И в этой пятилетке суровый Тюменский край — ударная стройка комсомола. Сюда сразу после XXVI съезда КПСС направлен ударным семитысячный отряд молодежи Примером трудового героизма служат для нее такие люди, как Геннадий Михайлович Левин — один из лучших буровых мастеров страны, Герои Социалистического Труда.
...Легендарный Самотлор — «мертвое озеро», ставшее известным всему миру. Под ним на глубине около двух километров лежат пласты высококачественной нефти.
От берега прямо через озеро тянется насыпная дорога, мощенная бетонными плитами. От центральной трассы во все стороны веером расходятся боковые отростки, оканчивающиеся небольшими площадками, на них — буровые вышки или уже готовые эксплуатационные скважины. 70-километровое бетонное кольцо опоясывает озеро, надежно связывая десятки нефтепромысловых, геологических, строительных и других объектов с городами, центральными базами снабжения. Непрерывным потоком в обе стороны движутся по кольцу КрАЗы, КамАЗы, «Татры», «Магирусы» с песком и гравием, трубовозы с 12-метровыми плетями труб, грузовики с нефтяным оборудованием, строительными материалами. Мощные «Кировцы» тянут за собой трейлеры с бульдозерами экскаваторами, какими-то замысловатыми массивными металлоконструкциями.
— На наших дорогах самые интенсивные в стране грузопотоки, — замечает Левин. Мы едем к нему на буровую, расположенную километрах в тридцати от города. И хотя расстояние по нынешним временам не ахти какое, времени на дорогу уходит порядочно, несмотря на все мастерство шофера, пытающегося лавировать между мастодонтами дорог.
Впрочем, я был только рад этому обстоятельству — есть время поговорить.
— Хоть и медленно, зато надежно, — комментирует Геннадий Михайлович. — Теперь нет тех проблем, которые были в 1969 году, когда начинали осваивать Самотлор. Тогда здесь было ни пройти, ни проехать. Сменные вахты и все необходимое доставляли на буровые вертолетами. Как-то одной из наших вахт пришлось отстоять подряд 32 часа1 Обложной дождь, густой туман, вертолеты не летают. Подменялись по очереди, чтобы перекусить и отдохнуть хоть немного. Всякое бывало. Однажды, когда буровая наша стояла на небольшом островке, почти сутки пришлось провести с вахтой на катере. Туман был такой, что друг друга не видно, ни вперед не двинуться, ни назад...
Уходит в прошлое проклятое бездорожье. Чтобы попасть из Тюмени в Среднее Приобье, где сконцентрированы нефтепромыслы, уже не надо пробираться через тайгу на вездеходе или плыть по рекам Можно сесть на поезд, если время терпит. Или в быстрый комфортабельный Ту-134, что я и сделал. И уже через час под крылом замелькали буровые вышки, серебристые айсберги нефтяных резервуаров, залитые солнцем многоэтажные кварталы Нижневартовска, население которого за десять лет перевалило за сто тысяч.
О себе Левин рассказывает скупо. Кое-что о нем я узнал еще в Тюмени, потом в Нижневартовске. Попалась мне и тоненькая книжка «Штурмуем недра Самотлора», написанная Левиным лет пять назад. Так по крупицам складывался портрет прославленного бурового мастера, одного из первопроходцев Самотлора.
Сам Левин — потомственный нефтяник, родился в Баку. Перед самой войной его семья переехала в Поволжье, где в то время нашли большую нефть. Излюбленной темой разговоров среди мальчишек были нефть, бурение, промыслы. После семилетки пошел в нефтяной техникум. В двадцать четыре года стал буровым мастером, руководителем буровой бригады. Еще в Поволжье его бригада стала одной из передовых, казалось бы, пользуйся заслуженным авторитетом, пожинай плоды славы...
В те годы в газетах и по радио зазвучали непривычные географические названия: Шаим, Мегион, Сургут, Самотлор.
И в феврале 1968 года бригада Г. М. Левина в полном составе из 25 человек выехала в нефтяной сибирский край.
— И как же вас встретила Сибирь?
— Из Тюмени мы самолетом прилетели сначала в Сургут. Вышли на аэродроме и удивились: совсем не холодно, градусов десять мороза, солнышко светит. Ну вот, думаем, пугали нас Сибирью! Ночевали на аэродроме, ждали рейса в Нижневартовск. Утром вышли к самолету и даже дух захватило, мороз такой, что дышать трудно!
— Но ведь в морозы еще и работать надо было?
— По инструкции, если температура ниже сорока, работать на буровой запрещается. Но бывает так, что буровую нельзя останавливать, и тогда работать приходилось и при пятидесяти. Поднимаем из скважины очередную свечу, по трубе течет буровой раствор и тут же замерзает на желобах, под ногами. Площадка вроде бы защищена, но ветер проникает сквозь малейшие щели. Одежда превращается в ледяную корку и ломается, как картон. Торопимся быстро развинтить трубы, иначе наверху замерзнет элеватор. Тогда нужно будет снова свинчивать трубы, опускать их вниз и отогревать элеватор паром. Греем паром замерзшие стекла манометров, и так час за часом.
Левин задумался, глядя на проносящиеся по бетонке тяжелые машины, потом добавил:
— Но я считаю, хорошо получилось, что Сибирь сразу показала нам себя. Слабые тогда уехали — человек шесть, не больше, а бригада окрепла. Быт понемногу наладился, семьи к нам переехали...
Между тем машина свернула с бетонки и, натужно урча мотором, поползла по насыпной песчаной дороге, разбитой колесами тяжелых машин. Под песком бревна, уложенные один к другому на болоте. Такие дороги зовутся здесь лежневками. Только так удается построить в тюменской тайге дорогу.
Тем же способом строят и кусты — искусственные островки на озере или болоте: настил из бревен, сверху песок. На основание ставят пятидесятиметровую буровую вышку.
На такой куст и въехала сейчас наша машина.
— Помню, в шестьдесят девятом впервые мы начинали бурить с куста — вот когда натерпелись страха, — Левин смеется, но, судя по всему, тогда буровикам было не до смеха. — Раствор льется под буровую площадку, смывает песок в озеро, вышка начинает проседать. Постоянно кому-то приходилось дежурить у основания вышки, подсыпать его. Но все обошлось благополучно, куст экзамен выдержал.
Я поинтересовался, почему площадка называется кустом. Оказалось, не случайно. Дело в том, что с площадки здесь бурят не одну скважину, а сразу полтора-два десятка наклонных, направленных в разные стороны. Куст, только «ветвями» вниз. Такой метод бурения не прихоть, а необходимость. Представьте, что под вами нефтяной пласт площадью в несколько квадратных километров. Традиционный способ разработки — проткнуть пласт в нескольких точках вертикальными скважинами, протянуть от скважин трубы к центральному коллектору — и собирай нефть. Здесь так нельзя. Болота не дают.
И хотя кустовая проходка скважин сложнее традиционной и требует дополнительных затрат времени, экономия по большому счету оказывается заметной. Сберегается труд сотен людей — строителей дорог и трубопроводов, монтажников буровых установок, буровиков...
Практически все залежи на Самотлоре разрабатываются таким наклонно направленным кустовым способом.
Невысокого роста, плотно сбитый, Левин удивительно быстро, стремительно перемещался, обходя свое хозяйство. Миг — и он взлетает по лестнице на буровую площадку, обменивается короткими фразами с бурильщиком, еще миг — он уже в насосном отсеке, потом у вагончика-столовой внимательно выслушивает повара, еще миг... Без суеты и спешки, быстро и точно. И так же работали все остальные, понимая друг друга с полуслова. Иначе нельзя. Ведь бригада Левина обязалась пробурить в 1980 году 100 тысяч метров скважин — результат, которого не достигал еще никто в стране. Такое под силу только высокоорганизованному коллективу людей, больших мастеров своего дела.
— В бурении нужны добросовестность и слаженность. Особенно здесь, на Самотлоре, — подчеркивает Геннадий Михайлович.
— Почему именно на Самотлоре?
— Месторождение это очень сложное по своей геологической структуре: многопластовое, слои нефти чередуются с газовыми слоями очень высокого давления. Малейшая оплошность, нарушение технологического режима — и может произойти катастрофа, аварийный выброс нефти или газа. Фонтан выстреливает из скважин трубами длиной в сотни метров, как бумагу рвет металл, сворачивает набок вышку, скручивает в узел стальные конструкции. Столб огня высотой метров 40—50. Задавить фонтан, справиться с последствиями аварии — на это уходят порой не дни, а месяцы. Недаром у нас говорят: легче предупредить фонтан, »ем его ликвидировать.
Левин извинился и вновь поднялся на буровую площадку. Как выяснилось, наступила самая ответственная для буровиков операция — вскрытие нефтяного пласта. Здесь требуются особое внимание, осторожность и тщательное соблюдение технологического режима. Скважина на всю глубину обсаживается трубами, пространство между ними и стенками скважины тщательно цементируется. На устье скважины к верхней обсадной трубе крепят пpeвентор — многотонный замок, который нужно успеть закрыть, чтобы преградить путь нефтяному фонтану, норовящему выплеснуться из скважины вслед за поднимаемым буровым инструментом. Вскрывать пласт обычно доверяют самым опытным буровикам, и хотя за плечами бригады Левина уже не одна сотня скважин и каждый бурильщик в бригаде — специалист, каких поискать, волнение бригадира, его стремление все предусмотреть были вполне понятными.
Когда минут через сорок он вернулся ко мне, на лице его не оставалось и следа волнений. Инструмент поднят, превентор наглухо запер в скважине грозную силу недр. Бригаде предстоит закончить обустройство скважины и перейти к следующей.
— Bcel Теперь греться! — весело скомандовал Левин.
По окнам вагончика хлестал косой дождь, осенний промозглый ветер гнул вершинки чахлых лиственниц, торчавших там и сям на редких островках среди болот. В вагончике бурового мастера тепло и сухо. Геннадий Михайлович угощает меня крепким горячим чаем, приговаривая:
— Чай у нас в большом почете, особенно зимой. В мороз и метель главное спасение.
— Наверное, бывает, что и чайку попить некогда, сознайтесь? — продолжаю пытать Левина.
Пожимает плечом, улыбаясь:
— По-разному. Когда на буровой все нормально, вот как сейчас, можно и чаи погонять. А бывает, что и пообедать некогда.
Встал, прошелся по вагончику, глянул в окно на буровую — судя по выражению лица, там все было в порядке.
— Задачи у нас сейчас очень серьезные. Нефти и газа стране сегодня нужно больше, чем вчера. Значит, мы должны быстрее осваивать новые месторождения, новые продуктивные горизонты, больше нужно скважин. Сделать это, не привлекая дополнительную рабочую силу — а в стране ее и так не хватает, — можно единственным способом: только увеличивая производительность труда.
Вот эти самые сто тысяч метров проходки, — Левин кивнул на транспарант, укрепленный на буровой. — Они ведь не с потолка взялись, эти цифры. Подсчитано: чтобы обеспечить необходимый прирост добычи нефти, наши буровые бригады должны за год пробуривать в среднем по 50—75 тысяч метров скважин. Я подчеркиваю, в среднем. Ктото пробурит пятьдесят, но тогда тот, кто впереди, должен пройти сто тысяч метров.
...Возвращались в город уже в сумерках. Левин подремывал в углу кабины, а я пытался понять, что же больше всего поразило меня в этом обычном с виду человеке. Лучший буровой мастер страны, Герой Социалистического Труда и кавалер многих орденов и медалей, депутат Верховного Совета РСФСР двух созывов, четыре года был заместителем Председателя Президиума Верховного Совета РСФСР. Словом, титулов не перечесть. Человек мыслит государственными масштабами, занимая, казалось бы, невысокую должность рабочего.
Машину тряхнуло на выбоине, Геннадий Михайлович открыл глаза и, как бы продолжая прерванный разговор, сказал:
— Вот вы спрашивали, что меня привлекло сюда, как долго я собираюсь оставаться здесь, на Тюмени?
Он тронул за плечо шофера, попросив остановиться, и пригласил меня выйти из машины. Неподалеку я увидел батарею торчащих из земли невысоких серебристых труб, снабженных какими-то патрубками и разноцветными вентилями. Это были промысловые скважины. Слышалось мерное гудение. Геннадий Михайлович приложил ладонь к трубе. Предложил мне сделать то же самое.
Иногда вертолет — единственный транспорт нефтедобытчиков Тюмени.
— Чувствуете? — Я ощутил, как вибрируют трубы под напором могучей, исполинской силы, загнанной внутрь. — Это нефть. Много нефти. И эти скважины пробурил я. И те тоже. И все они дают нефть, да еще какую! Помню, в Поволжье из десяти пробуренных скважин только две-три давали нефть. А здесь все дают. Конечно, работать здесь, в Среднем Приобье, несравненно труднее, зато удовлетворение от сделанной работы получаешь огромное. Большое дело здесь делается.
О многом, что делается здесь, можно сказать: сделано впервые. Впервые в отечественной и мировой практике. Недаром так внимательно изучают наш опыт освоения Сибири и Крайнего Севера специалисты зарубежных стран, в частности США и Канады. Изучают способы прокладки дорог через болотные топи, прогрессивные методы жилищного и индустриального строительства в условиях вечной мерзлоты, следят за достижениями в области технологии нефте и газодобычи, в промышленном бурении...
В те дни, когда я был в Тюмени, произошло знаменательное событие. Бригада Героя Социалистического Труда Г. М. Левина первой в стране пробурила 1 миллион метров промысловых скважин. Всего за 12 лет одна бригада построила 460 скважин, которые дали стране уже свыше 150 миллионов тонн нефти. Эшелон нефтяных цистерн длиной почти 30 тысяч километров.
Ю. СЛЮСАРЕВ,
наш спец. корр.
Рисунки В. РОДИНА