Быль про автомобиль

Дата публикации: 30-10-2020

На выставке они стоят поч­ти рядом: у входа в павильон 180-тонный гигант БелАЗ-7521, а в самом павильоне, откры­вая экспозицию, маленький АМОФ-15,* первый совет­ский автомобиль, сошедший с конвейера 1 ноября 1924 го­да. 60 лет разделяют эти два экспоната. 60 лет, наполненные героическим трудом и беспри­мерным мужеством Строили и воевали не только люди, но и машины. Вот они перед на­ми, словно страницы недавней истории: ЗИС-5 — труженик Великой Отечественной, зна­менитая «эмка», первый само­свал ЯС-1, первые легковушки НАМИ-1, КИМ-10…

Первые… Сегодня авто­транспорт перевозит в нашей стране свыше 80 процентов всех грузов и около 90 процен­тов пассажиров. И выставка «Автопром-84», проходившая на ВДНХ СССР, как бы итожи­ла все лучшее, что накопила советская автомобильная про­мышленность за прошедшие годы. Что сегодня автомобиль может, на что годится! Давай­те совершим небольшое путе­шествие по некоторым разде­лам выставки.

СЕМЕЙСТВО ГИГАНТОВ

Родом оно из белорусского города Жодина. Марку этого завода знают во всем мире. Повсюду работают эти внешне, быть может, немного неуклю­жие, но на самом деле на удивление маневренные машины.

Вот они выстроились по ранжиру на выставочной площад­ке. Самый маленький из семейства БелАЗов имеет грузоподъемность «всего лишь» 30 т (вспомним 1,5-тонный АМО). Другие братья по­сильнее — 40, 75, 110, наконец, 180 т. Это даже и не автомо­били, а сухопутные корабли. Им и на шоссе тесно. Не слу­чайно их так и называют — внедорожные.

Подняться в кабину, словно на капитанский мостик, можно лишь по специальному трапу. Снизу она кажется совсем ма­ленькой. Но открываешь двер­цу — она ничуть не менее просторна, чем, скажем, у КамАЗа. Удобное кресло. Под ногами — педали, под рука­ми — баранка. Пробую по­вернуть ее — оказывается, сделать это ничуть не труд­нее, чем, скажем, в «Москви­че».

— Сервоусилитель помо­гает,— поясняет водитель- испытатель Николай Семе­нов.— Специальное устройство усиливает нажим рук до такой степени, что управлять авто­мобилем можно словно легко­вой машиной.

Еще одна особенность — отсутствие привычного кар­данного вала. Он обычно пе­редает вращение мотора ко­лесам. Представляю, какой бы огромный кардан был здесь нужен.

АМО-Ф-15 — первый советский грузовик.

Конструкторы из Жодина поступили иначе. Двига­тель внутреннего сгорания они соединили с электрогене­ратором. Вырабатываемый электрический ток по кабе­лям поступает в установленные прямо в колесах электромото­ры. Они и приводят колеса во вращение. А заодно удалось обойтись и без коробки ско­ростей.

Несмотря на столь внуши­тельные размеры, БелАЗы вовсе не тихоходы, они могут развить скорость 50-60 км/ч. Вполне достаточно для карь­еров, где они обычно рабо­тают.

Теперь давайте разберемся еще в одном, очень важном вопросе: зачем для одной и той же работы строить целое семейство машин разной грузоподъемности? Вроде бы чем больше берет автомобиль, тем лучше.

Но никто ведь не вздумает водить по рекам и озерам океанские суда. Тесно им бу­дет, мелковато. Как говорят, большому кораблю большое плавание. То же самое можно сказать и о карьерных само­свалах. Если карьер велик, за­пасы полезных ископаемых огромны, то здесь экономически выгодно использовать самую мощную технику. На других же объектах — строи­тельстве гидроэлектростан­ций, прокладке магистралей — нужны машины поменьше. Какой именно грузоподъемности? Это зависит от конкрет­ной необходимости, условий местности. И многочисленное семейство БелАЗов позволя­ет, как говорят экономисты, выбрать оптимальный вариант транспортного обеспечения.

В паспорте каждой машины, кроме того, указывается, для каких климатических условий она больше приспособлена. Скажем, БелАЗ-540С пред­назначен для работы в север­ных районах, а вот БелАЗ-540Т лучше использовать на юге. В чем между ними раз­ница? Для машины в северном исполнении производственни­ки использовали сплавы, не боящиеся сильных морозов, подобрали соответствующую резину, снабдили кабину и моторный отсек системой эф­фективного обогрева. А на юге, в тропиках нужно дру­гое — здесь пригодятся кон­диционер, сплавы и краски, не боящиеся повышенной тем­пературы и влажности…

ЧТО ВЕЗЕТ ГРУЗОВИК!

Итак, мы с вами разобра­лись: даже для такого просто­го дела, как перевозка сыпу­чего груза, в разных условиях нужны разные машины. Меж­ду тем у современного авто­мобиля многообразие всяких работ. И каждую должны вы­полнять наиболее приспо­собленные для этого машины. Для перевозки легких и объ­емных грузов — хлопка-сыр­ца, сена или соломы — нужны автомобили с большими ку­зовами; для перевозки жид­ких и чересчур сыпучих гру­зов (мука, удобрения), конеч­но же, лучше использовать автоцистерны; для перевозки скоропортящихся продуктов необходимы рефрижераторы- холодильники… И выставка

«Автопром-84» дает нагляд­ное представление обо всем множестве профессий совре­менного автомобиля. Значит ли это, что для перевозки каж­дого вида грузов создан свой автомобиль? Нет, зачем же, это невыгодно. Можно посту­пить по-другому.

Вы, конечно, слышали сло­во «трейлер». Это полупри­цеп, который передней своей частью опирается на шасси автомобиля-тягача, а задней — на собственные колеса. Такие полуприцепы удобны тем, что позволяют один и тот же ав­томобиль-тягач (например, производства Кременчугского автомобильного завода) эф­фективно использовать для самых разных транспортных операций.

Доставил тягач на место на­значения полуприцеп-цистер­ну. Водитель выдвинул из-под цистерны специальные опо­ры, раскрыл замок, скрепля­ющий полуприцеп и тягач, сел в кабину… Цистерна остается на месте до полной разгрузки. А пока ее разгружают, тот же водитель совершит на своей машине очередной рейс с дру­гим специализированным полуприцепом, например ре­фрижератором. Так один ав­томобиль оказывается одина­ково приспособленным для многих работ.

Но, конечно же, не для всех. На выставке, например, де­монстрировался грузовик КАЗ-4540, на базе которого кутаисские автомобилестрои­тели намерены начать выпуск семейства сельскохозяйствен­ных грузовиков.

Почему именно сельскохо­зяйственных? Дело в том, что КАЗ-4540 своего рода чемпи­он по… тихоходности!

— Минимальная устойчивая скорость этой модели — два километра в час — пояснил инженер-испытатель Нодари Рехвиашвили.— Тише пешехо­да. Зачем нужна машине та­кая скорость? Для того, чтобы она могла двигаться парал­лельно с работающим ком­байном, на ходу, без останов­ки принимая из бункера уро­жай.

Обычные автомобили сде­лать этого не могут. При столь малой скорости их мотор, как правило, глохнет. Вот и при­шлось конструкторам хитрить с коробкой скоростей — уста­навливать дополнительные шестерни для движения с ма­лой скоростью. Кроме того, они позаботились, чтобы но­вой машине были не страшны грязь и бездорожье. Мощный дизельный двигатель, привод на все колеса не позволят ей застрять даже в самую распу­тицу.

Еще одна важная конструк­тивная особенность новой ма­шины — одинаковая нагрузка на оси. Это тоже повышает проходимость, а кроме того, увеличивает грузоподъем­ность — вместо обычных че­тырех тонн для машин такого класса КАЗ-4540 принимает в кузов шесть тонн груза.

Помня, что машина сельско­хозяйственная, конструкторы обули ее в широкопрофиль­ные, радиальные шины. Удель­ное давление на грунт у ново­го автомобиля составляет 2,5-3 5 кг/см». И, двигаясь по полю, он не будет чересчур сильно прикатывать плодород­ный слой почвы.

Еще одна разновидность специ пизированных автомобилей — гу­сеничные вездеходы.

Перед вами автомобиль-лесовоз. Чтобы концы бревен-хлыстов, вывозимых из леса, не волочились по земле, лесовоз оснащен прицепом- роспуском. Но обратно на делянку машина идет порожняком, и чтобы незагруженный прицеп не гремел попусту, не тормозил движение, водитель с помощью гидравличе­ской системы убирает прицеп в ку­зов. Машина сразу становится маневреннее.

Молоко и минеральные удобре­ния, горючее и скоропортящиеся продукты — все это и многое дру­гое могут перевозить современные автомобили.

Этот «пазик» сделан в Павлове.

Этот самосвал, прежде чем опро­кинуть свой кузов, может поднять его на высоту нескольких метров. Зачем это нужно! Для того, чтобы везти выгрузку прямо в железно­дорожные вагоны, не переваливая груз из кузова на землю, а с земли в вагон.

МоАЗ-7405 — автомобиль для подземных работ. Чтобы не отрав­лять атмосферу шахты вредными выхлопными газами, двигатель это­го автомобиля оборудован спе­циальным нейтрализатором.

На некоторых отечественных автомобилях установлены двигатели с турбонаддувом. Это новшество обеспечивает повышенную мощ­ность.

СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ЛЮДЕЙ

Люди в принципе для авто­мобиля тот же груз, но особо деликатный! Все мы любим путешествовать с удобствами: чтобы было в меру мягко, не душно и не холодно, чтобы можно было увидеть все во­круг… Какими достижениями порадуют нас здесь конструк­торы?

Возьмем, к примеру, город­ской автобус ликинского завода. Широкие автоматические две­ри позволят пассажирам легко и быстро, без толкотни входить и выходить на остановках. Са­лон стал просторнее, комфор­табельнее. Двигатель — а он теперь дизельный — перенесен назад отчего в автобусе стало тише…

Кроме Ликина, автобусы в нашей стране строят во Льво­ве, в Павлове, в Кургане… И все они разные. Потому что специа­лизация коснулась и пассажир­ского транспорта. Для недаль­них скоростных переездов —

микроавтобусы вместимостью Ю—12 пассажиров, на напря­женных городских маршру­тах — те же ЛиАЗы, которые могут забрать разом 120 чело­век. Но разница не только в раз­мерах автобусов. Львовяне, на­пример, специализируются на производстве междугородных, туристских автобусов, в которых удобно ездить по скоростным магистралям на дальние рас­стояния. А вот средние авто­бусы курганцев и павловцев удобны в сельской местности, на проселках. Из села в село, из села в город и обратно ез­дит не так уж много народу. И вместимость этих автобусов (20—30 человек) вполне соот­ветствует их назначению. Но комфорт своим пассажирам они предоставляют ничуть не меньший, чем автобусы львов- ского завода: удобные сиде­нья, большие стекла с хорошим обзором, эффективная система вентиляции и отопления.

Новый автобус Львовского авто­бусного завода.

Автобус — автомобиль для всех. И автомобиль, как вы убедились, самого широкого назначения. Но и для перевоз­ки людей требуются порой машины узкой специализации. Как, например, доставить ско­товодов на отдаленные паст­бища, нефтяников к своим выш­кам, лесорубов на делянки? Автобус по бездорожью, да еще в распутицу, не пройдет. Выручат только вездеходы. Их представлено на выставке це­лое семейство — от очень ма­ленького, на 2—3 человека, до гиганта, способного доставить на вахту целую бригаду. Отли­чают их движители — гусени­цы и сверхширокие баллоны. Давление на грунт таких машин столь минимально, что иные могут пройти даже через болото.

О легковых автомобилях «Волга», «Москвич», «Жигули» или «Запорожец» вроде бы и рассказывать нечего. Мы встре­чаемся с ними каждый день. Простые в обслуживании, по­требляющие не так уж много бензина, не случайно именно эти машины многие граждане нашей страны покупают для личного пользования. Возмож­но, есть автомашина и у вашей семьи. Но, зная, какого благо­дарного зрителя собирает во­круг себя на улице каждая но­вая модель, хотим рассказать о новинке, которую готовят к выпуску советские конструкто­ры.

Вот он, ВАЗ-2108, представитель нового поколения советских легко­вых автомобилей.

Знакомьтесь, ВАЗ-2108 —представитель нового поколе­ния отечественных легковых автомобилей. Чем он отлича­ется от нынешних? Прежде всего, своей формой — призе­мистой, обтекаемой…

— Знаете, на что расхо­дуется значительная часть топ­лива у современных автомо­билей? — говорит главный конструктор объединения АвтоВАЗ Георгий Константи­нович Мирзоев.— На прео­доление сопротивления воз­духа. Так что сейчас выбор фор­мы автомобиля решается не столько на ватмане, сколько в аэродинамической трубе, в недрах ЭВМ…

Вот почему, оказывается, у «восьмерки» короткий ско­шенный капот мотора, огром­ные гнутые стекла, нет при­вычного багажника сзади — машина как бы обрезана… Именно такая форма, соглас­но расчетам, позволяет эконо­мить около двух литров бензи­на на сто километров пути, лег­ко развивать скорость выше 100 км/ч.

Мощность двигателя у но­вой модели осталась прежней. Правда, конструкторы немало поработали над ним: повыси­ли степень сжатия в цилинд­рах, оснастили новым карбю­ратором, усовершенствовали систему зажигания… В резуль­тате внедрения всех новшеств двигатель стал на 20 кг легче, а размеры его таковы, что его установили под капотом не вдоль, как обычно, а поперек. Благодаря этому новые «Жи­гули» стали на 15 см короче своих предшественников, а са­лон имеют просторнее.

Передние сиденья салона сделаны «анатомическими». Такое кресло как бы облегает тело, в нем долго можно си­деть не уставая — это особен­но важно для водителя. Си­денья сзади могут складывать­ся, и тогда через широкую заднюю дверь в автомобиль можно поместить даже холо­дильник.

Побеспокоились конструк­торы и о безопасности пасса­жиров и водителя. Вазовцы впервые применили тормоза с диагональным разделением контуров. Это означает, что в машине, по существу, есть две раздельные тормозные системы. И если вдруг отка­жет одна, другая не подведет. Привод у новой модели на пе­редние колеса, а не на задние, как обычно. Такое конструк­торское решение позволило не только отказаться от длин­ного вала, соединявшего мо­тор с задними колесами. Пе­редние колеса, став ведущи­ми, «тащат» автомобиль за со­бой, энергично вписывают его в повороты. Машина стала ус­тойчивее и маневреннее.

Добавим, что новый ВАЗ, названный «Спутником», по­явится уже в этом году.

СПЕЦИАЛИСТ СРЕДИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Вот и подходит к концу на­ше путешествие. Остается представить еще одну разно­видность машин, о которых стоит поговорить особо.

Даже на фоне современной специализации автомобиля они выделяются своей узкой направленностью. Проще го­воря, эти машины предназна­чены для выполнения одной определенной работы.

Взять хотя бы автомобили медицинской службы. До по­сещения выставки я. напри­мер, и не знал, что, кроме обычной «скорой помощи», привозящей врача на дом по нашему вызову, существует еще столько машин-медиков. Вот автобус — стоматологи­ческая клиника. В его салоне есть все необходимое для лечения зубов. Вот передвижной рентгеновский кабинет. Вот автомобиль-кардиолог, обору­дованный всем необходимым для поддержания работы сердца. Существуют даже хи­рургические операционные и аптеки на колесах…

Рядом с автомобилями, на борту которых нарисован крас­ный крест, можно увидеть ма­шины с . синим крестом — опознавательным знаком ве­теринарной службы. Ведь бо­леть свойственно не только людям, но и животным.

Неподалеку разместился отряд автомобилей совсем другого назначения. Уже сама их окраска — ярко-красная — говорит о том, что они пред­назначены для борьбы с огнем. Какие они бывают? Перед на­ми автомобиль с выдвигающейся лестницей. С ее по­мощью пожарные могут доб­раться до верхних этажей да­же современных многоэтаж­ных зданий. Рядом — маши­на-цистерна со своей собствен­ной насосной станцией и уста­новленной на крыше кабины водяной пушкой.

С помощью этого оборудования, размещенного в кузове «Жигулей», можно оперативно и точно проверитъ диагностические приборы.

Правда, мощная струя воды далеко не всегда лучший спо­соб ведения борьбы с пожа­ром. Важно ведь не только по­давить огонь, но и спасти по­гибающие в  нем ценности. Какая, собственно, разница, от чего погибнут книги, музей­ные редкости — будут ли они сожжены или размокнут, ра­зобьются? В таких случаях на выручку пожарным приходят генераторы высокократной пены. Пена накрывает очаг по­жара непроницаемым для воз­духа покрывалом, лишает огонь кислорода и тем самым тушит его.

А если горит нефтяная или газовая скважина, где обыч­ные средства оказываются бес­сильными, вперед выступает главная ударная сила пожар­ных — машины с установлен­ными на платформах реак­тивными двигателями. Это АГВТ — автомобили газо-водяного тушения. Реактивный двигатель формирует столь мощнейшую струю из выхлоп­ных газов, пара и водяных капель, что она почти мгновен­но сбивает пламя.

И наконец, эта машина — «специалист среди специа­листов». На ее борту надпись: «Метрологическая». Метро­логи, как известно, специа­листы, проверяющие приборы, следящие, чтобы они работа­ли как можно точнее. Вот и данный автомобиль производ­ства ВАЗа снабжен техникой, позволяющей проверить ра­боту тех диагностических си­стем, что используются сегод­ня на станциях техобслужива­ния…

…Вот какие удивительные машины представлены на вы­ставке. Сколькими же профес­сиями овладел современный автомобиль! Десятками, сот­нями! Точно ответить не бе­русь, возможно, ориентиро­вочное представление о его вездесущности дает такая цифра: на открытой площадке выставки демонстрировалось более 160 образцов автомо­бильной техники. Это не просто экспонаты — подавляющее большинство из них можно сегодня видеть на дорогах страны.

С. ЗИГУНЕНКО
Комплекс «Лесной» предлагает отдых. К услугам гостей кафе ресторан парк отель и многое другое.

Случайное

Зачем гвоздю спираль!

Физик придумал станок

И по воде, и по суше

Сб (АНТ-40), они были первыми

Микродвигатель для модели

Лучи и геометрия.

Письма

Наш курьер

Мастера на все времена

Самосвал на круче

Комментарии специалиста

Реактивный движитель для модели

По ту сторону фокуса

Микроскоп из капли воды

Крючок из щетки

Новое Случайное Нас нашли

©2009-2014  Адрес в интернете: http://unteh.ru