ЮНЫЙ ТЕХНИК

второе дыхание популярного журнала         

Юный техник

 
 

Главное меню

Популярное

 

 

 

 

 

 

Юный техник » Номер 3 1981 год » Мускулолет данилевского

Номер 3 1981 год

Мускулолет данилевского

Взору немногих случайных сви­детелей, оказавшихся в то октя­брьское утро 1897 года на засне­женной поляне близ Харькова, представилось фантастическое зрелище... Высоко под облаками парила гигантская птица. Большой черный шар, к которому была привязана птица, казалось, ско­вывал ее движения. Время от времени она неуклюже взмахи­вала крыльями и медленно наби­рала высоту...

Некоторое время спустя не­обычный снаряд коснулся земли, вокруг него засуетились какие-то люди. По всему было заметно, что это соучастники только что свершившегося события. «Птицей» оказался симпатичный молодой человек. Аэронавту помогли снять крылья, выпустили легкий газ из шара...

Так завершился, быть может, самый первый полет человека на крыльях, которые приводились в движение его мускулами. Все на­перебой поздравляли друг друга, потом кинулись к стоящему в сто­роне человеку средних лет. Изо­бретатель Константин Яковлевич Данилевский не мог перебороть своего волнения... Сбылась его заветная мечта, которой отдано столько сил, бессонных ночей.

...В конце прошлого века на улицах Харькова нередко можно было видеть стройного человека с саквояжем в руках. Известного в городе врача К. Я. Данилев­ского знали многие. Но мало кто знал о другом увлечении докто­ра, весьма далеком от медицины. Закончив ежедневный прием и

обход больных, он поднимался к себе на второй этаж. Здесь под высоким потолком висели модели аэростатов, широкие полотняные крылья с каркасом из тонких де­ревянных реек. С юных лет Дани­левский был одержим страстью — летать!

К тому времени люди уже под­нимались в воздух на аэростатах, испытывались первые планеры, делались первые попытки по­строить самолет. Но Данилевско­го увлекала другая идея: под­няться в воздух, подобно птице, полагаясь только на силу муску­лов. Он вглядывался в зарисовки махолетов, сделанные много ве­ков назад великим художником и инженером Леонардо да Винчи. Его вдохновляла драматичная ис­тория чешского столяра Вита Фу­чика, который будто бы смасте­рил в 1765 году крылья и проле­тел по воздуху несколько сот метров.

Но, несмотря на все усилия, Данилевскому так и не удалось осуществить идею машущего по­лета в ее первоначальном виде. Как, впрочем, и никому позже. Да и относительно правдивости истории Вита Фучика возникали серьезные сомнения. Опыты и расчеты показывали, что взлететь только силой собственных муску­лов человеку не под силу.

Изобретателю пришла другая идея: снабдить аэронавта, поми­мо крыльев, еще и аэростатом, который бы почти уравновешивал вес воздухоплавателя. Испытать новую идею Данилевского помог юный энтузиаст воздухоплавания

Петр Косяков, который впослед­ствии стал главным соратником изобретателя.

Первые опыты показали принципиальную осуществимость идеи. Аэронавт, удерживаемый в возду­хе аэростатом, с каждым взмахом крыльев набирал высоту!.. Пусть крайне медленно, буквально по нескольку сантиметров за взмах, но конструкция поднималась над землей. Высота первых полетов была всего несколько метров: да­же физически крепкий юноша мог работать почти трехметровыми крыльями не больше минуты.

Начались поиски, испытания но­вых конструкций. Они заверши­

лись тем полетом, о котором мы рассказали вначале. Девятнадцатилетний Петр Косяков, сидя в кресле, крутил педали от велосипеда, которые передавали дви­жение крыльям. При каждом по­вороте вала механизма крылья расправлялись и с силой хлопали о воздух. Складывались они при помощи пружин. Наполненный во­дородом аэростат объемом око­ло 170 куб. м и крылья позволя­ли подняться на несколько сот метров!

Но случилось так, что уже сле­дующий полет в том же 1897 го­ду чуть было не стал для возду­хоплавателей последним. Аппарат, вырабатывавший водород для на­полнения аэростата, взорвался. Испытатели чудом не пострадали. Опыты отложили до будущего года.

«Крылья семь аршин длины... Подъем аппарата резвый, спуск сильный, вследствие того, что по­пона образует конус. Во время опытов сломался болт крыла. Ра­ботали со сломанным крылом». Это протокольная запись испыта­ний, состоявшихся в августе 1898 года. В том же месяце изо­бретатель доложил о своей ра­боте на X съезде естествоиспыта­телей и врачей в Киеве. Она по­лучила одобрение знаменитых профессоров Н. Е. Жуковского и Д. И. Менделеева. Профессор пе­тербургского Технологического института А. И. Евневич помог сделать теоретическое обоснова­ние изобретения.

Однако уже первые опыты по­казали, что крылатый движитель не самое удачное решение. Аэро­навт быстро утомлялся, крылья не выдерживали нагрузки и часто ломались. И Данилевский вновь засел за чертежи.

Новый аппарат выглядел иначе. На смену крыльям пришел дви­житель, напоминающий лопастный механизм современного водного велосипеда. Поменял свою фор­му и круглый баллон аэростата — он превратился в вертикальный

цилиндр. Это придало летатель­ному аппарату большую устойчи­вость в борьбе с воздушными потоками на высоте. Но, пожалуй, самое главное — у аппарата по­явился своеобразный парус. Он представлял собой прямоуголь­ную бамбуковую раму с подвиж­ными пластинами. Точь-в-точь со­временные жалюзи, которые уста­навливают на окнах для защиты от солнечных лучей.

Парус добавил конструкции принципиально новые качества. Достигнув заданной высоты, аэро­навт устанавливал пластины паруса под нужным углом к горизонту и мог парить, словно на планере. Аппарат медленно и плавно сколь­зил к земле. Скорость и траек­тория спуска регулировались на­клоном пластин паруса. При не­обходимости в ход пускался и ло­пастный движитель... Почти на по­лукилометровую высоту забирал­ся Петр Косяков на новом аппа­рате!

Полоса удач притупила бдитель­ность воздухоплавателей. Однаж­ды в тихое пасмурное утро аппа­рат привычно взмыл в воздух. Но когда он достиг примерно 350 м высоты, неожиданно вы­глянуло солнце и стало быстро нагревать темную оболочку аэро­стата, а следовательно, и газ в нем. Аппарат перестал слушать­ся руля и начал набирать высоту. Косяков вовсю крутил педали, пы­таясь как-то выправить положе­ние. С шестеренки передаточного механизма соскочила цепь... Вы­сота почти полтора километра... Испытателям и на этот раз повез­ло. Скрылось за тучи солнце, в прохладных потоках воздуха бал­лон остыл, и Петр направил аппа­рат на снижение. Миновав лес, он благополучно приземлился на опушке.

После было еще несколько по­летов. Изобретатель верил в свое детище, и ему удалось даже ор­ганизовать в Петербурге торговопромышленное общество по из­готовлению аппаратов своей кон­струкции. Однако изобретение не выдержало конкуренции с новы­ми воздухоплавательскими идея­ми. Набирала силу авиация. Лета­тельному аппарату харьковского изобретателя суждено было стать лишь малой, почти забытой стра­ничкой в большой истории возду­хоплавания. Но история дает не­мало примеров, когда давние идеи обретают новую жизнь: ди­рижабль, который сегодня пред­полагают использовать для пере­броски сверхтяжелых грузов в труднодоступные районы, дельта­план, идея которого родилась, как известно, еще в XV веке... Быть может, и идеи Данилевского смогут возродиться? Скажем, для туризма в XXI веке?..

Я. МАССОВИЧ Рисунки Г. АЛЕКСЕЕВА


Теги: крыло, который, аппарат

Популярное Случайное Нас нашли
   

©2009  Адрес в интернете: http://unteh.ru