...В доме было девять этажей, но человека, подошедшего к нему, это нисколько не смутило. Человек собрался с силами, взял дом на руки и перенес в сторону. А на его место человек поставил дом в шестнадцать этажей...
Что это — кинотрюк, съемка фильма по известному свифтовскому роману «Путешествия Гулливера»? Нет! Человек действительно только что держал на своих ладонях жилой дом. Он был собран из всех тех деталей, из которых строятся современные жилые дома. Только здесь все детали по сравнению с настоящими были в тридцать раз меньше.
Много разных домов стояло на круглом столе в классе. За партами сидели будущие строители: монтажники, крановщики, бетонщики, каменщики, отделочники, а пока — слушатели строительного училища. Они строили дома из детского «Конструктора», который сконструировал для них Виктор Константинович Козырев, сотрудник Ленинградского научно- исследовательского института профессионально-технического образования.
КУБИКИ ДЛЯ СТРОИТЕЛЕЙ? НО ЭТИ КУБИКИ СОВСЕМ НЕ ТЕ, ИЗ КАКИХ СТРОЯТ СВОИ ДОМА МАЛЫШИ. НА СТОЛЕ ДИАМЕТРОМ ВСЕГО В 5 М РАЗМЕСТИЛАСЬ САМАЯ НАСТОЯЩАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА — С КРУПНОПАНЕЛЬНЫМИ ДОМАМИ ВЫСОТОЙ В 1 М, ЗАВОДСКИМИ КОРПУСАМИ, ПОДЪЕМНЫМИ КРАНАМИ В РОСТ ЧЕЛОВЕКА, ШТАБЕЛЯМИ И БЛОКАМИ ГОТОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ. И СТРОЯТ ЗДЕСЬ ТАК ЖЕ, КАК СТРОЯТ В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. ЗДЕСЬ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ САМЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ СТРОИТЕЛЬСТВА И ОПРОБОВАЮТСЯ НОВЫЕ. «ИГРАЯ В КУБИКИ», БУДУЩИЕ СТРОИТЕЛИ ПРОНИКАЮТ В ТАЙНЫ ВСЕХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИЙ...
В центре настольной строительной площадки, на шести гранях специального светового табло, вспыхивает надпись: «Внимание, монтаж!» И вот, подчиняясь командам с дистанционного пульта управления, разместившегося за столом преподавателя, приходит в движение башенный кран. Крюк его зацепил блок потолочного перекрытия, потащил вверх, кран развернулся... Прошло несколько секунд, и панель мягко и точно легла на свое место на девятом этаже строящегося жилого дома. А кран устремился за новой деталью...
Профессия строителя — древняя профессия. Века изменяли ее: дома строились по-новому, совершенствовалась строительная техника. Но никогда еще человек не строил так много, как сейчас. А как сегодня люди учатся строить? Есть, конечно, специальные учебники, теории. А на практике? Существуют учебные строительные полигоны, на которых от фундамента до самой кровли собирают и разбирают по нескольку раз... настоящие многоэтажные дома. Научиться строить, спору нет, здесь можно. Но выгоден ли такой метод обучения? Ведь учебный дом можно собрать и разобрать только раза три-четыре, после этого многие из деталей не выдерживают «постоянного употребления», разрушаются. К тому же и стройку на таком полигоне не увидишь сразу всю, знакомишься с ней по частям. Да, учебный полигон в натуральную величину не слишком удобен. Как же быть? Практика-то будущему строителю просто необходима. И как это нередко бывает, решение получилось простейшим из всех возможных.
Каждый из нас когда-то был строителем — помните, как складывали мы в детстве дома из кубиков? Только дома эти строились по самым упрощенным схемам, как в жизни их никогда не строят. Для строителей «Конструктор» должен быть, конечно, серьезнее. Здесь все настоящее: детали, блоки, балконные плиты, лестничные клетки, перекрытия, в которых проложены даже нити коммуникации. Вот такую «детскую игру» приняли всерьез — автор строительной площадки на учебном столе получил патент на изобретение.
Г. ГУНОВ, инженер Рис. Г. АНУЛОВА