Со светомузыкой многие из вас, ребята, встречались — может, на танцевальном вечере в школе, в дискотеке. Но светомузыка сегодня «одета» не только в праздничные одежды, светомузыка сегодня работает в полном смысле этого слова, работает на производстве, в цехах, в учреждениях, светомузыка лечит. Называют ее функциональной светомузыкой. Известно, что работа на конвейере, даже, скажем, на сборке самых простых узлов, не требует больших умственных усилий, она проста и на первый взгляд нетрудна. Но как раз простота операций в конечном счете превращает эту работу в особенно утомительную. Специалисты по инженерной психологии и эргономике (наука, изучающая условия труда человека) установили, что так называемый «информационный голод» — монотонность действий, операций — не просто утомляет человека, но и расслабляет, демобилизует внимание.
А это часто не только вредно, а и опасно. Особенно если работа связана с движением на транспорте. Езда по ровной дороге — это тоже, по существу, работа на конвейере. И многие аварии происходят из-за того, что ровная дорога буквально усыпляет водителя.
Испытывают информационный голод и операторы многих промышленных процессов. Ведь многие производства автоматизированы, и на долю оператора остается мало манипуляций, действия его однообразны.
Хорошие дороги должны оставаться хорошими, а чем больше автоматизировано производство, тем лучше. Но бороться с однообразием впечатлений, монотонностью необходимо. И светомузыка в этом деле помощник. Уже существуют на некоторых предприятиях так называемые кабинеты релаксации. В перерывы рабочие здесь слушают музыку, которой сопровождается показ диапозитивов (см. фото). Выпускаются так называемые «световые стены», которыми будут оформлять конвейерные цехи заводов. «Световые стены» находя г применение и в медицине. Поябились сообщения о применении таких витражей в аэропортах, где пассажиры иногда также попадают в ситуацию вынужденного и бездеятельного ожидания. Особенно перспективным является применение .сеансов «функциональной светомузыки» в замкнутых системах малого объема, где человек вынужден жить и работать в течение продолжительного времени, — зимовки, орбитальные и межпланетные космические полеты, многодневные плавания подводных лодок и т. п. Неудивительно, что в совместный советско-американский справочник по космической биологии и медицине включена небольшая глава «Светомузыка на борту космического корабля». Космическая светомузыка, конечно, еще дело будущего. Пока космонавты не испытывают информационного голода, наоборот, они перегружены работой.
Иное дело межпланетные полеты. Космонавт Г. Шонин в своей книге «Самые первые» вспоминает, что Сергей Павлович Королев мечтал видеть на борту будущих тяжелых кораблей целую «цветотеку» с большой программой «функциональной музыки». Идею эту он заимствовал из фантастической повести «Туманность Андромеды» И. Ефремова. В ней писатель предлагал использовать светомузыку не просто для утоления информационного голода, но и в качестве сигнальной системы, предупреждающей космонавта о приближающейся опасности. И подобного действия «светомузыкальные индикаторы» состояния системы «человек — машина», правда для более прозаических, земных объектов, уже разрабатываются, например, СКБ «Прометей» Казанскогб авиационного 'института. Эти индикаторы действуют так, что появление на экране определенной успокаивающей светомузыкальной картины является для оператора знаком нормального состояния контролируемой системы.
В набинете релаксации.
В это время оператор может даже не следить за стрелками, цифрами на контрольных приборах, а отдыхать. Но как только приближается опасная ситуация, на экране возникает наглядное динамическое изображение возможной аварии (например, при угрозе пожара — всполохи пламени, спокойная музыка меняется на шум огня, или при аварии в водоснабжении — на изображение и шум падающей воды). Это заметно уменьшает время опознания и реакции оператора, особенно по сравнению с символическими знаками (буквы, речь и т. д.). Кроме того, светомузыка в этом случае как бы сглаживает информационный перепад, который возникает при использовании обычных систем сигнализации, когда оператору нужно уследить за изменением многих показаний на приборах. Один из светомузыкальных индикаторов сделан на базе цветного телевизора.
В этом случае можно показать на экране, кроме изображения аварийных картин и светомузыки, и изображение цифровых данных, текстов.
Можно усложнить систему: на индикатор подавать еще и сигналы, характеризующие состояние самого оператора. Тогда индикатор сменой музыки и световой программы станет автоматически управлять вниманием оператора. Так трудятся свет и музыка.
Б. ГАЛЕЕВ
Рисунок Е. ОРЛОВА