Комментарии специалиста

Дата публикации: 03-10-2014

Не правда ли, весьма необычную идею предложил Валерий Макаров из башкирского села Стерлибашева? Как известно, вариаторы используются там, где нужно плавно изменять скорость вращения валов. Чаще всего в вариаторе используется фрикционный механизм. Простейший из них — это металлический конус, укрепленный на ведущем валу; по боковой поверхности конуса, плотно прижимаясь к ней, может перемещаться диск, укрепленный на ведомом валу. Если диск находится на широкой части конуса, скорость вращения ведомого вала одна. Она может плавно меняться по мере того, как водитель или токарь перемещает диск к узкому концу конуса. Есть и более сложные, многоступенчатые конструкции фрикционных передач.

Недостатки существующих вариаторов Валерий назвал правильно. Но может ли надувной вариатор, предлагаемый им самим, решить проблему?

Посмотрите на рисунок. Ведущая пневматическая камера, жестко связанная с ведущим валом, передает крутящий момент ведомой камере. Ведомая камера жестко связана с ведомым валом. Меняется давление в камерах,— а вместе с ним и объем камер,— меняется и скорость вращения ведомого вала.

Как считает сам автор, такой вариатор будет простым в изготовлении, несложным в эксплуатации, бесшумным в работе. Он не потребует смазки и вместе с тем обеспечит плавное изменение скорости.

Но давайте разберемся, всем ли хорош такой пневматический вариатор? Первое, что бросается в глаза,— это трудность подачи воздуха в камеру на вращающемся валу — ведь канал, по которому подается воздух, должен быть неподвижным. Как решить такую задачу, сам Валерий не подумал, хотя технически решить задачу возможно: например, использовать герметическую муфту, одна часть которой неподвижна, а другая вращается вместе с валом. Далее: для того чтобы получить достаточно большие передаточные отношения, камеры необходимо делать из Профилированной резины, иначе на большой скорости вращения плохо будет обеспечиваться сцепление. К тому же камеры достаточно быстро будут изнашиваться. И наконец, для выбора режима движения и его поддержания необходимо соответствующим образом менять давление в камерах. Значит, нужен какой-то специальный контролирующий и исполнительный механизм — об этом сам автор предложения тоже не подумал…

Как мы видим, на пути внедрения интересной идеи в практику препятствий немало. И всетаки оригинальная и неожиданная идея, которую экспертный совет отмечает авторским свидетельством, стоит внимания.

Советуем тем, кого заинтересует идея, попробовать сделать модель надувного вариатора.

Для предложения Виктора Атрашенка подробный комментарий не нужен. Суть автоматического тормоза, предложенного им, легко понять по рисунку. Приспособление состоит из подвижной штанги, соединенной с подвижной частью сиденья, пружины, работающей на растяжение, и тормозных колодок. Садясь на качели, ребенок своим весом сжимает пружину, и тормозные колодки отходят от верхней перекладины качелей, играющей роль тормозного барабана. В такой ситуации качели могут беспрепятственно раскачиваться. Если же убрать груз с сиденья — ребенок соскочил с качелей,— тормозные колодки прижмутся к барабану и тут же погасят колебания. Качели становятся безопасными — ведь теперь не так уж страшно даже упасть с качелей, опаснее получить удар свободно раскачивающейся доской сиденья. Быть может, многие ребята попробуют осуществить идею на практике?

Здесь можно было бы поставить точку. Но вот что еще хочется сказать: предложение Виктора показывает, как много вокруг нас того, что еще можно улучшить, усовершенствовать — даже в самых простых и привычных всем вещах.

Члены экспертного совета Л. ДОБРОСЛАВСКИЙ и А. МАЗУРЕНОК

Случайное

Спички из газет

Гусеничный самоходный паром

Витамины урожая

ГЭС без плотины

Современный триплан

Смотрящий вперед

Физический фейерверк

Без пыли

Станок, который нужен всем…

Айсберг в мешке

Коньки на все времена года

Бумажные крылья

Компьютер-обувщик

Оружие ближнего боя

Нарезаем резьбу. Уроки мастерства

Новое Случайное Нас нашли

©2009-2014  Адрес в интернете: http://unteh.ru