О том, как сделать наше жилище более удобным, более совершенным, думают конструкторы, архитекторы, дизайнеры... Сотни специалистов занимаются этим вопросом. Сегодня мы знакомим вас еще с одним проектом. Его автор — взрослый архитектор. Но так же, как и юные горьковчане, он шел путем, подсказанным природой.
«Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом.» Вы, конечно, вспомнили сказку про Бабу Ягу. Молва наделила эту старую даму качествами не самыми лучшими. Однако ей никак не откажешь в уме. Сама того не подозревая, она предвосхитила целое градостроительное направление — архитектурную бионику. Правда, вместо того чтобы воспользоваться современным бионическим принципом — сделать, например, ноги механическими, она просто посадила свой «коттедж» на курнные лапы.
— Но ведь это сказка, — возразите вы. — В сказках всякое бывает. Да и нужно ли заставлять дом вертеться, не проще ли обойти его самому?
А знаете ли вы, что замечательный французский архитектор Лe Корбюзье мечтал о доме, чем-то напоминающем эту сказку, только с поправкой на XX век. Его воображению рисовался дом-машина, который бы двигался, производил все необходимое, постоянно перестраивался.
Вот вам и сказка-небылица. Так что давайте продолжим разговор в зале Всесоюзного научно- исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ), где открылась выставка работ молодого архитектора Вячеслава Колейчука.
— Мы привыкли, что дом — это что-то монолитное, незыблемое, — говорит Вячеслав. — Не подвинешь стену, не приподнимешь, например, потолок. Мы н мебель, расставленную однажды, переставляем с трудом. Так прочно найдено ей место. Вообще-то мы любим привычную атмосферу дома. Но порой нам что-то мешает, и хочется изменить, «переиграть» обстановку. Однако вот беда, то дом мешает нашим вещам, то вещи — дому. Вот если бы можно было делать дома, позволяющие человеку без коренной ломки перестраивать, трансформировать жилище.
В природе, заметим, почти нет жестких связей. Люди, животные, птицы свободно перемещаются в пространстве, легко управляют своим телом, принимая удобное для себя положение... Вот я и подумал: что, если и дом наделить суставами и мышцами? Я покажу вам простую модель, которая пояснит мою мысль...
Честно говоря, выражение «мышцы для дома» я восприняла скептически. Да и экспонат, перед которым мы остановились, не вызывал похожих ассоциаций. Это была геометрическая фигура из блестящих стержней и нитей, по форме напоминающая замысловатый кристалл. Он едва касался подставки — кажется, дунь, и стальное кружево оторвется и улетит вверх. Но впечатление было обманчивым. Дотронувшись рукой до стальных «струн», я поняла, что «раскачать» кристалл непросто. Натянутые до предела, струны цепко держали всю конструкцию. Я попробовала еще раз испытать ее прочность — повесила на струну связку ключей. Стальная нить не дрогнула.
— Чаще всего прочность конструкции строители видят в толщине, массивности деталей. А ведь можно использовать натяжение отдельных элементов, и это придаст ей не меньшую жесткость, — пояснил мой гид.
Между тем Вячеслав потянул одну из нитей, связанную со стержнем у основания конструкции, и вдруг весь «кристалл» пришел в движение. На моих глазах он превратился сначала в куб, потом в тетраэдр, в параллелепипед... Щелкнул затвор — нити натянулись, конструкция напряглась, стала такой же прочной, как вначале.
— Загадочного здесь ничего нет, — сказал Вячеслав. — Конструкция построена по принципу костно-мышечной ткани. Выпрямите и напрягите руку. Ваши мышцы натянуты — рука как бы зафиксирована. Если вас сейчас кто-то случайно толкнет, рука останется в том же положении. А теперь расслабьте мышцы — суставы обрели подвижность, положение кисти легко меняется. Так же работает и моя конструкция, только кости заменены в ней стержнями, а мышцы, как вы догадываетесь, нитями, или, правильнее, вантами. Отсюда и название «стержневантовая конструкция»...
На фото в Центре вы видите простейшую стержневантовую конструкцию. В статье она условно названа «кристаллом». Подвижные соединения позволяют конструкции принимать самую разнообразную форму. Ее легко сложить в пакет.
Тот же принцип использован и в самовозводящемся доме. На фото вверху он в сложенном состоянии. Но стоит натянуть ванты — и дом поднимается, становится объемным (фото внизу).
Еще ее называют «мгновенно- жесткой». Ведь стержни и ванты соединены подвижно. На конце каждого просверлено поперечное отверстие, сквозь которое пропущен вант. Так что стержень свободно ходит вдоль ванта. Когда ванты не натянуты — словно расслабленные мышцы, — конструкция подвижна. Но стоит их натянуть и зафиксировать, конструкция становится жесткой и прочной.
...Моделей, демонстрирующих принцип стержневантовых конструкций, на выставке множество. Мы переходим от одной модели к другой. Нити и стержни, сложенные в причудливые фигуры и призванные лишь иллюстрировать техническую идею, настолько изящны, что многие вполне могли бы украсить интерьер современных зданий.
Одна из таких композиций в свое время украшала площадь имени Курчатова. Называлась она «Атом». Высоко над площадью, вокруг сверкающего ядра вращалось под порывами ветра «электронное облако». «Атом» был соткан из тех же блестящих нитей и стержней. И зрелище было захватывающее!
Тогда, 14 лет назад, работая над этой композицией, недавний выпускник Московского архитектурного института В. Колейчук, пожалуй, и не думал, что его изобретение будет иметь практическое применение. Прошел не один год, прежде чем родилась идея трансформируемого дома.
На выставке рядом с яркими декоративными работами стояла и модель необычного дома. Правда, без гида я ни за что бы его не обнаружила. Он напоминал скорее детскую игру. Плоские металлические пластины-ячейки были разложены где в шахматном порядке, где, кажется, вообще без всякой системы. Пластины были скреплены между собой металлическими петлями типа дверных. И от каждой тянулась тонкая нить. Все они сходились пучком небольшому узлу, на котором стояла защелка.
— Теперь, когда вы знаете, как работает «стальная мышца»,— сказал Вячеслав, — вы легко разберетесь и в конструкции дома. Он потянул узел на себя — и вот квадратные пластины на моих глазах стали подниматься, вставая на ребра. Дом вырастал буквально на глазах. Щелкнул затвор — мышцы дома (или, как мы уже знаем, ванты) напряглись. Дом замер. Двухэтажный, приземистый, надежный — он казался крепышом.
— Это дом для тундры, — продолжал пояснение Вячеслав. — Как видите, стержни здесь заменены пластинами. Чем он удобен? Пластины легко разобрать и доставить до места самолетом. Там их соединят шарнирами, натянут ванты, и дом готов. Такие дома можно делать уже сегодня, и они пригодятся не только для Севера. В деревне это были бы временные сооружения для хранения зерна и других продуктов сельского хозяйства. В промышленности — те же склады для готовой продукции.
А теперь давайте помечтаем о завтрашнем дне.
Сегодняшний город немыслим без башенных кранов, без грузовиков, подвозящих стройматериалы... Никуда не денешься: город без будущего — не город. И жители старых кварталов мирятся с шумом, с неудобствами, которые всегда сопряжены со стройкой.
А представьте себе другое — для того, например, чтобы пристроить к музею или к школе один зал, ничего этого не нужно. Диспетчер нажимает кнопку — и вот словно на вытянутых руках дом преподносит городу еще одно помещение. Или другое — нужно расселить новых жильцов, и у дома вырастает еще один этаж, предусмотренный проектом, но до времени ненужный. Давайте войдем в одну из таких мгновенно «выросших» квартир.
— Да она же не достроена! — воскликнете вы. Однако те, кому она предназначена, спокойны: они знают, что перегородки возникнут там, где захотят жильцы. Все эти доделки не потребуют от семейства мобилизации ни душевных сил, ни финансовых средств. К вечеру все члены семьи забудут о тяготах переезда. Разве что, уставшие от многократного нажатия кнопок, уснут на час раньше.
Меняться по вашему желанию сможет не только квартира, но и мебель. Длина, ширина, высота ее — все будет регулироваться.
Не говоря уже о том, сколько мебели можно будет разместить даже в самой небольшой квартире. Одна комната может быть и кабинетом, и спальней, н столовой. Знай только, на какую кнопку нажимать. Пришло время обеда — и из пола вырастает сложенный после завтрака стол. Накрываешь скатерть и приглашаешь родственников. Ложишься спать — и кушетка, по которой только что, сами того не подозревая, ходили гости, вдруг поднимается и обретает свою истинную форму.
Все это, конечно, в будущем. Но почему бы о нем не помечтать?
Н. ПОТАПОВА