«Капитан 1-го ранга Александр Можайский, проживающий в С.-Петербурге, 4 июня 1880 года вошел в Департамент Торговли и мануфактур с прошением о выдаче ему пятилетней привилегии на воздухолетательный снаряд. В описании изъяснено:
Нижеописанный и изображенный на чертеже воздухолетательный снаряд состоит из следующих главных частей: крыльев, помещенной между ними лодки, хвоста, тележки с колесами, на которую поставлен весь снаряд, машин для вращения винтов и мачт для укрепления крыльев...»
Скоро сто лет этому документу. От первого чертежа «воздухолетательного снаряда» до сверхзвукового, всепогодного реактивного, стремительного, как снаряд, самолета — таков могучий взлет отечественной авиации.
Нельзя без улыбки читать сегодня сообщение, помещенное в газете не прошлого, начала нынешнего века. В нем говорилось о том, что комиссия, принимавшая новый самолет, вынуждена была прилечь на землю, чтобы определить, летит он или катится. А всего через 70 лет летчик-испытатель. Герой Советского Союза П. Остапенко достиг высоты 30 тыс. м, затратив 243,5 с.
Во время Великой Отечественной войны самолеты-истребители люди любовно называли «ястребками». И не только за то, что они внешне во многом напоминали стремительную, храбрую птицу, а за смелый и дерзкий характер действий.
Истребители созданы для атаки. У них нет даже оружия для защиты задней полусферы, все оно сосредоточено в носовой части и направлено юлы о вперед. Их атаки всегда носят решительный характер, они умело используют внезапность, применяют хитрость, действуют дерзко, стараясь навязать противнику свою волю даже в тех случаях, когда на его стороне численное превосходство.
Основным видом боевых действий истребительной авиации является воздушный бой. Это вооруженное единоборство в небе, когда противники, используя огневые и маневренные возможности своих машин, стремятся завоевать господство в воздухе.
По составу участвующих сил воздушные бои подразделяются на одиночные и групповые. По времени суток — на дневные и ночные. Они могут вестись на малых, средних и больших высотах, в стратосфере; в сложных метеорологических условиях. Они вступают в борьбу не только с истребителями противника — ведут бои с его бомбардировщиками, истребителями - бомбардировщиками, разведчиками, транспортными самолетами, а также вертолетами.
Знаменитых летчиков еще в годы первой мировой войны стали называть асами. Ас — это не только заслуженная слава. Такой летчик имел право вылетать на самостоятельные задания (в годы Великой Отечественной войны это называлось свободной охотой), он мог выбирать сам объект атаки в воздухе. Наши выдающиеся асы — трижды Герои Советского Союза И. Н. Кожедуб — на его счету 62, и А. И. Покрышкин — на его счету 59 сбитых самолетов врага. 26 человек в истребительной авиации стали дважды Героями Советского Союза. Эти двадцать шесть асов уничтожили в общей сложности 1051 самолет противника! И еще тысячи машин противника сразили 800 летчиков- истребителей, удостоенных звания Героя. Воздушный бой по праву считается основным видом боевых действий истребительной авиации. 44 тысячи самолетов потеряли фашисты в воздушных боях на советско-германском фронте. 40 тысяч из них сбито истребителями!
В то время, когда летчики сражались в небе Родины, напряженнейшая борьба за победу шла на земле, в конструкторских бюро, на авиационных заводах, на испытательных аэродромах. Классическими образцами истребителей стали самолеты, созданные под руководством А. С. Яковлева, С. А. Лавочкина, А. И. Микояна. Их машины по многим показателям превосходили образцы, созданные гитлеровцами.
На учебное задание.
...В разгар войны в боевые части стал поступать истребитель, у которого были меньшие, чем у предшественников, габариты крыла, более совершенные аэродинамические формы — высокоманевренный, скоростной, легкий. Это был знаменитый Як-3. Новый самолет давал летчикам много преимуществ в боях. Он развивал скорость до 650 км/ч, набирая высоту в 5000 м за 4,1 мин, всего за 16—17с позволял выполнить вираж на высоте в километр. До конца войны Яки непрерывно совершенствовались. В 1944 году самолет был оснащен новым мотором. Потолок его возрос до 11 800 м, максимальная скорость до 720 км/ч!
Истребитель всегда — на гребне технического прогресса. Новейшие достижения науки, самое совершенное оборудование, лучшие приборы, как правило, в первую очередь находят применение в истребительной авиации. Вот почему именно эти самолеты чаще всего оказываются в центре внимания, когда авиация делает резкий поворот к новому качеству.
Первый реактивный самолет, пилотируемый капитаном Г. Бахчиванджи, поднялся в воздух весной 1942 года. Вслед за ним еще один истребитель того же типа совершил попет. Это был реактивный МиГ-9, управляемый летчиком-испытателем инженер-подполковником А. Гринчиком.
Реактивная тяга позволила истребителю подойти к тысячекилометровому барьеру скорости. Да, это был барьер звуковой. При этом резко менялась картина обтекания самолета потоками встречного воздуха, пока еще непонятно преображались аэродинамические характеристики крыла. Сопротивление возрастало в 8—12 раз! Невидимая стена звукового барьера казалась непреодолимой.
За рубежом, в США, Англии и других странах, искали пути преодоления барьера в увеличении мощности двигателя. Но наши ученые первыми обратили внимание на изменение местных скоростей потока по поверхности крыла. И опыты подтвердили, что только за счет изменения его профиля можно добиться увеличения скорости полета, надежности самой машины. Так родилась идея создания стреловидного крыла и тонкого крыла малого удлинения.
26 декабря 1948 года на опытном истребителе Ла-176 впервые была достигнута скорость звука. И началась атака — победоносная — на звуковой барьер.
В конце сороковых годов появилось новое понятие — истребитель-перехватчик. Этот самолет предназначен для того, чтобы оберегать родное небо, своевременно на заданном рубеже пресекать попытки пилотируемых и беспилотных средств противника нарушить границу СССР или проникнуть к охраняемому объекту. Истребитель-перехватчик наших дней имеет немало общего с ракетой. Такой же устремленный вперед профиль, сигарообразное тело. Круто откинуты назад крылья. Истребитель почти по-ракетному отрывается от земли, он способен значительно превысить скорость звука, ему подвластна высота в тридцать и более километров. Современные истребители и истребители-перехватчики часто называют всепогодными.
Это стало возможным благодаря развитию радиоэлектроники, совершенствованию оборудования самолета, что, по сути дела, стало вторым качественным скачком после преодоления скорости звука.
Но самолет летает не сам по себе. Им управляет человек. Это его воля и его властная рука заставляют стремительную крылатую машину выписывать в небе головокружительные петли, виражи и боевые развороты. Это он поднимает самолет в стратосферу.
Капитан М. Фалеев.
Чем сложнее техника, тем труднее человеку. За два последних десятилетия общее количество параметров полета, которые обязан контролировать летчик, увеличилось более чем в десять раз, а время, которым он располагает, резко сократилось.
Истребитель летит в облаках. Не видно земли, неба, над фонарем кабины серая мгла. Положение самолета в пространстве летчик контролирует по авиагоризонту, но в поле его зрения постоянно находится и указатель скорости, и высотомер, и вариометр. Взгляд летчика все время скользит по передней панели, густо усеянной приборами. Кажется, легко запутаться в бесчисленных стрелках, цифрах, но помогает натренированность. Особым чутьем человек акцентирует внимание именно на тех приборах, которые ему необходимы в данный момент.
А задание сложное. Перехватчик быстро сближается с целью.
Летчик начинает работать с радиолокационным прицелом, установленным в кабине. Ему необходимо из множества отметок на его экране выделить нужную, определить по специальным признакам, что это противник, а затем точными, соразмеренными движениями ручки управления удерживать отметку цели в нужном положении, выбирая момент для пуска ракеты. И все это время летчик по-прежнему управляет машиной, ориентируясь по приборам. Кроме того, на борт самолета непрерывно поступает информация с земли. Ее необходимо принять, проанализировать, сообщить на командный пункт о своем решении.
Возросли не только физические нагрузки, увеличилось нервно- эмоциональное напряжение, испытываемое летчиком. Уже сам факт, что самолет летит, например, в стратосфере, откладывает свой отпечаток на психологическое состояние летчика: за прозрачным фонарем кабины разреженный воздух, почти лишенный кислорода, мороз, какой редко бывает в Якутии.
Будущие авиационные механики внимательно слушают рассказ о боевой технике.
С каждым годом повышаются требования к летчику. Ему необходима и твердая рука, и эмоциональная устойчивость. Любая неожиданность не должна выводить его из равновесия. Хладнокровно оценив обстановку, он должен в любой ситуации найти верное решение и четко выполнить намеченный план. А для этого в ходе тренировок он отрабатывает умение правильно распределять и переключать внимание, добиваясь осмысленного, умного автоматизма.
Раньше говорили, что летчику- истребителю нужны концентрированная воля, твердый характер и умение пойти на риск. Сейчас добавляют, что ему необходима хорошая оперативная память и мышление, тонкое мышечное чувство, высокая координация движений. Эти качества проверяются уже при поступлении юношей в военные училища летчиков. Но потом в ходе тренировок учебных полетов они совершенствуются и закрепляются.
Из вчерашних школьников вырастают пилоты-перехватчики высокого класса, мастера своего дела.
Время изменило даже внешний облик летчика-истребителя. Туго зашнурованный противоперегрузочный костюм и гермошлем делают его похожим на космонавта. И это закономерно. Ведь у него и скорость и высота ближе к космическим, чем к земным.
У летчика на вооружении ракеты. Это не только огневая мощь, но еще и дальность поражения цели. Пушечное вооружение и бомбы, которые способен нести самолет, позволяют ему успешно атаковать наземные объекты.
Тревога.
В экипаже истребителя, как правило, один-два человека. Но его называют коллективным оружием. И это оправдано. Трудно перечислить специалистов, которые принимают непосредственное участие в подготовке и обеспечении полета в истребительной авиации. Это техники и механики, прибористы и оружейники, штурманы наведения и операторы наземных радиолокационных станций, планшетисты и радисты. Их четкие согласованные действия обеспечивают неприкосновенность воздушных рубежей Родины.
Ю. ДМИТРИЕВ, И. ДЫНИН
Фото И. ФЕДОТОВА
Рисунок В. РОДИНА