Взору немногих случайных свидетелей, оказавшихся в то октябрьское утро 1897 года на заснеженной поляне близ Харькова, представилось фантастическое зрелище... Высоко под облаками парила гигантская птица. Большой черный шар, к которому была привязана птица, казалось, сковывал ее движения. Время от времени она неуклюже взмахивала крыльями и медленно набирала высоту...
Некоторое время спустя необычный снаряд коснулся земли, вокруг него засуетились какие-то люди. По всему было заметно, что это соучастники только что свершившегося события. «Птицей» оказался симпатичный молодой человек. Аэронавту помогли снять крылья, выпустили легкий газ из шара...
Так завершился, быть может, самый первый полет человека на крыльях, которые приводились в движение его мускулами. Все наперебой поздравляли друг друга, потом кинулись к стоящему в стороне человеку средних лет. Изобретатель Константин Яковлевич Данилевский не мог перебороть своего волнения... Сбылась его заветная мечта, которой отдано столько сил, бессонных ночей.
...В конце прошлого века на улицах Харькова нередко можно было видеть стройного человека с саквояжем в руках. Известного в городе врача К. Я. Данилевского знали многие. Но мало кто знал о другом увлечении доктора, весьма далеком от медицины. Закончив ежедневный прием и
обход больных, он поднимался к себе на второй этаж. Здесь под высоким потолком висели модели аэростатов, широкие полотняные крылья с каркасом из тонких деревянных реек. С юных лет Данилевский был одержим страстью — летать!
К тому времени люди уже поднимались в воздух на аэростатах, испытывались первые планеры, делались первые попытки построить самолет. Но Данилевского увлекала другая идея: подняться в воздух, подобно птице, полагаясь только на силу мускулов. Он вглядывался в зарисовки махолетов, сделанные много веков назад великим художником и инженером Леонардо да Винчи. Его вдохновляла драматичная история чешского столяра Вита Фучика, который будто бы смастерил в 1765 году крылья и пролетел по воздуху несколько сот метров.
Но, несмотря на все усилия, Данилевскому так и не удалось осуществить идею машущего полета в ее первоначальном виде. Как, впрочем, и никому позже. Да и относительно правдивости истории Вита Фучика возникали серьезные сомнения. Опыты и расчеты показывали, что взлететь только силой собственных мускулов человеку не под силу.
Изобретателю пришла другая идея: снабдить аэронавта, помимо крыльев, еще и аэростатом, который бы почти уравновешивал вес воздухоплавателя. Испытать новую идею Данилевского помог юный энтузиаст воздухоплавания
Петр Косяков, который впоследствии стал главным соратником изобретателя.
Первые опыты показали принципиальную осуществимость идеи. Аэронавт, удерживаемый в воздухе аэростатом, с каждым взмахом крыльев набирал высоту!.. Пусть крайне медленно, буквально по нескольку сантиметров за взмах, но конструкция поднималась над землей. Высота первых полетов была всего несколько метров: даже физически крепкий юноша мог работать почти трехметровыми крыльями не больше минуты.
Начались поиски, испытания новых конструкций. Они заверши
лись тем полетом, о котором мы рассказали вначале. Девятнадцатилетний Петр Косяков, сидя в кресле, крутил педали от велосипеда, которые передавали движение крыльям. При каждом повороте вала механизма крылья расправлялись и с силой хлопали о воздух. Складывались они при помощи пружин. Наполненный водородом аэростат объемом около 170 куб. м и крылья позволяли подняться на несколько сот метров!
Но случилось так, что уже следующий полет в том же 1897 году чуть было не стал для воздухоплавателей последним. Аппарат, вырабатывавший водород для наполнения аэростата, взорвался. Испытатели чудом не пострадали. Опыты отложили до будущего года.
«Крылья семь аршин длины... Подъем аппарата резвый, спуск сильный, вследствие того, что попона образует конус. Во время опытов сломался болт крыла. Работали со сломанным крылом». Это протокольная запись испытаний, состоявшихся в августе 1898 года. В том же месяце изобретатель доложил о своей работе на X съезде естествоиспытателей и врачей в Киеве. Она получила одобрение знаменитых профессоров Н. Е. Жуковского и Д. И. Менделеева. Профессор петербургского Технологического института А. И. Евневич помог сделать теоретическое обоснование изобретения.
Однако уже первые опыты показали, что крылатый движитель не самое удачное решение. Аэронавт быстро утомлялся, крылья не выдерживали нагрузки и часто ломались. И Данилевский вновь засел за чертежи.
Новый аппарат выглядел иначе. На смену крыльям пришел движитель, напоминающий лопастный механизм современного водного велосипеда. Поменял свою форму и круглый баллон аэростата — он превратился в вертикальный
цилиндр. Это придало летательному аппарату большую устойчивость в борьбе с воздушными потоками на высоте. Но, пожалуй, самое главное — у аппарата появился своеобразный парус. Он представлял собой прямоугольную бамбуковую раму с подвижными пластинами. Точь-в-точь современные жалюзи, которые устанавливают на окнах для защиты от солнечных лучей.
Парус добавил конструкции принципиально новые качества. Достигнув заданной высоты, аэронавт устанавливал пластины паруса под нужным углом к горизонту и мог парить, словно на планере. Аппарат медленно и плавно скользил к земле. Скорость и траектория спуска регулировались наклоном пластин паруса. При необходимости в ход пускался и лопастный движитель... Почти на полукилометровую высоту забирался Петр Косяков на новом аппарате!
Полоса удач притупила бдительность воздухоплавателей. Однажды в тихое пасмурное утро аппарат привычно взмыл в воздух. Но когда он достиг примерно 350 м высоты, неожиданно выглянуло солнце и стало быстро нагревать темную оболочку аэростата, а следовательно, и газ в нем. Аппарат перестал слушаться руля и начал набирать высоту. Косяков вовсю крутил педали, пытаясь как-то выправить положение. С шестеренки передаточного механизма соскочила цепь... Высота почти полтора километра... Испытателям и на этот раз повезло. Скрылось за тучи солнце, в прохладных потоках воздуха баллон остыл, и Петр направил аппарат на снижение. Миновав лес, он благополучно приземлился на опушке.
После было еще несколько полетов. Изобретатель верил в свое детище, и ему удалось даже организовать в Петербурге торговопромышленное общество по изготовлению аппаратов своей конструкции. Однако изобретение не выдержало конкуренции с новыми воздухоплавательскими идеями. Набирала силу авиация. Летательному аппарату харьковского изобретателя суждено было стать лишь малой, почти забытой страничкой в большой истории воздухоплавания. Но история дает немало примеров, когда давние идеи обретают новую жизнь: дирижабль, который сегодня предполагают использовать для переброски сверхтяжелых грузов в труднодоступные районы, дельтаплан, идея которого родилась, как известно, еще в XV веке... Быть может, и идеи Данилевского смогут возродиться? Скажем, для туризма в XXI веке?..
Я. МАССОВИЧ Рисунки Г. АЛЕКСЕЕВА