Мороз на конвейере

Дата публикации: 17-11-2014

Минские холодильники красивы, удобны, экономичны; надежны. Это признано всеми. Нужно еще добавить, что на их изготовление завод расходует минимум металла, электроэнергии, рабочих рук и времени. Говорят, это результат применения современных средств производства, отлаженности технологического процесса. Но что стоит за этими сугубо производственными, не очень понятными терминами!

МАРАФОНСКИЙ КОНВЕЙЕР И МАЛЯР-НЕВИДИМКА

Цех огромен. Но людей почти не видно. Похоже, идет обеденный перерыв.

—      Конвейер на полном ходу,— говорит начальник бюро патентно-технической информации Евгений Иванович Жма- кин и, пока я пытаюсь отыскать взглядом конвейер, добавляет: — Не ищите ленту. У нас транспортер не такой, как на радиозаводе.

Станки в цехе разбросаны, кажется, беспорядочно. И все же каждый из них — этап конвейера, длина которого восемь километров! А обслуживают его всего двадцать человек. Потому цех и кажется пустым.

Рядом слышится негромкий звук, и на массивной станине проворачивается огромный, высотой метра три, рулон стальной ленты. Срабатывают огромные ножницы, и вот от ленты отрезан кусок — заготовка корпуса. Лентой эту стальную полосу можно назвать, пожалуй, лишь условно. Толщина ее полтора миллиметра; толще, чем сталь, что идет на кузова легковых автомобилей.

—      На ленте мы здорово сэкономили,— говорит Евгений Иванович,— раньше кроили заготовки из листовой стали, но как ни старались, отходы были велики. Теперь их почти нет — ширина ленты подобрана так, что практически вся сталь идет в дело.

Тем временем манипулятор с восемью присосками, каждая из которых размером с тарелку, подхватывает лист металла и несет к следующему станку, оттуда выходит он с отверстия

ми, пазами, бортиками. Следующий станок сгибает его буквой П, и манипулятор передает уже напоминающую корпус холодильника заготовку дальше. Начинают работу сварочные аппараты.

—      Сварка идет в атмосфере аргона,— поясняет Евгений Иванович.

Как я знаю, аргон используют обычно для сварки металлов, которые сильно окисляются в воздухе. Корпус холодильника делают из конструкционной стали, которая хорошо варится и без аргона. Зачем же он нужен?

—      У нас своя специфика,— отвечает Евгений Иванович,— без аргона в местах сварки остались бы швы, окалина. А ведь холодильник должен быть гладким, красивым. Использовать аргон куда дешевле, чем потом вручную убирать следы сварки.

И действительно, после сварки швов на корпусе почти не заметишь. Лишь изменившийся цвет металла указывает путь, по которому прошла электрическая дуга. Из таких вроде бы непринципиальных моментов в работе, наверное, и складывается в результате радующая глаз красота вещи.

Красота эта должна быть долговечна, поэтому и покраске предшествует довольно сложная подготовка. Слышно, как шумит вода в огромном шкафу, где скрылась очередная заготовка. На полу лужицы воды; пахнет прачечной.

—      Стиральный порошок,— поясняет Евгений Иванович.— Прежде чем окрасить, мы промываем корпуса сперва обычной, как ее называют, техни

Холодильники под потолком цеха — залог ритмичной работы сборочного конвейера. Из этого своеобразного склада их можно в считанные секун ды опустить вниз, чтобы сборщики не теряли времени в ожидании работы.

ческой водой, затем снимаем все загрязнения поверхностно-активными веществами — попросту говоря, стиральным порошком. А затем промываем дистиллированной водой, чтобы на поверхности металла не осталось никаких солей, а то краска плохо будет держаться. Затем наносим тонкую пленку, которая повышает сцепление краски с металлом.

Все это происходит автоматически, и немудрено: за смену завод выпускает около тысячи холодильников; вручную справиться было бы сложно. Промывка и покраска идут без участия человека.

Маляр — невидимое электростатическое поле, к работе которого придраться трудно. На вращающийся диск сверху каплет краска. Скорость вращения диска столь велика, что он разбивает капли в пыль. Между диском и окружающими его заготовками корпусов — постоянное напряжение в несколько тысяч вольт (о нем предупреждает красная молния на застекленной стене покрасочного участка). Зарядившись от диска, частицы краски летят к заготовкам, заряженным электричеством другого знака, и прочно прилипают к металлу. Это и обеспечивает отличное качество, а кроме того, позволяет экономить краску. Ведь электрическое поле направляет полет, не по

зволяет частицам краски пролететь мимо заготовки.

Это первый этап. Потом корпуса рихтуют — устраняют все неровности, царапины, а затем красят еще раз. Так получается нарядный, блестящий корпус.

«ПУСТЯКИ» И «МЕЛОЧИ»

На участке пластмасс листы полистирола покрывали… полистиролом. Точнее, блестящей полистироловой пленкой. Зачем это нужно? Не похоже ли это на то, как масло намазать маслом?

— Покупателя интересует многое,— говорит Евгений Иванович,— и потребляемая холодильником мощность, и емкость камеры, и температура в ней. Но вряд ли покупатель сразу же задумается о том, легко ли ему будет мыть камеру холодильника. А нам об этом забывать нельзя. Если штамповать внутренний шкаф из необработанного листа полистирола, его поверхность останется чуть- чуть шероховатой. Пустяк, но из-за этого хозяйке придется затратить немало времени, чтобы камера стала чистой. И мы на листы перед штамповкой накатываем пленку. Пленка приваривается к поверхности пластмассы, получается однородный материал с гладкой, как бы полированной, поверхностью.

Это внимание к мелочам и называется заботой о покупателе. Однако об увиденном можно сказать больше. Это еще и отличная инженерная находка. И не только потому, что нанести пленку проще и быстрее,

чем полировать пластмассу. Главное — бракованные шкафы из полистирола, покрытые по- листирольной пленкой, можно вновь пускать в дело после переплавки. Так что, всего-навсего правильно выбрав пленку, инженеры завода решили сразу две задачи — повысили эксплуатационные качества холодильника и одновременно обеспечили участку пластмасс работу без отходов.

А конвейер движется… В корпус уже вставлен отштампованный шкаф. Поставлена задняя стенка. Рабочий вставляет в отверстия на корпусе холодильника два шланга. Раздается негромкое шипение. Мне объясняют, что идет заправка… теплоизоляцией.

— По шлангам поступают два различных химических вещества,— говорит Евгений Иванович.— Внутри корпуса они смешиваются, вспениваются и заполняют все промежутки. Получается пенополиуретан. Кубический метр этой пористой массы весит всего двадцать килограммов — почти в десять раз меньше, чем стекловата, которую применяли раньше, а мороз держит гораздо лучше.

Была стекловата, теперь — пенополиуретан… Опять же вроде пустяк. Но специалисты завода сумели «выжать» из такой замены немало. Длительную ручную запрессовку теплоизоляции заменили почти мгновенной «заправкой», а то, что пенополиуретан лучше сохраняет мороз в камере, конструкторы немедленно обернули на благо покупателю: сократив количество теплоизоляции, при тех же размерах холодильника, что и прежде, объем его камеры увеличили на сорок литров! Учли на заводе и то, что пенополиуретан в отличие от стекловаты довольно прочен. Поэтому заднюю стенку холодильника теперь делают не из металла, как раньше, а из плотного картона. Двойная экономия — металла и труда хозяйки, которой стало легче передвигать холодильник во время уборки. Да что говорить: даже листу картона, заменившему заднюю стенку, сумели найти работу «по совместительству». Его покрывают алюминиевой фольгой, и холодильник… лучше работает.

— Сзади у холодильника, как вы знаете, установлена капиллярная трубка,— поясняет Евгений Иванович.— Во время работы она нагревается, а фольга отражает излучаемое тепло, не дает подогревать камеру.

Да, и это тоже мелочь. Но, сумев учесть все подобные мелочи, специалисты завода понизили температуру в морозильной камере с минус шести, как было в первых моделях, до минус восемнадцати градусов Цельсия. А это уже новое качество. На сохранность продуктов влияет не только температура, но и скорость заморозки. Как объяснили мне на заводе, замерзая при минус шести градусах, вода, входящая в состав растительных и животных продуктов, успевает кристаллизоваться, и ледяные кристаллики повреждают их структуру и ухудшают вкус. А при минус восемнадцати вода замерзает так быстро, что кристаллики даже не успевают образоваться.

ИСПЫТАНИЯ НА ЗАПАХ

…На следующем участке я увидел системы охлаждения в сборе. Компрессор, капиллярная трубка, изогнутая наподобие змеевика (длина ее, кстати, восемь метров, хотя змеевик очень компактен). Охладители двигались на транспортере в огромный аквариум. Герметичность охладителей здесь проверяют так же, как камеры велосипеда или надувные игрушки — опускают в воду, предварительно накачав воздух. Если герметичность нарушена, это сразу видно по пузырькам.

После этой проверки в систему закачивают хладоагент — газ, создающий мороз. Далее всю систему устанавливают на холодильник и снова испытывают. Холодильник должен за двадцать минут набрать рабочую температуру—минус 18° С. При этом утечка хладоагента не должна превышать две десятых грамма… в год. Сколько же длятся испытания, чтобы уловить такие утечки? Да и как это делают?

— По запаху,— говорит Евгений Иванович.— А испытания длятся… Посмотрите сами.

На моих глазах девушка-контролер подносит к системе охлаждения устройство, чем-то напоминающее пистолет. Несколько движений вдоль змеевика, к местам пайки на испарителе, компрессоре, и через несколько секунд холодильник едет по транспортеру дальше, а на его место становится следующий. Пистолет — часть прибора, улавливающего запах. В него вентилятор втягивает воздух. В самом приборе воздух нагревается до нескольких сот градусов. Сам воздух при этом остается изолятором, но молекулы хладоагента, если они туда попали, ионизируются, становятся проводниками тока. Они оказываются между электродами, к которым приложено напряжение. Чем больше ионизированных молекул, тем больше величина тока, который идет по цепи,— по ней и судят о величине утечки хладоагента. Испытания — последний этап изготовления холодильников.

Минские холодильники закупает и распространяет всемирно известная фирма «Филипс». Покупают МЗХ во Франции, Румынии, Польше, Венгрии, Болгарии, на Кубе. Отсюда холодильники отправляют в тридцать стран мира! И это лучше всего подтверждает простую, но очень важную мысль: красота, надежность, экономичность и все другие параметры, которые вписаны и не вписаны в паспорт машины, изделия, складываются из честного, творческого отношения к работе всех заводчан, людей, для которых нет мелочей в их труде.

А. ФИН, инженер

Случайное

Подробности для любознательных

Как зарядить аккумулятор

«Сверчок-2»— универсальный станок

Микродвигатель для модели

Щетка на шарнире

Беседы с теми, кто выбирает профессию

Небоскреб в море

Искусственный нос

Единственная в мире

Л. Коваленко — работает дорога

Автоматика кухонной плиты

Печь для пробирки

Квадраты, кубы и лампочки

Затонул, раздавленный льдами

Старт в большую жизнь

Новое Случайное Нас нашли

©2009-2014  Адрес в интернете: http://unteh.ru