Есть события, которые становятся этапными вехами на пути нашей страны к коммунизму. 23 февраля 1981 года займет особое место в календаре — в этот день начнет работу XXVI съезд КПСС. «Каждый съезд открывал новые горизонты перед нашей партией и страной. Уверен, что таковым будет и предстоящий съезд», — сказал Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л. И. Брежнев.
Весь народ обсуждает ныне Проект ЦК КПСС, из которого ясно видно, каких высот достигнет наша Родина через пять лет, каким будет СССР через десять лет.
Первый вопрос съезда — «Отчет Центрального Комитета КПСС и очередные задачи партии в области внешней и внутренней политики». Докладчик — Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л. И. Брежнев, выдающийся марксист-ленинец, пламенный борец за мир во всем мире.
В составе ЦК КПСС, избранного XXV съездом, лучшие представители рабочего класса и колхозного крестьянства, видные партийные и государственные деятели, военачальники, ученые, конструкторы, писатели, художники...
Сегодня о своей жизни и труде тебе, читатель, рассказывают директор завода, академик, рабочий — члены ЦК КПСС, партии расчитывающей в своих сплоченных рядах более 17 миллионов коммунистов-ленинцев.
Рабочая смена закончилась. Из главной проходной нескончаемой чередой шли оживленно переговаривающиеся на ходу люди. В четырехэтажном здании заводоуправления, расположенном рядом, зажигались окна. По пути к стеклянному подъезду заводоуправления я заметил на стене табличку: «Завод заложен 2 мая 1930 года. Вступил в строй 1 января 1932 года».
В приемной генерального директора, несмотря на сравнительно поздний час, многолюдно: работа на заводе не прекращается ведь ни на минуту, рабочие смены чередуются. Когда подошла моя очередь, я вспомнил табличку: «Завод... вступил в строй 1 января 1932 года». Я уже знал, именно с этого года со знаменитым заводом связана судьба его генерального директора...
Иван Иванович, продукцию вашего завода знают все: нет, наверное, в стране ни одного населенного пункта, где не работали бы грузовые или легковые автомобили, собранные в Горьком. А если представить, какой путь прошли все вместе машины, когда-либо сходившие с конвейеров ГАЗа, получится...
Да, здесь придется оперировать цифрами, сравнимыми с теми, что используются разве только астрономами, счет может пойти на парсеки.
А можно, ли было в том далеком уже 1932 году представить, каким станет сегодня автозавод? И еще один, личный вопрос: каким вы представляли тогда свое собственное будущее?
В начале тридцатых годов советские люди работали именно для того, чтобы сегодня мы располагали заводами-гигантами, мощным, развитым производством. То было время великих строек: Днепрогэс, Магнитка... Стройки первых пятилеток можно, пожалуй, сравнить с семенами, которые должны были взойти, дав урожай сторицей. А какой пахарь во время сева не думает о том, каким будет урожай!.. И хотя самое первое оборудование для ГАЗа было закуплено у Форда, хотя еще невелик был выпуск первых автомобилей— легкового ГАЗ-А и грузовой полуторки ГАЗ-АА, — люди, начинавшие наш завод, умели смотреть в будущее и верить в него.
На вопросы корреспондента «Юного техника» отвечает член ЦК КПСС, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, генеральный директор Горьковского автомобильного завода Иван Иванович КИСЕЛЕВ.
А о себе... В 1932 году мне было пятнадцать лет. Это время выбора жизненного пути, поисков. Я рад, что именно тогда впервые прошел через проходную ГАЗа и окунулся в новый для себя мир машин, инструментов, производства. И, думая тогда о своем будущем, я твердо верил: оно будет всегда связано с Горьковским автомобильным заводом. До этого я и понятия не имел о крупном производстве: отец и мать занимались кустарным делом в маленьком городке Юрьевце Ивановской области — шили шапки. В 1932 году я пришел в автомеханический техникум при автозаводе. Меня рекомендовал старший брат, который здесь, в Горьком, уже получил рабочую специальность.
Вы закончили техникум. Когда?
В 1937 году. И стал технологом по эксплуатации инструментов. Профессию эту можно назвать универсальной: ведь в любом из заводских цехов — ив кузнечном, и в прессовом, и в сборочном — используются те или иные инструменты, станки, механизмы. Именно универсальность моей первой профессии позволила сравнительно быстро познакомиться со всеми цехами завода, понять, какой это сложный и в то же время на удивление слаженный организм...
Иван Иванович, думаю, не ошибусь, если скажу, что всем нашим читателям было бы интересно пройти вместе с вами весь ваш жизненный путь по заводу от технолога до генерального директора...
Пройти?.. Это долго. Можно промчаться... с несколькими остановками. До войны я занимался нормативами на расход инструмента. Поясню, что это значит. Каждый инструмент, будь то станок или обыкновенный молоток, работает лучше всего, если учтены все особенности той операции, в которой он используется, — и режим работы, и материал, который он обрабатывает, и т. д.
А незадолго до войны, месяцев за восемь, я стал заниматься технадзором за эксплуатацией инструментов — наблюдать за тем, чтобы инструменты использовались в соответствии с нормативами, чтобы правильно применялись режимы резания, смазывающие и охлаждающие вещества, не нарушался установленный режим работы...
И в это время, и в войну тоже я продолжал учиться на вечернем отделении Горькоьского политехнического института, которое было открыто при автозаводе. В Горьковском кремле стоят сегодня образцы нашей продукции военного времени: боевая машина БМ-13, которая вошла в историю с легендарным именем «катюша», самоходная установка СУ-76. Наши горьковские машины, в том числе и танк Т-70, громили врага на всех фронтах... В 1945 году я получил диплом инженера-механика.
А следующие этапы моей работы на автозаводе были такими: руководитель технадзора, заместитель начальника цеха по производству режущих инструментов, начальник цеха. С 1954 года я был техническим руководителем моторного производства завода. Считаю тот период своей жизни одним из самых трудных, но интересных и важных для меня: я приобрел познания и опыт в той части автомобилестроения, которая занимается выпуском самой главной части любой машины, ее сердца — мотора. Сердце машины должно быть надежным, выносливым, безотказным, мощным... Не раз людей, впервые испытывающих новый, только что собранный двигатель, сравнивали с чуткими, внимательными врачами, которые не смеют пропустить малейшее нарушение в работе человеческого сердца. И это сравнение полностью справедливо.
Завод в ту пору уже выпускал знаменитые «Победы»..?
...и не менее знаменитые шестицилиндровые грузовики ГАЗ-51. В 1955 году я стал заместителем главного инженера завода, затем главным инженером. Несколько лет спустя был назначен директором ГАЗа.
Иван Иванович, а как за все эти годы менялся, развивался автозавод?
Думаю, он переживал примерно то же, что и любое другое крупное производство, хотя, разумеется, со своими, свойственными только ему особенностями. Появлялись новые, более совершенные инструменты, менялась технология многих процессов, богаче становился рабочий, инженерный, конструкторский опыт. Любое производство можно сравнить с живым организмом, который постоянно развивается. Горьковский автомобильный завод, пожалуй, всегда развивался с особой стремительностью: всегда что-то претерпевало коренные изменения, ломку. Так, например, когда завод переходил на производство автомобилей грузоподъемностью в две с половиной тонны взамен полуторок, это еще не потребовало коренных преобразований в цехах. Однако, когда мы подошли к производству четырехтонного ГАЭ-53, это вызвало настоящую технологическую революцию.
Для этого автомобиля потребовались новая коробка скоростей, новая передняя ось, новый задний мост, многие другие детали — для их производства потребовалось создавать принципиально новые технологические линии. И сколько таких коренных изменений, в которых участвуют конструкторы, технологи, инструментальщики, было уже в истории Горьковско- го автозавода! Забегая вперед, скажу о том, что нас ждет в недалеком будущем еще одна коренная перестройка производства, которую требует время. И поэтому, когда говорят о том, что Горьковский автомобильный завод был построен в рекордно короткие сроки, менее чем за два года, с этим можно согласиться только частично: тогда, в 1932 году, была построена лишь его первая часть, а по сути завод, как и любое другое крупное производство, никогда не останавливал стройку. Если говорить только о десятой пятилетке, то за это время нами были построены (не надо забывать, что теперь ГАЗ — это целое объединение различных производств, которые сами уже называются заводами) новый завод коробок скоростей, завод мостов.
Это здесь, в городе Горьком. Кроме того, появились или были значительно перестроены филиалы ГАЗа: заводы запасных частей к нашим автомобилям в Канибадаме, в Чернигове, в Арзамасе. В автомобильной промышленности проблема запасных частей крайне важна, они должны выпускаться до тех пор, пока на них есть спрос, и мы об этом не забываем.
Давайте теперь заглянем в будущее. Сейчас ведь автозавод осваивает новую модель легковой «Волги» Г А 3-3102?..
Да, первую партию этих машин мы выпустим к XXVI съезду КПСС.
Эти машины уже созданы, испытаны, готовы к работе. Но хотелось бы представить, какой будет «Волга», скажем, 1990 года?
Отвечающей самым строгим мировым стандартам, надежной, экономичной машиной. И, что немаловажно, нешумной — проблема шума в больших городах, к сожалению, приобретает остроту.
Однако производство легковых автомобилей будет, по сути, продолжением тех тенденций, что уже намечены. А вот в производстве грузовых автомобилей нас ждет совершенно новый, качественно новый этап. Работа над новой моделью нашего грузового автомобиля и потребует той коренной перестройки завода, о которой я говорил. ГАЗ будет выпускать продукцию, аналогов которой у нас еще не было, — автопоезда.
(На цветных фотографиях, которые протягивает мне Иван Иванович, показан экспериментальный образец. Машина с прицепом отличается какой-то удивительной, несвойственной вроде бы грузовому автомобилю элегантностью, линии ее просты и лаконичны, но за ними угадывается и мощь двигателя, и возможная скорость. Что ж, это действительно так. Грузоподъемность автопоезда 8—9 тонн, но и с такой нагрузкой он сможет развить скорость до 80 километров. Впрочем, главная особенность новой модели не скорость и не грузоподъемность, а экономичность. Двигателем модели будет дизель с воздушным охлаждением — грузовых машин с такими двигателями еще не выпускала советская промышленность.)
Для того чтобы разработать специальный дизель ГАЗ-542, на заводе было создано конструкторское бюро, работа потребовала немалых усилий. Теперь уже есть опытные образцы автопоезда ГАЭ-4301, однако серийный их выпуск потребует коренного изменения многих технологических процессов, освоенных заводом. Видимо, это дело даже не только одиннадцатой, а частично и двенадцатой пятилетки.
Иван Иванович, наша встреча подходит к концу. Хочется задать вот такой вопрос — на него наводят ваши последние слова. Перед тем как прийти в ваш кабинет, я видел, как выходили с завода, закончив смену, рабочие. В большинстве это молодые люди. Наверное, в одиннадцатой, в двенадцатой пятилетках на завод придут некоторые из наших читателей. Что ждет их здесь?
Здесь их встретят квалифицированные инженерные и рабочие кадры, здесь их ждет интересное дело и возможность учиться.
г. Горький
Беседу вел В. МАЛОВ