Несколько лет ведут секцию архитектуры при Горьковском городском народном университете искусств молодые архитекторы В. Бандаков, В. Соколов и А. Дехтяр. Когда они, вчерашние выпускники вуза, пришли в университет, то встретили аудиторию, состоящую из школьников и студентов техникумов. Ребята оказались дисциплинированными и прилежными, многие неплохо рисуют. Они с удовольствием слушают рассказы об архитектурных памятниках, о современном градостроительстве. Но «того преподавателям кажется мало — ведь, возможно, их юным ученикам предстоит не только строить, но и проектировать новые города. А город будущего немыслим без мечты. Научить ребят мечтать — дело, пожалуй, непростое... Пусть все происходит «в некотором царстве, в некотором государстве», «в стране чудес», в мире фантазии. Но за всем этим нет- нет да и промелькнет мысль: «А идея не так уж безнадежна. Когда-нибудь в тридцатом веке...»
Об одном таком проекте будущего, родившемся на занятиях Горьковского университета искусств, мы хотим рассказать сегодня.
Это был обычный семинар. Говорили о том, как сделать жизнь человека удобней, не наступая при этом на природу — не уничтожая леса, не загрязняя рек. Короче, речь шла об экологии. Одни предлагали строить дома глубоко в земле — ниже корневой системы деревьев, другие с целью экономии земли предлагали города на высоких сваях — небесные колонии... Слово взяла десятиклассница Диана Широкова.
— Я хочу, чтобы моя квартира была погружена в воду. Хотя бы одной стеной. Во-первых, из окна можно будет видеть рыб, плавающих перед домом. А во-вторых, — она лукаво обвела взглядом собравшихся, — не придется его... поливать!
Все, даже руководитель Александр Дехтяр, посмотрели на девочку с недоумением.
— Дом должен быть живым. С корнями, с кроной... Его не надо будет строить, его можно вырастить.
— Вот это да! Ну и придумала — барон Мюнхгаузен позавидует! — крикнул кто-то.
— Несерьезно это! Мечта должна быть научной...
В комнате поднялся шум, Александру едва удалось успокоить ребят.
— Дайте Диане рассказать все по порядку, — сказал он. — Из чего будет твой дом?
— Из живой ткани. Это могут быть водоросли, споры или губка. Короче, какая-то биомасса. Такой дом не нужно будет обогревать — ведь все живое выделяет тепло. Если взять за основу растительную массу, дом сам станет вырабатывать кислород и поглощать углекислый газ... Конечно, всеми этими процессами нужно управлять — тут уж потребуется электронная техника. Закладываешь программу, клетки начинают развиваться в нужном направлении. Вырастет одна, потом другая комната... Опять, скажете, пустая фантазия? А про генную инженерию вы что-нибудь знаете?
Первым откликнулся Андрей Лисицын.
— Знаем. Это наука очень молодая, но уже кое-что умеет. Воздействуя на генетический код, с ее помощью можно вырастить организм с наперед заданными свойствами. Я читал, что в Ташкенте генетики выводят шелкопряда, который будет прясть нить прочнее капроновой. Конечно, живой дом задача посложнее. Но, может быть, когда- нибудь в тридцатом веке...
Выступление Дианы резко изменило ход семинара. Тридцатый век вступил в свои права.
Каждый старался развить новую идею.
— Пусть этот дом цветет, — предлагали одни. — Подрезаешь снаружи твердый слой дома, вкладываешь семечко. Весной же стены и крыша превращаются в разноцветный луг.
— Да что там цветы! Можно плоды получать. Пусть дом приносит урожай, — предлагали другие.
Кое-какие мысли ребята заимствовали из научной фантастики. Многие знают об идее космического корабля со съедобными внутренними стенками. А что, если сделать такие и у дома? Только не изнутри, а снаружи.
— Одна стена, как молодая картошка, другая по вкусу напоминает яблоко!
Не обошлось, конечно, без скептиков.
— А понравится ли это дому? Если он живой, значит, может болеть, даже сердиться...
Но идея уже прижилась, и прогнозы оказались оптимистичными.
— Не рассердится. Яблоня же не сердится, когда с нее яблоки снимают...
Наверное, этот день так и запомнился бы ребятам, как один из уроков фантазии, если б весной из Москвы не пришло письмо. В нем говорилось, что ученые из Штутгартского университета (ФРГ) объявили международный конкурс «Архитектура и природа». Они хотят, чтобы в конкурсе приняли участие советские ребята.
Они долго думали, что послать на конкурс. А потом вспомнили про этот семинар. Решили детально разработать проект живого дома, дать к нему рисунки и описание.
По такой схеме живой дом будет взаимодействовать с окружающей средой.
И вот что у них получилось в итоге.
Это должен быть некий растительный организм, имеющий значительные размеры, с внутренними полостями. Этот организм должен быть способен срастаться с другими, подобными себе, образуя целые города-биообразования. Связь такого дома с окружающей средой осуществляется с помощью корневой системы. Для своей жизнедеятельности наш дом использует, как и другие растения, воду, растворенные в ней соли, воздух, энергию солнца, а также является переработчиком отходов. При этом он вырабатывает кислород и чистую воду. Сердцевина стенок нашего дома может служить даже пищей для животных и людей.
Оперативное изменение формы дома можно будет осуществлять с помощью направленного облучения участков дома ультрафиолетовыми или какими-то другими лучами. С помощью такого воздействия можно будет выращивать мебель, переделывать помещения по своему вкусу, достраивать новые помещения.
На конкурс в Штутгарт была послана еще одна работа, плакат- напоминание, как природа может поступить с человеком, если он и дальше будет пренебрегать ее законами. Авторы плаката девятиклассник Андрей Лисицын и четвероклассница Лада Асанова взяли метровую фотографию современного дома и нарисовали, как сквозь его окна пробиваются вьюны, к стенам прилепились балконы из висячих лиан, деревья прорастают сквозь крышу... То есть получилась своеобразная иллюстрация к одному из стихотворений Валерия Брюсова. У него есть такие строчки:
Зданья громадные стройте, Высьте над башнями башни...
А кончается стихотворение словами:
Воля проснется природы Грозно на дерзких восстанет...
Конечно, это лишь художественный образ. Природа не бунтует. Порой она просто безмолвно уходит, оставляя безжизненное пространство. Поэтому человек должен понимать ее язык, разбираться в ее приметах, знать, как вылечить дерево, очистить пруд...
Так представляют себе ребята мир, где трудятся только живые машины.
Посылая свои работы на конкурс, ребята не слишком рассчитывали на первые места. Куда важнее было сказать свое слово на тему, которая давно их волнует. Поэтому праздник, который принесло с собой письмо из Штутгарта был неожиданным. А в письме сообщалось, что троим горьковчанам — Диане Широковой, Андрею Лисицыну и Ладе Асановой — присуждены премии Штутгартского университета, дипломы первой и второй степени.
С НИКОЛАЕВ
Рисунки В. БАНДАКОВА и А. ДЕХТЯРА