ЮНЫЙ ТЕХНИК

второе дыхание популярного журнала         

Юный техник

 
 

Главное меню

Популярное

 

 

 

 

 

 

Юный техник » Номер 3 1981 год » Свет и музыка в цехе

Номер 3 1981 год

Свет и музыка в цехе

Со светомузыкой многие из вас, ребята, встречались — мо­жет, на танцевальном вечере в школе, в дискотеке. Но светому­зыка сегодня «одета» не только в праздничные одежды, светому­зыка сегодня работает в полном смысле этого слова, работает на производстве, в цехах, в учреждениях, светомузыка лечит. Назы­вают ее функциональной свето­музыкой. Известно, что работа на конвейере, даже, скажем, на сборке самых простых узлов, не требует больших умственных уси­лий, она проста и на первый взгляд нетрудна. Но как раз про­стота операций в конечном счете превращает эту работу в особен­но утомительную. Специалисты по инженерной психологии и эр­гономике (наука, изучающая усло­вия труда человека) установили, что так называемый «информаци­онный голод» — монотонность действий, операций — не просто утомляет человека, но и расслаб­ляет, демобилизует внимание.

А это часто не только вредно, а и опасно. Особенно если работа связана с движением на транс­порте. Езда по ровной дороге — это тоже, по существу, работа на конвейере. И многие аварии про­исходят из-за того, что ровная дорога буквально усыпляет во­дителя.

Испытывают информационный голод и операторы многих про­мышленных процессов. Ведь мно­гие производства автоматизиро­ваны, и на долю оператора остается мало манипуляций, дей­ствия его однообразны.

Хорошие дороги должны оста­ваться хорошими, а чем больше автоматизировано производство, тем лучше. Но бороться с одно­образием впечатлений, монотон­ностью необходимо. И светому­зыка в этом деле помощник. Уже существуют на некоторых предприятиях так называемые ка­бинеты релаксации. В перерывы рабочие здесь слушают музыку, которой сопровождается показ диапозитивов (см. фото). Выпу­скаются так называемые «свето­вые стены», которыми будут оформлять конвейерные цехи за­водов. «Световые стены» находя г применение и в медицине. Поябились сообщения о применении таких витражей в аэропортах, где пассажиры иногда также попада­ют в ситуацию вынужденного и бездеятельного ожидания. Осо­бенно перспективным является применение .сеансов «функцио­нальной светомузыки» в замкнутых системах малого объема, где человек вынужден жить и рабо­тать в течение продолжительного времени, — зимовки, орбиталь­ные и межпланетные космические полеты, многодневные плавания подводных лодок и т. п. Неуди­вительно, что в совместный со­ветско-американский справочник по космической биологии и медицине включена небольшая глава «Светомузыка на борту космического корабля». Косми­ческая светомузыка, конечно, еще дело будущего. Пока космо­навты не испытывают информа­ционного голода, наоборот, они перегружены работой.

Иное дело межпланетные по­леты. Космонавт Г. Шонин в сво­ей книге «Самые первые» вспо­минает, что Сергей Павлович Ко­ролев мечтал видеть на борту будущих тяжелых кораблей це­лую «цветотеку» с большой про­граммой «функциональной музы­ки». Идею эту он заимствовал из фантастической повести «Туман­ность Андромеды» И. Ефремова. В ней писатель предлагал исполь­зовать светомузыку не просто для утоления информационного голода, но и в качестве сигналь­ной системы, предупреждающей космонавта о приближающейся опасности. И подобного действия «светомузыкальные индикаторы» состояния системы «человек — ма­шина», правда для более про­заических, земных объектов, уже разрабатываются, например, СКБ «Прометей» Казанскогб авиационного 'института. Эти индикаторы действуют так, что по­явление на экране определенной успокаивающей светомузыкаль­ной картины является для опера­тора знаком нормального состоя­ния контролируемой системы.

В набинете релаксации.

В это время оператор может да­же не следить за стрелками, цифрами на контрольных прибо­рах, а отдыхать. Но как только приближается опасная ситуация, на экране возникает наглядное динамическое изображение воз­можной аварии (например, при угрозе пожара — всполохи пла­мени, спокойная музыка меняет­ся на шум огня, или при аварии в водоснабжении — на изобра­жение и шум падающей воды). Это заметно уменьшает время опознания и реакции оператора, особенно по сравнению с симво­лическими знаками (буквы, речь и т. д.). Кроме того, светомузыка в этом случае как бы сглажива­ет информационный перепад, ко­торый возникает при использова­нии обычных систем сигнализа­ции, когда оператору нужно усле­дить за изменением многих по­казаний на приборах. Один из светомузыкальных индикаторов сделан на базе цветного телеви­зора.

В этом случае можно показать на экране, кроме изображения аварийных картин и светомузыки, и изображение цифровых данных, текстов.

Можно усложнить систему: на индикатор подавать еще и сигна­лы, характеризующие состояние самого оператора. Тогда индика­тор сменой музыки и световой программы станет автоматически управлять вниманием оператора. Так трудятся свет и музыка.

Б. ГАЛЕЕВ

Рисунок Е. ОРЛОВА


Теги: оператор, система, музыка

Популярное Случайное Нас нашли
   

©2009  Адрес в интернете: http://unteh.ru