ЮНЫЙ ТЕХНИК

второе дыхание популярного журнала         

Юный техник

 
 

Главное меню

Популярное

 

 

 

 

 

 

Юный техник » Номер 2 1968 год » Как искали лодку

Номер 2 1968 год

Как искали лодку

Е. МЕСЯЦЕВ

В пять часов утра немеркнущих полярных суток противолодочный корабль принял яа борт командира соединения подводных лодок, потому что адмиралу с мостика этого корабля было удобно определять противодействия своих субмарин. Без долгих разговоров командир подсел к передатчику и спешно передал морякам приказ выступить в район учения.

Лодки занимали свои места...

Флагман поисково-ударной группы ПЛО (противолодочной обороны) приказывает командирам кораблей быть готовыми применить реактивные бомбометы. Наш командир капитан III ранга Виталий Михайлович Бокий ставит ручки машинного телеграфа на полный ход, затем передает команды минерам, электрикам, акустикам.

В рубке акустиков светится экран. Номера расчета стоят по местам. Захлопывают тяжелую переборку. Нас накрывает полумрак и тепло, идущее от приборов... «Пам-мм... пам-мм...» Это мощно работает акустический вибратор нашей гидролокационной станции.

Группа противолодочной обороны должна наглухо перекрыть гидролокаторами квадрат моря, где действуют подводные лодки «противника». Задача наших кораблей — преследовать их и уничтожить залпами управляемых глубинных бомб или же торпедами. У подводников же другая задача — прорваться через наш заслон.

Что-то снова передал флагман. Корабль резко накренился, сбавил ход. Усилилась качка.

—      Контакт! Сигнал дают 4-й, 8-й и 11-й буи!

Голос старшины 1-й статьи Юрия Разумилова звучит на весь корабль. С командирского мостика его дублируют два флагмана. Дело в том, что с нашим отрядом взаимодействуют морские летчики. Это они -блокируют заданный квадрат моря чуткими гидробуями. Сейчас получены их первые радиодонесения.

Мы снова меняем курс и увеличиваем скорость. Акустики Петр Креч- ко, Алексей Лифатов, Александр Черных врастают в свои приборы. Теперь не упустить время, поскорее дать штурману пеленг на лодку. Успеем ли мы примчаться в нужный район раньше, чем его проскочит обнаруженная подлодка?

Голос командира:

—      Приготовиться к атаке!

Штурман Юрий Филиппович Ярошенко докладывает ему о точном курсе. Пропадают сигналы одиннадцатого и четвертого буев, слабеет — с восьмого. В течение одной минуты корабли группы теряют непрочный контакт с подлодкой.

Корабль носом уходит в серое пенное месиво, давит его стальным корпусом и отбрасывает назад. Адмирал оглядывает море с места сигнальщика, не тая откровенной радости... Лодки растворились в море, приближая выполнение своей задачи и срыв нашей.

Все понимают, как трудно преследовать идущую на огромной глубине подлодку. Подводные корабли даже не с атомными двигателями остаются грозой морей и океанов. Вот почему на всех флотах мира противолодочную оборону считают одной из сложнейших военно-технических проблем. Преследовать обычную, дизельную подлодку проще. У нее не те скорости и маневренность. Можно, конечно, заглушить двигательные установки, лечь на грунт и переждать наше прохождение и поиск. Но сколько можно находиться в таком положении? С атомными подлодками все обстоит иначе. Их большая автономность, практически не исчерпаемые запасы энергии делают их плавание скрытым. Атомную лодку порой трудно уловить самыми чувствительными приборами. Вот почему противолодочников так много: летчики, специальные корабли, в том числе и подводные...

—      Первый, второй, третий, пятый! Я — четвертый, четвертый... Есть контакт с подводной лодкой! Пеленг... глубина... скорость.

«Четвертый» в десятке миль от нас — молодцы ребята! Флагман вторично объявляет тревогу всем кораблям поисково-ударной группы.

Ну, вот теперь совсем другое дело! Экран уже не ломит глаза, и из-за плеча Алексея Лифатова вижу .на краю зеленоватого поля желанную отметку «ЦЕЛЬ».

—      Акустикам докладывать о движении цели! Оружие, товьсь!

Корабли га предельной скорости идут к месту обнаружения подводных лодок «противника». Командир нашей группы не спешит с окончательным приказом для атаки, он хочет потренировать личный состав. Корабль то нагоняет лодку, то отпускает ее.

А лодка проделывает свои обычные «фокусы», старается уклониться. Один раз она едва не ушла...

Наконец флагман приказывает:

—      Второму (это нам), четвертому — АТАКОВАТЬ!

Желтое пламя ослепляет боевую рубку. Корабль бьет всеми носовыми реактивными установками. Бомбы очерчивают огненную дугу, ставят водяную стену далеко впереди.

Но не думайте, что с лодкой что-нибудь случится. Наши минеры бьют с точно рассчитанным безопасным углом выноса. К тому же лодка идет на большой глубине, а бомбы взрываются на поверхности (так установлены их взрыватели), легонько встряхивая условно уничтоженную субмарину...

После отбоя хороший обед, а может быть, ужин. В кубриках тишина. Сильно качает, но от этого только крепче сон. Сигнальщик Вениамин Кулиев рассказывал, как однажды волна ударила о борт и его сбросило с койки. А я думаю о вахте на командирском мостике, где, по законам физики и моря, качает и изматывает вдвое сильнее. И вспоминаю брошенную замполитом командира корабля А. Вулгановым фразу о том, что самый лучший пловец и десяти минут не продержится в воде полярных широт.

Под утро, а именно в три часа немеркнущих полярных суток, все приветливо провожали командира соединения подводных лодок, потому что адмиралу на борту субмарины удобно было разбирать действия своих подчиненных моряков. Буруны перекатывались через мощное тело флагманского атомного подводного корабля, который вместе с другими подводными лодками задал столько работы на эти сутки.

А впереди новые поиски, новые преследования, новые залпы.


Теги: корабль, лодка, подводной, командир, наш

Популярное Случайное Нас нашли
   

©2009  Адрес в интернете: http://unteh.ru