В. Хвастин — яхта «Чипполино»

Дата публикации: 18-05-2015

Более двух тысяч лет назад по порожистым рекам Ближнего Востока плавали лодки круглой формы — куффы. Не очень быстроходные, но удивительно | остойчивые. Потом на долгие века о них забыли. Развитие судостроения пошло другим путем: от кораблей требовалась в первую очередь высокая скорость. Но в прошлом веке русский кораблестроитель-новатор адмирал Андрей Александрович Попов построил и испытал несколько круглых судов, подобных куффам. Среди них были два крупных броненосца береговой обороны «Новгород» и «Вице-адмирал Попов», вошедших в состав Черноморского флота. По отзывам современников, это были настоящие плавучие крепости. А для себя адмирал построил маленькую парусную яхту с круглым корпусом.

С глубокой древности известен еще один вид парусного судна — проа. Это лодка, у которой парус всегда на одном борту (моряки сказали бы: «Она всегда ходит одним галсом»). Направление движения такого судна могло меняться только на противоположное, поэтому нос и корма его делались совершенно одинаковыми. В наше время по схеме проа за рубежом построено несколько быстроходных яхт для океанских гонок. Одну из них авторы окрестили «Чиппером» от английского слова chip — щепка.

Прочитав обо всем этом на страницах журнала «Катера и яхты», ребята из Клуба юных техников Тушинского машиностроительного завода Москвы решили объединить в своей новой экспериментальной модели особенности и «Чип пера», и яхты Попова.

Посмотрите на рисунок. На деревянном обтекаемом диско- видном корпусе установлен съемный парус-крыло симметричного выпукло-вогнутого профиля. Выклеен он из тонкой фанеры на нервюрах. Вверху парус снабжен горизонтальной круглой жестяной или пластмассовой пластиной — так называемой «аэродинамической шайбой». Она придает парусу жесткость и немного узеличивает тягу. С вогнутой стороны паруса закреплен поручень из стальной проволоки — гик-уишбон. На настоящих спортивных судах (например, на виндсерферах) он служит для управления парусом. Мачта проходит внутри паруса и вставляется в отверстие в центре палубы. В днище корпуса проделан паз, в который вставляется фанерный или алюминиевый плавник-шверт. Он препятствует боковому смещению (дрейфу) модели. Глубина паза должна быть достаточной для надежной фиксации швер- та (он должен входить в паз с некоторым усилием), а длина паза должна быть несколько больше самой длинной из сторон шверта. Так как у нашей модели подветренным должен быть все время один и тот же борт, на этом борту следует установить груз. Проще всего вложить внутрь корпуса кусочек металла и зашпаклевать проделанную для этого выемку. Груз создает постоянный крен на наветренный борт, тем самым увеличивая остойчивость модели.

У нашей яхты диаметр корпуса 300 мм, толщина корпуса 30 мм, высота паруса 400 мм, хорда паруса 120 мм. Для нашего пруда и для той силы ветра, что бывает у нас в Москве и в Подмосковье, этого вполне хватает.

Остается отрегулировать модель. Посмотрите на схему. В палубе проделаны два отверстия, позволяющие фиксировать парус под углом -j-45° или —45° к плоскости шверта. Для этого в нижней части корпуса имеется выступ-фиксатор. В положении 45° модель движется вправо, а в положении —45° — влево.

Чтобы яхта сразу могла сориентироваться по ветру, желательно сместить против движения модели центр бокового сопротивления (ЦБС) шверта от центра парусности (ЦП) паруса.

И тот и другой центр геометрически совпадает с центром тяжести соответственно паруса и шверта, так что определить ЦП и ЦБС несложно. Не забудьте только, что нас интересует центр тяжести не всего шверта, а лишь рабочей, выступающей его части. Необходимый сдвиг между ЦП и ЦБС (он должен составлять 10—12% от диаметра корпуса) устанавливается перемещением шверта вперед или назад в его пазу в зависимости от положения паруса. Впрочем, расположение шверта вовсе нё обязательно должно быть таким, как на нашем рисунке. Можно вставить шверт в паз любой из его сторон, можно создать сдвиг между швертом и парусом, передвигая шверт в его пазу, а можно — наклоняя его…

Словом, наша модель — это лишь повод для дальнейших ваших опытов и экспериментов.

Если вы задумаете построить более крупную модель типа «Чипполино», вам понадобится более глубокое знание теории плавания парусных судов. Об этом (а также о том, как своими силами построить парусную яхту, гребную лодку) очень хорошо рассказано в книге С. Ветрова «Пионерская судоверфь» (Л., Судостроение, 1982 г. и 1983 г.). В конце этой книжки приведен обширный список литературы для юных моряков. Поищите ее в библиотеке.

В. ХВАСТИН, руководитель кружка

Рисунок В. РОДИНА

Случайное

Оптический телефон

Квадраты, кубы и лампочки

Нарезаем резьбу. Уроки мастерства

Атомоход на подушке

Батарейка тоньше бумаги

Приложение к журналу Юный техник №4 1984

На дистанции — виндгляйдер

Истребитель И-1

Там, где жил Робинзон

Вторая жизнь электродвигателя

Намагниченный инструмент

В гостях у «Икринки»

Сухопутные хищники — киты

К пуску готовится «Ангара 5»

Кран «лебедь, рак да щука»

Новое Случайное Нас нашли

©2009-2014  Адрес в интернете: http://unteh.ru