— В космосе, на расстоянии ста тысяч километров от Земли, развернутся двадцать четыре полимерных лепестка общей площадью восемьсот девяносто четыре тысячи шестьсот квадратпых метров. Солнечный ветер наполнит паруса нашей «Кометы», и корабль начнет свой долгий путь навстречу комете Галлея, одной из самых ярких — в буквальном смысле слова — и ьагадочных небесных странниц.
Так начал излагать нам идею невиданного космического корабля Алеша Поветин со станции юных техников подмосковного города Пушкино.
Модель космического парусника, которую он построил вместе с Олегом Быковым, Виктором Зайчиковым и другими ребятами из технического кружка, похожа на гигантский двойной цветок ромашки. Форму паруса юные конструкторы позаимствовали у живой природы — это ресничка одуванчика.
Авторы проекта очень толково объясняют назначение и принцип действия космического парусника.
Мысль о разработке и постройке его модели появилась у ребят, когда они познакомились с идеей К. Э. Циолковского о создании в будущем космического корабля, движимого силой солнечного «ветра». Узнали они тогда и о том, что один из пионеров космонавтики, выдающийся ученый и изобретатель Ф. А. Цандер, еще в начале двадцатых годов теоретически обосновал способ передвижения в космическом пространстве, не требующий запаса топлива на корабле: он предлагал использовать давление солнечных лучей.
Дальше юные техники дают очень грамотное объяснение принципа, применяемого в их проекте. Дело в том, что на любое тело в космическом пространстве в пределах солнечной системы действуют две силы: гравитационное притяжение Солнца, которое стремится сместить это тело в свою сторону, и световое давление, направленное противоположно.
По современным представлениям солнечный ветер — это поток электрически заряженных частиц, непрерывно испускаемых солнечной короной. Солнечная плазма с большой скоростью уходит от источника во всех направлениях, обтекая магнитосферы Земли и других планет, кометы и иные тела, встречающиеся на пути этого «ветра». Причина его истечения заключается в том, что высота короны, имеющей температуру в несколько миллионов градусов, в два раза превышает размеры Солнца и гравитационные силы уже не способны ее удержать.
— По данным, полученным с помощью межпланетных станций, скорость солнечного «ветра» уже в районе Земли достигает 400 километров в час, — говорят авторы проекта, — в его потоках наблюдается турбулентность газа и деформация магнитного поля, которое он несет с собой. Вот мы и решили использовать этот «ветер» для полетов в околосолнечном пространстве.
Космический парусник, по мнению конструкторов его модели, поможет исследователям решать самые различные задачи.
Такой корабль мог бы пригодиться, например, астрофизикам. Ведь пока все запущенные до сих пор в ближний и дальний космос аппараты движутся в плоскости эклиптики — большого круга небесной сферы, по которому совершается видимое годовое вращение Солнца.
Но как заманчиво было бы выйти за пределы этого круга, увидеть его со стороны, рассмотреть, скажем, полюсы Солнца! Ученые давно мечтают об этом, потому что внешняя картина и физические условия па полюсах нашего светича могут оказаться совершенно иными, чем в хорошо изученной уже экваториальной зоне. Да и сами характеристики космического пространства пне эклиптики могут таить в себе нечто такое, о чем мы сегодня даже не подозреваем.
Ребята подсчитали, что если аппарат с парусом забросить на орбиту, находящуюся от нашего светила в три раза ближе, чем Земля, то за год-полтора возможно будет осуществить маневр, при котором орбита движения корабля станет перпендикулярной эклиптике. Ну а как мыслят ребята устройство столь необычного космического корабля?
— Парусная система вращается относительно продольной оси корабля, — рассказывают авторы проекта. — Центральная же часть «Кометы» неподвижна и стабилизируется в пространстве гироскопами. Преимущество ее перед космолетом с квадратным парусом (такие идеи уже существовали раньше) состоит прежде всего в том, что нашей «Комете» не нужна несущая конструкция для натяжения парусо они распрямляются и удерживаются в «натянутом» состоянии за счет центробежной силы, возникающей в результате вращения аппарата. Чем вращение быстрее, тем сильнее натянутся полотна паруса и тем стабильнее будет направление космолета па звезду-ориентир.
Добавим, что по замыслу ребят с Пушкинской СЮТ, каждый лепесток гигантского космического
«цветка» сможет вращаться и относительно своей продольной оси, подобно лопасти винта с изменяющимся углом атаки. Это позволит с Земли управлять полетом КПС — космической парусной станции, поворачивать се относительно Солнца. Таким образом, сила тяги, создаваемая солнечным «ветром», может использоваться как для ускорения, так и для замедления движения КПС.
Юные конструкторы вооружили свой корабль множеством антенных устройств, приемников, датчиков, как вращающихся, так и остронаправленных. Они обеспечат «Комету» надежной связью с Землей, позволят вести прием реликтовых излучений, гравитационного потенциала «черных дыр» с целью исследования их гравитационного поля, посылать в межзвездное пространство радиосигналы в целях поиска внеземных цивилизаций. Ну а кроме того, вести прием разного рода излучений, измерять магнитные поля и плотность газа в межпланетной среде. На «Комете» предусматривается космический радиотелескоп для астрофизических и геофизических исследований, лазерная система дчя космической связи и дистанционного управления аппаратом с Земли.
Как знать, быть может, настанет время, когда в бескрайних просторах вселенной поплывут диковинные ромашкоподобные корабли, сравнительно тихоходные, но движимые неиссякаемо "! и даровой энергией — солнечным светом! И не исключено, что они будут похожи на фантастическую модель, придуманную и построенную реоятами из города Пушкино в кружке, которым руководит большой энтузиаст техничзского творчества Константин Николаевич Мурашов.
Ю. СТЕПАНОВ