБ-1 (АНТ-4) вошел в историю и как самолет, участвовавший в знаменитой челюскинской эпопее. 5 марта 1934 года летчик А. В. Ляпидевский вывез на нем из ледового плена первую группу потерпевших бедствие членов экипажа.
Литература: Ш а в р о в В. Б. История конструкций самолетов до 1938 г. М., Машиностроение, 1978; К е р б е р’ J1. Л. Ту — человек и самолет. М., Советская Россия, 1973; Лазарев Л. Л. Коснувшись неба. М., Профиз- дат, 1983; Андреев И. А. Боевые самолеты. М., Молодая гвардия, 1981.