Быль про автомобиль

Дата публикации: 30-10-2020

На выставке они стоят поч­ти рядом: у входа в павильон 180-тонный гигант БелАЗ-7521, а в самом павильоне, откры­вая экспозицию, маленький АМОФ-15,* первый совет­ский автомобиль, сошедший с конвейера 1 ноября 1924 го­да. 60 лет разделяют эти два экспоната. 60 лет, наполненные героическим трудом и беспри­мерным мужеством Строили и воевали не только люди, но и машины. Вот они перед на­ми, словно страницы недавней истории: ЗИС-5 — труженик Великой Отечественной, зна­менитая «эмка», первый само­свал ЯС-1, первые легковушки НАМИ-1, КИМ-10…

Первые… Сегодня авто­транспорт перевозит в нашей стране свыше 80 процентов всех грузов и около 90 процен­тов пассажиров. И выставка «Автопром-84», проходившая на ВДНХ СССР, как бы итожи­ла все лучшее, что накопила советская автомобильная про­мышленность за прошедшие годы. Что сегодня автомобиль может, на что годится! Давай­те совершим небольшое путе­шествие по некоторым разде­лам выставки.

СЕМЕЙСТВО ГИГАНТОВ

Родом оно из белорусского города Жодина. Марку этого завода знают во всем мире. Повсюду работают эти внешне, быть может, немного неуклю­жие, но на самом деле на удивление маневренные машины.

Вот они выстроились по ранжиру на выставочной площад­ке. Самый маленький из семейства БелАЗов имеет грузоподъемность «всего лишь» 30 т (вспомним 1,5-тонный АМО). Другие братья по­сильнее — 40, 75, 110, наконец, 180 т. Это даже и не автомо­били, а сухопутные корабли. Им и на шоссе тесно. Не слу­чайно их так и называют — внедорожные.

Подняться в кабину, словно на капитанский мостик, можно лишь по специальному трапу. Снизу она кажется совсем ма­ленькой. Но открываешь двер­цу — она ничуть не менее просторна, чем, скажем, у КамАЗа. Удобное кресло. Под ногами — педали, под рука­ми — баранка. Пробую по­вернуть ее — оказывается, сделать это ничуть не труд­нее, чем, скажем, в «Москви­че».

— Сервоусилитель помо­гает,— поясняет водитель- испытатель Николай Семе­нов.— Специальное устройство усиливает нажим рук до такой степени, что управлять авто­мобилем можно словно легко­вой машиной.

Еще одна особенность — отсутствие привычного кар­данного вала. Он обычно пе­редает вращение мотора ко­лесам. Представляю, какой бы огромный кардан был здесь нужен.

АМО-Ф-15 — первый советский грузовик.

Конструкторы из Жодина поступили иначе. Двига­тель внутреннего сгорания они соединили с электрогене­ратором. Вырабатываемый электрический ток по кабе­лям поступает в установленные прямо в колесах электромото­ры. Они и приводят колеса во вращение. А заодно удалось обойтись и без коробки ско­ростей.

Несмотря на столь внуши­тельные размеры, БелАЗы вовсе не тихоходы, они могут развить скорость 50-60 км/ч. Вполне достаточно для карь­еров, где они обычно рабо­тают.

Теперь давайте разберемся еще в одном, очень важном вопросе: зачем для одной и той же работы строить целое семейство машин разной грузоподъемности? Вроде бы чем больше берет автомобиль, тем лучше.

Но никто ведь не вздумает водить по рекам и озерам океанские суда. Тесно им бу­дет, мелковато. Как говорят, большому кораблю большое плавание. То же самое можно сказать и о карьерных само­свалах. Если карьер велик, за­пасы полезных ископаемых огромны, то здесь экономически выгодно использовать самую мощную технику. На других же объектах — строи­тельстве гидроэлектростан­ций, прокладке магистралей — нужны машины поменьше. Какой именно грузоподъемности? Это зависит от конкрет­ной необходимости, условий местности. И многочисленное семейство БелАЗов позволя­ет, как говорят экономисты, выбрать оптимальный вариант транспортного обеспечения.

В паспорте каждой машины, кроме того, указывается, для каких климатических условий она больше приспособлена. Скажем, БелАЗ-540С пред­назначен для работы в север­ных районах, а вот БелАЗ-540Т лучше использовать на юге. В чем между ними раз­ница? Для машины в северном исполнении производственни­ки использовали сплавы, не боящиеся сильных морозов, подобрали соответствующую резину, снабдили кабину и моторный отсек системой эф­фективного обогрева. А на юге, в тропиках нужно дру­гое — здесь пригодятся кон­диционер, сплавы и краски, не боящиеся повышенной тем­пературы и влажности…

ЧТО ВЕЗЕТ ГРУЗОВИК!

Итак, мы с вами разобра­лись: даже для такого просто­го дела, как перевозка сыпу­чего груза, в разных условиях нужны разные машины. Меж­ду тем у современного авто­мобиля многообразие всяких работ. И каждую должны вы­полнять наиболее приспо­собленные для этого машины. Для перевозки легких и объ­емных грузов — хлопка-сыр­ца, сена или соломы — нужны автомобили с большими ку­зовами; для перевозки жид­ких и чересчур сыпучих гру­зов (мука, удобрения), конеч­но же, лучше использовать автоцистерны; для перевозки скоропортящихся продуктов необходимы рефрижераторы- холодильники… И выставка

«Автопром-84» дает нагляд­ное представление обо всем множестве профессий совре­менного автомобиля. Значит ли это, что для перевозки каж­дого вида грузов создан свой автомобиль? Нет, зачем же, это невыгодно. Можно посту­пить по-другому.

Вы, конечно, слышали сло­во «трейлер». Это полупри­цеп, который передней своей частью опирается на шасси автомобиля-тягача, а задней — на собственные колеса. Такие полуприцепы удобны тем, что позволяют один и тот же ав­томобиль-тягач (например, производства Кременчугского автомобильного завода) эф­фективно использовать для самых разных транспортных операций.

Доставил тягач на место на­значения полуприцеп-цистер­ну. Водитель выдвинул из-под цистерны специальные опо­ры, раскрыл замок, скрепля­ющий полуприцеп и тягач, сел в кабину… Цистерна остается на месте до полной разгрузки. А пока ее разгружают, тот же водитель совершит на своей машине очередной рейс с дру­гим специализированным полуприцепом, например ре­фрижератором. Так один ав­томобиль оказывается одина­ково приспособленным для многих работ.

Но, конечно же, не для всех. На выставке, например, де­монстрировался грузовик КАЗ-4540, на базе которого кутаисские автомобилестрои­тели намерены начать выпуск семейства сельскохозяйствен­ных грузовиков.

Почему именно сельскохо­зяйственных? Дело в том, что КАЗ-4540 своего рода чемпи­он по… тихоходности!

— Минимальная устойчивая скорость этой модели — два километра в час — пояснил инженер-испытатель Нодари Рехвиашвили.— Тише пешехо­да. Зачем нужна машине та­кая скорость? Для того, чтобы она могла двигаться парал­лельно с работающим ком­байном, на ходу, без останов­ки принимая из бункера уро­жай.

Обычные автомобили сде­лать этого не могут. При столь малой скорости их мотор, как правило, глохнет. Вот и при­шлось конструкторам хитрить с коробкой скоростей — уста­навливать дополнительные шестерни для движения с ма­лой скоростью. Кроме того, они позаботились, чтобы но­вой машине были не страшны грязь и бездорожье. Мощный дизельный двигатель, привод на все колеса не позволят ей застрять даже в самую распу­тицу.

Еще одна важная конструк­тивная особенность новой ма­шины — одинаковая нагрузка на оси. Это тоже повышает проходимость, а кроме того, увеличивает грузоподъем­ность — вместо обычных че­тырех тонн для машин такого класса КАЗ-4540 принимает в кузов шесть тонн груза.

Помня, что машина сельско­хозяйственная, конструкторы обули ее в широкопрофиль­ные, радиальные шины. Удель­ное давление на грунт у ново­го автомобиля составляет 2,5-3 5 кг/см». И, двигаясь по полю, он не будет чересчур сильно прикатывать плодород­ный слой почвы.

Еще одна разновидность специ пизированных автомобилей — гу­сеничные вездеходы.

Перед вами автомобиль-лесовоз. Чтобы концы бревен-хлыстов, вывозимых из леса, не волочились по земле, лесовоз оснащен прицепом- роспуском. Но обратно на делянку машина идет порожняком, и чтобы незагруженный прицеп не гремел попусту, не тормозил движение, водитель с помощью гидравличе­ской системы убирает прицеп в ку­зов. Машина сразу становится маневреннее.

Молоко и минеральные удобре­ния, горючее и скоропортящиеся продукты — все это и многое дру­гое могут перевозить современные автомобили.

Этот «пазик» сделан в Павлове.

Этот самосвал, прежде чем опро­кинуть свой кузов, может поднять его на высоту нескольких метров. Зачем это нужно! Для того, чтобы везти выгрузку прямо в железно­дорожные вагоны, не переваливая груз из кузова на землю, а с земли в вагон.

МоАЗ-7405 — автомобиль для подземных работ. Чтобы не отрав­лять атмосферу шахты вредными выхлопными газами, двигатель это­го автомобиля оборудован спе­циальным нейтрализатором.

На некоторых отечественных автомобилях установлены двигатели с турбонаддувом. Это новшество обеспечивает повышенную мощ­ность.

СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ЛЮДЕЙ

Люди в принципе для авто­мобиля тот же груз, но особо деликатный! Все мы любим путешествовать с удобствами: чтобы было в меру мягко, не душно и не холодно, чтобы можно было увидеть все во­круг… Какими достижениями порадуют нас здесь конструк­торы?

Возьмем, к примеру, город­ской автобус ликинского завода. Широкие автоматические две­ри позволят пассажирам легко и быстро, без толкотни входить и выходить на остановках. Са­лон стал просторнее, комфор­табельнее. Двигатель — а он теперь дизельный — перенесен назад отчего в автобусе стало тише…

Кроме Ликина, автобусы в нашей стране строят во Льво­ве, в Павлове, в Кургане… И все они разные. Потому что специа­лизация коснулась и пассажир­ского транспорта. Для недаль­них скоростных переездов —

микроавтобусы вместимостью Ю—12 пассажиров, на напря­женных городских маршру­тах — те же ЛиАЗы, которые могут забрать разом 120 чело­век. Но разница не только в раз­мерах автобусов. Львовяне, на­пример, специализируются на производстве междугородных, туристских автобусов, в которых удобно ездить по скоростным магистралям на дальние рас­стояния. А вот средние авто­бусы курганцев и павловцев удобны в сельской местности, на проселках. Из села в село, из села в город и обратно ез­дит не так уж много народу. И вместимость этих автобусов (20—30 человек) вполне соот­ветствует их назначению. Но комфорт своим пассажирам они предоставляют ничуть не меньший, чем автобусы львов- ского завода: удобные сиде­нья, большие стекла с хорошим обзором, эффективная система вентиляции и отопления.

Новый автобус Львовского авто­бусного завода.

Автобус — автомобиль для всех. И автомобиль, как вы убедились, самого широкого назначения. Но и для перевоз­ки людей требуются порой машины узкой специализации. Как, например, доставить ско­товодов на отдаленные паст­бища, нефтяников к своим выш­кам, лесорубов на делянки? Автобус по бездорожью, да еще в распутицу, не пройдет. Выручат только вездеходы. Их представлено на выставке це­лое семейство — от очень ма­ленького, на 2—3 человека, до гиганта, способного доставить на вахту целую бригаду. Отли­чают их движители — гусени­цы и сверхширокие баллоны. Давление на грунт таких машин столь минимально, что иные могут пройти даже через болото.

О легковых автомобилях «Волга», «Москвич», «Жигули» или «Запорожец» вроде бы и рассказывать нечего. Мы встре­чаемся с ними каждый день. Простые в обслуживании, по­требляющие не так уж много бензина, не случайно именно эти машины многие граждане нашей страны покупают для личного пользования. Возмож­но, есть автомашина и у вашей семьи. Но, зная, какого благо­дарного зрителя собирает во­круг себя на улице каждая но­вая модель, хотим рассказать о новинке, которую готовят к выпуску советские конструкто­ры.

Вот он, ВАЗ-2108, представитель нового поколения советских легко­вых автомобилей.

Знакомьтесь, ВАЗ-2108 —представитель нового поколе­ния отечественных легковых автомобилей. Чем он отлича­ется от нынешних? Прежде всего, своей формой — призе­мистой, обтекаемой…

— Знаете, на что расхо­дуется значительная часть топ­лива у современных автомо­билей? — говорит главный конструктор объединения АвтоВАЗ Георгий Константи­нович Мирзоев.— На прео­доление сопротивления воз­духа. Так что сейчас выбор фор­мы автомобиля решается не столько на ватмане, сколько в аэродинамической трубе, в недрах ЭВМ…

Вот почему, оказывается, у «восьмерки» короткий ско­шенный капот мотора, огром­ные гнутые стекла, нет при­вычного багажника сзади — машина как бы обрезана… Именно такая форма, соглас­но расчетам, позволяет эконо­мить около двух литров бензи­на на сто километров пути, лег­ко развивать скорость выше 100 км/ч.

Мощность двигателя у но­вой модели осталась прежней. Правда, конструкторы немало поработали над ним: повыси­ли степень сжатия в цилинд­рах, оснастили новым карбю­ратором, усовершенствовали систему зажигания… В резуль­тате внедрения всех новшеств двигатель стал на 20 кг легче, а размеры его таковы, что его установили под капотом не вдоль, как обычно, а поперек. Благодаря этому новые «Жи­гули» стали на 15 см короче своих предшественников, а са­лон имеют просторнее.

Передние сиденья салона сделаны «анатомическими». Такое кресло как бы облегает тело, в нем долго можно си­деть не уставая — это особен­но важно для водителя. Си­денья сзади могут складывать­ся, и тогда через широкую заднюю дверь в автомобиль можно поместить даже холо­дильник.

Побеспокоились конструк­торы и о безопасности пасса­жиров и водителя. Вазовцы впервые применили тормоза с диагональным разделением контуров. Это означает, что в машине, по существу, есть две раздельные тормозные системы. И если вдруг отка­жет одна, другая не подведет. Привод у новой модели на пе­редние колеса, а не на задние, как обычно. Такое конструк­торское решение позволило не только отказаться от длин­ного вала, соединявшего мо­тор с задними колесами. Пе­редние колеса, став ведущи­ми, «тащат» автомобиль за со­бой, энергично вписывают его в повороты. Машина стала ус­тойчивее и маневреннее.

Добавим, что новый ВАЗ, названный «Спутником», по­явится уже в этом году.

СПЕЦИАЛИСТ СРЕДИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Вот и подходит к концу на­ше путешествие. Остается представить еще одну разно­видность машин, о которых стоит поговорить особо.

Даже на фоне современной специализации автомобиля они выделяются своей узкой направленностью. Проще го­воря, эти машины предназна­чены для выполнения одной определенной работы.

Взять хотя бы автомобили медицинской службы. До по­сещения выставки я. напри­мер, и не знал, что, кроме обычной «скорой помощи», привозящей врача на дом по нашему вызову, существует еще столько машин-медиков. Вот автобус — стоматологи­ческая клиника. В его салоне есть все необходимое для лечения зубов. Вот передвижной рентгеновский кабинет. Вот автомобиль-кардиолог, обору­дованный всем необходимым для поддержания работы сердца. Существуют даже хи­рургические операционные и аптеки на колесах…

Рядом с автомобилями, на борту которых нарисован крас­ный крест, можно увидеть ма­шины с . синим крестом — опознавательным знаком ве­теринарной службы. Ведь бо­леть свойственно не только людям, но и животным.

Неподалеку разместился отряд автомобилей совсем другого назначения. Уже сама их окраска — ярко-красная — говорит о том, что они пред­назначены для борьбы с огнем. Какие они бывают? Перед на­ми автомобиль с выдвигающейся лестницей. С ее по­мощью пожарные могут доб­раться до верхних этажей да­же современных многоэтаж­ных зданий. Рядом — маши­на-цистерна со своей собствен­ной насосной станцией и уста­новленной на крыше кабины водяной пушкой.

С помощью этого оборудования, размещенного в кузове «Жигулей», можно оперативно и точно проверитъ диагностические приборы.

Правда, мощная струя воды далеко не всегда лучший спо­соб ведения борьбы с пожа­ром. Важно ведь не только по­давить огонь, но и спасти по­гибающие в  нем ценности. Какая, собственно, разница, от чего погибнут книги, музей­ные редкости — будут ли они сожжены или размокнут, ра­зобьются? В таких случаях на выручку пожарным приходят генераторы высокократной пены. Пена накрывает очаг по­жара непроницаемым для воз­духа покрывалом, лишает огонь кислорода и тем самым тушит его.

А если горит нефтяная или газовая скважина, где обыч­ные средства оказываются бес­сильными, вперед выступает главная ударная сила пожар­ных — машины с установлен­ными на платформах реак­тивными двигателями. Это АГВТ — автомобили газо-водяного тушения. Реактивный двигатель формирует столь мощнейшую струю из выхлоп­ных газов, пара и водяных капель, что она почти мгновен­но сбивает пламя.

И наконец, эта машина — «специалист среди специа­листов». На ее борту надпись: «Метрологическая». Метро­логи, как известно, специа­листы, проверяющие приборы, следящие, чтобы они работа­ли как можно точнее. Вот и данный автомобиль производ­ства ВАЗа снабжен техникой, позволяющей проверить ра­боту тех диагностических си­стем, что используются сегод­ня на станциях техобслужива­ния…

…Вот какие удивительные машины представлены на вы­ставке. Сколькими же профес­сиями овладел современный автомобиль! Десятками, сот­нями! Точно ответить не бе­русь, возможно, ориентиро­вочное представление о его вездесущности дает такая цифра: на открытой площадке выставки демонстрировалось более 160 образцов автомо­бильной техники. Это не просто экспонаты — подавляющее большинство из них можно сегодня видеть на дорогах страны.

С. ЗИГУНЕНКО
Комплекс «Лесной» предлагает отдых. К услугам гостей кафе ресторан парк отель и многое другое.

Случайное

Александр беляев. Замок ведьм

Наш подарок фестивалю

Возвращаясь к напечатанному «какой арбуз спелый?»

В чем секрет «Славы»?

В. Хвастин — яхта «Чипполино»

Мензурка с нониусом

Без пыли

Автомобиль под душем

Что было до терменвокса?

Радио в кубиках

Сб (АНТ-40), они были первыми

Бумажные крылья

У блохи — приемопередатчик!

Рационализация лифт для урожая

«Сверчок-2»— универсальный станок

Новое Случайное Нас нашли

©2009-2014  Адрес в интернете: http://unteh.ru