Быль про автомобиль
Дата публикации: 30-10-2020Рубрика: ЮТ №1 1985 год
Тема: Наука и техника пятилетки
- И по воде, и по суше
- Скачать ЮТ №7 1984 год
- Скачать ЮТ №8 1981 год
- Скачать ЮТ №4 апрель 1984
- Подробности для любознательных. Живые счеты
На выставке они стоят почти рядом: у входа в павильон 180-тонный гигант БелАЗ-7521, а в самом павильоне, открывая экспозицию, маленький АМОФ-15,* первый советский автомобиль, сошедший с конвейера 1 ноября 1924 года. 60 лет разделяют эти два экспоната. 60 лет, наполненные героическим трудом и беспримерным мужеством Строили и воевали не только люди, но и машины. Вот они перед нами, словно страницы недавней истории: ЗИС-5 — труженик Великой Отечественной, знаменитая «эмка», первый самосвал ЯС-1, первые легковушки НАМИ-1, КИМ-10…
Первые… Сегодня автотранспорт перевозит в нашей стране свыше 80 процентов всех грузов и около 90 процентов пассажиров. И выставка «Автопром-84», проходившая на ВДНХ СССР, как бы итожила все лучшее, что накопила советская автомобильная промышленность за прошедшие годы. Что сегодня автомобиль может, на что годится! Давайте совершим небольшое путешествие по некоторым разделам выставки.
СЕМЕЙСТВО ГИГАНТОВ
Родом оно из белорусского города Жодина. Марку этого завода знают во всем мире. Повсюду работают эти внешне, быть может, немного неуклюжие, но на самом деле на удивление маневренные машины.
Вот они выстроились по ранжиру на выставочной площадке. Самый маленький из семейства БелАЗов имеет грузоподъемность «всего лишь» 30 т (вспомним 1,5-тонный АМО). Другие братья посильнее — 40, 75, 110, наконец, 180 т. Это даже и не автомобили, а сухопутные корабли. Им и на шоссе тесно. Не случайно их так и называют — внедорожные.
Подняться в кабину, словно на капитанский мостик, можно лишь по специальному трапу. Снизу она кажется совсем маленькой. Но открываешь дверцу — она ничуть не менее просторна, чем, скажем, у КамАЗа. Удобное кресло. Под ногами — педали, под руками — баранка. Пробую повернуть ее — оказывается, сделать это ничуть не труднее, чем, скажем, в «Москвиче».
— Сервоусилитель помогает,— поясняет водитель- испытатель Николай Семенов.— Специальное устройство усиливает нажим рук до такой степени, что управлять автомобилем можно словно легковой машиной.
Еще одна особенность — отсутствие привычного карданного вала. Он обычно передает вращение мотора колесам. Представляю, какой бы огромный кардан был здесь нужен.
АМО-Ф-15 — первый советский грузовик.
Конструкторы из Жодина поступили иначе. Двигатель внутреннего сгорания они соединили с электрогенератором. Вырабатываемый электрический ток по кабелям поступает в установленные прямо в колесах электромоторы. Они и приводят колеса во вращение. А заодно удалось обойтись и без коробки скоростей.
Несмотря на столь внушительные размеры, БелАЗы вовсе не тихоходы, они могут развить скорость 50-60 км/ч. Вполне достаточно для карьеров, где они обычно работают.
Теперь давайте разберемся еще в одном, очень важном вопросе: зачем для одной и той же работы строить целое семейство машин разной грузоподъемности? Вроде бы чем больше берет автомобиль, тем лучше.
Но никто ведь не вздумает водить по рекам и озерам океанские суда. Тесно им будет, мелковато. Как говорят, большому кораблю большое плавание. То же самое можно сказать и о карьерных самосвалах. Если карьер велик, запасы полезных ископаемых огромны, то здесь экономически выгодно использовать самую мощную технику. На других же объектах — строительстве гидроэлектростанций, прокладке магистралей — нужны машины поменьше. Какой именно грузоподъемности? Это зависит от конкретной необходимости, условий местности. И многочисленное семейство БелАЗов позволяет, как говорят экономисты, выбрать оптимальный вариант транспортного обеспечения.
В паспорте каждой машины, кроме того, указывается, для каких климатических условий она больше приспособлена. Скажем, БелАЗ-540С предназначен для работы в северных районах, а вот БелАЗ-540Т лучше использовать на юге. В чем между ними разница? Для машины в северном исполнении производственники использовали сплавы, не боящиеся сильных морозов, подобрали соответствующую резину, снабдили кабину и моторный отсек системой эффективного обогрева. А на юге, в тропиках нужно другое — здесь пригодятся кондиционер, сплавы и краски, не боящиеся повышенной температуры и влажности…
ЧТО ВЕЗЕТ ГРУЗОВИК!
Итак, мы с вами разобрались: даже для такого простого дела, как перевозка сыпучего груза, в разных условиях нужны разные машины. Между тем у современного автомобиля многообразие всяких работ. И каждую должны выполнять наиболее приспособленные для этого машины. Для перевозки легких и объемных грузов — хлопка-сырца, сена или соломы — нужны автомобили с большими кузовами; для перевозки жидких и чересчур сыпучих грузов (мука, удобрения), конечно же, лучше использовать автоцистерны; для перевозки скоропортящихся продуктов необходимы рефрижераторы- холодильники… И выставка
«Автопром-84» дает наглядное представление обо всем множестве профессий современного автомобиля. Значит ли это, что для перевозки каждого вида грузов создан свой автомобиль? Нет, зачем же, это невыгодно. Можно поступить по-другому.
Вы, конечно, слышали слово «трейлер». Это полуприцеп, который передней своей частью опирается на шасси автомобиля-тягача, а задней — на собственные колеса. Такие полуприцепы удобны тем, что позволяют один и тот же автомобиль-тягач (например, производства Кременчугского автомобильного завода) эффективно использовать для самых разных транспортных операций.
Доставил тягач на место назначения полуприцеп-цистерну. Водитель выдвинул из-под цистерны специальные опоры, раскрыл замок, скрепляющий полуприцеп и тягач, сел в кабину… Цистерна остается на месте до полной разгрузки. А пока ее разгружают, тот же водитель совершит на своей машине очередной рейс с другим специализированным полуприцепом, например рефрижератором. Так один автомобиль оказывается одинаково приспособленным для многих работ.
Но, конечно же, не для всех. На выставке, например, демонстрировался грузовик КАЗ-4540, на базе которого кутаисские автомобилестроители намерены начать выпуск семейства сельскохозяйственных грузовиков.
Почему именно сельскохозяйственных? Дело в том, что КАЗ-4540 своего рода чемпион по… тихоходности!
— Минимальная устойчивая скорость этой модели — два километра в час — пояснил инженер-испытатель Нодари Рехвиашвили.— Тише пешехода. Зачем нужна машине такая скорость? Для того, чтобы она могла двигаться параллельно с работающим комбайном, на ходу, без остановки принимая из бункера урожай.
Обычные автомобили сделать этого не могут. При столь малой скорости их мотор, как правило, глохнет. Вот и пришлось конструкторам хитрить с коробкой скоростей — устанавливать дополнительные шестерни для движения с малой скоростью. Кроме того, они позаботились, чтобы новой машине были не страшны грязь и бездорожье. Мощный дизельный двигатель, привод на все колеса не позволят ей застрять даже в самую распутицу.
Еще одна важная конструктивная особенность новой машины — одинаковая нагрузка на оси. Это тоже повышает проходимость, а кроме того, увеличивает грузоподъемность — вместо обычных четырех тонн для машин такого класса КАЗ-4540 принимает в кузов шесть тонн груза.
Помня, что машина сельскохозяйственная, конструкторы обули ее в широкопрофильные, радиальные шины. Удельное давление на грунт у нового автомобиля составляет 2,5-3 5 кг/см». И, двигаясь по полю, он не будет чересчур сильно прикатывать плодородный слой почвы.
Еще одна разновидность специ пизированных автомобилей — гусеничные вездеходы.
Перед вами автомобиль-лесовоз. Чтобы концы бревен-хлыстов, вывозимых из леса, не волочились по земле, лесовоз оснащен прицепом- роспуском. Но обратно на делянку машина идет порожняком, и чтобы незагруженный прицеп не гремел попусту, не тормозил движение, водитель с помощью гидравлической системы убирает прицеп в кузов. Машина сразу становится маневреннее.
Молоко и минеральные удобрения, горючее и скоропортящиеся продукты — все это и многое другое могут перевозить современные автомобили.
Этот «пазик» сделан в Павлове.
Этот самосвал, прежде чем опрокинуть свой кузов, может поднять его на высоту нескольких метров. Зачем это нужно! Для того, чтобы везти выгрузку прямо в железнодорожные вагоны, не переваливая груз из кузова на землю, а с земли в вагон.
МоАЗ-7405 — автомобиль для подземных работ. Чтобы не отравлять атмосферу шахты вредными выхлопными газами, двигатель этого автомобиля оборудован специальным нейтрализатором.
На некоторых отечественных автомобилях установлены двигатели с турбонаддувом. Это новшество обеспечивает повышенную мощность.
СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ЛЮДЕЙ
Люди в принципе для автомобиля тот же груз, но особо деликатный! Все мы любим путешествовать с удобствами: чтобы было в меру мягко, не душно и не холодно, чтобы можно было увидеть все вокруг… Какими достижениями порадуют нас здесь конструкторы?
Возьмем, к примеру, городской автобус ликинского завода. Широкие автоматические двери позволят пассажирам легко и быстро, без толкотни входить и выходить на остановках. Салон стал просторнее, комфортабельнее. Двигатель — а он теперь дизельный — перенесен назад отчего в автобусе стало тише…
Кроме Ликина, автобусы в нашей стране строят во Львове, в Павлове, в Кургане… И все они разные. Потому что специализация коснулась и пассажирского транспорта. Для недальних скоростных переездов —
микроавтобусы вместимостью Ю—12 пассажиров, на напряженных городских маршрутах — те же ЛиАЗы, которые могут забрать разом 120 человек. Но разница не только в размерах автобусов. Львовяне, например, специализируются на производстве междугородных, туристских автобусов, в которых удобно ездить по скоростным магистралям на дальние расстояния. А вот средние автобусы курганцев и павловцев удобны в сельской местности, на проселках. Из села в село, из села в город и обратно ездит не так уж много народу. И вместимость этих автобусов (20—30 человек) вполне соответствует их назначению. Но комфорт своим пассажирам они предоставляют ничуть не меньший, чем автобусы львов- ского завода: удобные сиденья, большие стекла с хорошим обзором, эффективная система вентиляции и отопления.
Новый автобус Львовского автобусного завода.
Автобус — автомобиль для всех. И автомобиль, как вы убедились, самого широкого назначения. Но и для перевозки людей требуются порой машины узкой специализации. Как, например, доставить скотоводов на отдаленные пастбища, нефтяников к своим вышкам, лесорубов на делянки? Автобус по бездорожью, да еще в распутицу, не пройдет. Выручат только вездеходы. Их представлено на выставке целое семейство — от очень маленького, на 2—3 человека, до гиганта, способного доставить на вахту целую бригаду. Отличают их движители — гусеницы и сверхширокие баллоны. Давление на грунт таких машин столь минимально, что иные могут пройти даже через болото.
О легковых автомобилях «Волга», «Москвич», «Жигули» или «Запорожец» вроде бы и рассказывать нечего. Мы встречаемся с ними каждый день. Простые в обслуживании, потребляющие не так уж много бензина, не случайно именно эти машины многие граждане нашей страны покупают для личного пользования. Возможно, есть автомашина и у вашей семьи. Но, зная, какого благодарного зрителя собирает вокруг себя на улице каждая новая модель, хотим рассказать о новинке, которую готовят к выпуску советские конструкторы.
Вот он, ВАЗ-2108, представитель нового поколения советских легковых автомобилей.
Знакомьтесь, ВАЗ-2108 —представитель нового поколения отечественных легковых автомобилей. Чем он отличается от нынешних? Прежде всего, своей формой — приземистой, обтекаемой…
— Знаете, на что расходуется значительная часть топлива у современных автомобилей? — говорит главный конструктор объединения АвтоВАЗ Георгий Константинович Мирзоев.— На преодоление сопротивления воздуха. Так что сейчас выбор формы автомобиля решается не столько на ватмане, сколько в аэродинамической трубе, в недрах ЭВМ…
Вот почему, оказывается, у «восьмерки» короткий скошенный капот мотора, огромные гнутые стекла, нет привычного багажника сзади — машина как бы обрезана… Именно такая форма, согласно расчетам, позволяет экономить около двух литров бензина на сто километров пути, легко развивать скорость выше 100 км/ч.
Мощность двигателя у новой модели осталась прежней. Правда, конструкторы немало поработали над ним: повысили степень сжатия в цилиндрах, оснастили новым карбюратором, усовершенствовали систему зажигания… В результате внедрения всех новшеств двигатель стал на 20 кг легче, а размеры его таковы, что его установили под капотом не вдоль, как обычно, а поперек. Благодаря этому новые «Жигули» стали на 15 см короче своих предшественников, а салон имеют просторнее.
Передние сиденья салона сделаны «анатомическими». Такое кресло как бы облегает тело, в нем долго можно сидеть не уставая — это особенно важно для водителя. Сиденья сзади могут складываться, и тогда через широкую заднюю дверь в автомобиль можно поместить даже холодильник.
Побеспокоились конструкторы и о безопасности пассажиров и водителя. Вазовцы впервые применили тормоза с диагональным разделением контуров. Это означает, что в машине, по существу, есть две раздельные тормозные системы. И если вдруг откажет одна, другая не подведет. Привод у новой модели на передние колеса, а не на задние, как обычно. Такое конструкторское решение позволило не только отказаться от длинного вала, соединявшего мотор с задними колесами. Передние колеса, став ведущими, «тащат» автомобиль за собой, энергично вписывают его в повороты. Машина стала устойчивее и маневреннее.
Добавим, что новый ВАЗ, названный «Спутником», появится уже в этом году.
СПЕЦИАЛИСТ СРЕДИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Вот и подходит к концу наше путешествие. Остается представить еще одну разновидность машин, о которых стоит поговорить особо.
Даже на фоне современной специализации автомобиля они выделяются своей узкой направленностью. Проще говоря, эти машины предназначены для выполнения одной определенной работы.
Взять хотя бы автомобили медицинской службы. До посещения выставки я. например, и не знал, что, кроме обычной «скорой помощи», привозящей врача на дом по нашему вызову, существует еще столько машин-медиков. Вот автобус — стоматологическая клиника. В его салоне есть все необходимое для лечения зубов. Вот передвижной рентгеновский кабинет. Вот автомобиль-кардиолог, оборудованный всем необходимым для поддержания работы сердца. Существуют даже хирургические операционные и аптеки на колесах…
Рядом с автомобилями, на борту которых нарисован красный крест, можно увидеть машины с . синим крестом — опознавательным знаком ветеринарной службы. Ведь болеть свойственно не только людям, но и животным.
Неподалеку разместился отряд автомобилей совсем другого назначения. Уже сама их окраска — ярко-красная — говорит о том, что они предназначены для борьбы с огнем. Какие они бывают? Перед нами автомобиль с выдвигающейся лестницей. С ее помощью пожарные могут добраться до верхних этажей даже современных многоэтажных зданий. Рядом — машина-цистерна со своей собственной насосной станцией и установленной на крыше кабины водяной пушкой.
С помощью этого оборудования, размещенного в кузове «Жигулей», можно оперативно и точно проверитъ диагностические приборы.
Правда, мощная струя воды далеко не всегда лучший способ ведения борьбы с пожаром. Важно ведь не только подавить огонь, но и спасти погибающие в нем ценности. Какая, собственно, разница, от чего погибнут книги, музейные редкости — будут ли они сожжены или размокнут, разобьются? В таких случаях на выручку пожарным приходят генераторы высокократной пены. Пена накрывает очаг пожара непроницаемым для воздуха покрывалом, лишает огонь кислорода и тем самым тушит его.
А если горит нефтяная или газовая скважина, где обычные средства оказываются бессильными, вперед выступает главная ударная сила пожарных — машины с установленными на платформах реактивными двигателями. Это АГВТ — автомобили газо-водяного тушения. Реактивный двигатель формирует столь мощнейшую струю из выхлопных газов, пара и водяных капель, что она почти мгновенно сбивает пламя.
И наконец, эта машина — «специалист среди специалистов». На ее борту надпись: «Метрологическая». Метрологи, как известно, специалисты, проверяющие приборы, следящие, чтобы они работали как можно точнее. Вот и данный автомобиль производства ВАЗа снабжен техникой, позволяющей проверить работу тех диагностических систем, что используются сегодня на станциях техобслуживания…
…Вот какие удивительные машины представлены на выставке. Сколькими же профессиями овладел современный автомобиль! Десятками, сотнями! Точно ответить не берусь, возможно, ориентировочное представление о его вездесущности дает такая цифра: на открытой площадке выставки демонстрировалось более 160 образцов автомобильной техники. Это не просто экспонаты — подавляющее большинство из них можно сегодня видеть на дорогах страны.
С. ЗИГУНЕНКО
Комплекс «Лесной» предлагает отдых. К услугам гостей кафе ресторан парк отель и многое другое.