ЮНЫЙ ТЕХНИК

второе дыхание популярного журнала         

Юный техник

 
 

Главное меню

Популярное

 

 

 

 

 

 

Юный техник » Номер 5 1981 год » Наша консультация память

Номер 5 1981 год

Наша консультация память

Мы часто жалуемся на забывчивость. Прежде чем судить о своей памяти — хорошая она или плохая, выясним, что же это за сложное психическое явление.

Память включает в себя несколько процессов. К ним относятся запоминание (запечатление), сохранение (удержание), узнавание и воспроизведение (вспоминание) всего того, что мы постигли или чему мы научились самостоятельно или с помощью других людей.

Память характеризуется скоростью запоминания, точностью воспроизведения того, что запоминалось.

Скорость запоминания и забывания у разных людей разная, и ученые разделяют память разных людей на четыре типа: 1) быстрое запоминание и медленное забывание; 2) медленное запоминание и медленное забывание; 3) быстрое запоминание и быстрое забывание; 4) медленное запоминание и быстрое забывание. Понятно, что человек, обладающий первым типом памяти, имеет преимущество перед всеми остальными. Но в то же время привычка брать все памятью может поставить человека перед трудной ситуацией. Например, в школе мы часто встречаем ребят, которые хорошо учились в начальных классах, когда многое можно было просто запомнить, а в старших попадали в ряды неуспевающих. Причиной этому часто было слабое развитие интеллектуальных способностей именно потому, что человек привык не размышлять, а только запоминать.

Недостатки второго и третьего типов памяти можно исправить, если тренировать память традиционными методами многократного повторения с использованием различных приемов — слушания, чтения, записывания, зарисовывания, осмысления.

Четвертый тип памяти часто можно встретить у людей, которые с детства не были приучены к активной умственной работе. Иногда плохая память — результат перенесенных заболеваний. Принято различать две формы памяти — непроизвольную и произвольную. В первом случае человек, чтобы запомнить, не делает никаких волевых усилий, не ставит перед собой задачи запомнить то или иное явление, действие. Большее из того, что мы знаем, запоминается именно так. Не случайно эту память называют житейской. Во втором случае — при произвольной памяти — для того чтобы запомнить, мы совершаем сложные умственные действия, ставим себе специальную задачу, используем при этом и технические средства.

Успех в запоминании зависит от многих условий. Первое из них — внимание к тому, что может или должно быть зафиксировано в памяти. Все то, на что человек обращает внимание, воспринимается им, то есть отражается в его сознании, с наибольшей ясностью и четкостью. В то же время можно много раз прочитать раздел какой-нибудь книги и ничего не усвоить, если внимание будет при этом сосредоточено на совсем посторонних вещах.

Вторым условием успешного запоминания является интерес к запоминаемому.

Высокий уровень развития профессиональной памяти основывается главным образом на огромном интересе и любви человека к своему делу, к своей профессии.

У гениального математика Леонарда Эйлера была необыкновенная память на числа. В памяти он мог возвести в квадрат, в третью степень — до шестой — любое число до ста. Он не производил действие возведения в степень, а знал результаты наизусть.

Академик А. Ф. Иоффе знал на память таблицу логарифмов.

А великий русский шахматист Алехин мог играть по памяти вслепую с 30—40 партнерами.

Но это примеры памяти людей выдающихся. Ученые-психологи наблюдали, как влияет на качество запоминания интерес ребят одного класса к тому, что нужно было запомнить на уроках математики. Оказалось — те, кому интересен этот предмет, хорошо помнят типовые признаки задач, логические схемы рассуждения. В то же время конкретные данные задач, числа у этих школьников быстро исчезают из памяти.

Ребята, которые по каким-то причинам не проявляли интереса к математике, наоборот, отчетливо помнили числовые данные или конкретные факты, относящиеся к задаче, и быстро забывали тип задачи, схему и логику ее решения.

И дело здесь не в слабых способностях.

На других предметах эти же ребята («слабые» в математике) запоминали не только фактический материал, но и схемы рассуждений, выводы, обобщения. Срабатывал интерес к предмету.

Нет, пожалуй, ни одного дела, которое бы не требовало от работника умения запоминать. Но особенно хорошая память должна быть у операторов, управляющих сложными машинами, технологическими процессами, у диспетчеров. Они, как и летчики, машинисты электровозов, космонавты, должны хорошо помнить расположение и взаимосвязь большого числа приборов. Чтобы облегчить нагрузку на память, для этих работников создаются специальные мнемосхемы (мнемоника и мнемотехника происходят от греческого слова «мнемо» — память. Учеными древности были описаны мнемонические приемы. Один из них такой: если приходится запоминать много разнородных сведений, нужно мысленно вообразить город с множеством улиц. На каждой улице — дом, а в доме — комнаты, каждая комната — ячейка памяти, в ней и хранится то или иное воспоминание. Сравним со всем известным «разложить по полочкам»).

Но и мнемосхема со своими значками-символами не может, оказывается, застраховать оператора от «ошибок памяти», когда операторы забывают показания приборов, свои уже совершенные действия. Чтобы улучшить профессиональную память, например, операторов аварийных служб электростанций, проводятся специальные «аварийные игры» — учебные тревоги.

Как бы ни было высоко развито внимание человека, как бы ни велика была его любовь к своему делу, произвольное запоминание требует специальных действий. Произвольное запоминание делится на две части: запоминание смысла и точное запоминание всего материала. Первая форма запоминания — самый распространенный вид произвольного запоминания. Наблюдаем ли мы за каким-либо процессом или явлением, читаем ли мы книгу, рассматриваем ли какой-нибудь механизм, анализируем ли техническую схему — везде мы должны уяснить смысл того, что воспринимаем. Как это сделать? В одном случае для этого достаточно будет отнести наблюдаемый предмет или явление к уже известной вам категории — сравнить с известным, что мы хорошо знаем; в другом — «нужно подвести частный случай под общее понятие; в третьем — необходимо выяснить, как устроена та или иная машина,, конструкция, механизм, узел, то есть установить взаимосвязь и взаимодействие частей; в четвертом — следует уяснить причину происхождения и развития явления; в пятом — потребуется разобраться в логической структуре воспринимаемого объекта и т. д.

Поясним сказанное следующим примером. Предположим, вам нужно прочитать и усвоить (осмысленно запомнить содержание) нужную вам книгу. Существуют и специальные приемы, которые помогают наилучшему осмыслению текста. Вот некоторые из них.

НАША КОНСУЛЬТАЦИЯ ПАМЯТЬ

1. Постановка вопросов по поводу прочитанного и поиски ответов на них.

2. Постановка гипотез

В ходе чтения обязательно возникает какой-либо вопрос в связи с прочитанным, который заставляет самому найти ответ и сопоставить его с ответом автора).

3. Предвосхищение того, о чем должно говориться в дальнейших разделах книги.

Считается, что, для того чтобы прочно запомнить какую-либо информацию, нужно как можно больше ее повторять. Это не совсем так. В специальных экспериментах было установлено, что сплошное повторение (непрерывное повторение до полного запоминания) давало значительно худший результат, чем повторение с определенными интервалами. Наиболее эффективными оказались перерывы в 10 минут (через каждый час работы) и перерыв в одни сутки.

Большой перерыв в одни сутки необходим для того, чтобы клетки мозга человека хорошо отдохнули и пополнили свой энергетический запас, при этом следы прежних впечатлений закрепляются ими.

Самый нерациональный метод запоминания — механическое повторение. К сожалению, многие школьники и студенты часто пользуются им как единственным средством. Они многократно перечитывают текст, ожидая, пока он сам собой запомнится. Если небольшой по объему материал и можно так заучить, то запоминание больших текстов требует активной и хорошо организованной работы. И здесь важно соблюдать определенные этапы.

На первом этапе надо изучить текст. Это означает, что в осваиваемом материале нужно выделить смысловые куски (желательно каждый из них обозначить каким-нибудь обобщающим его по смыслу словом). Затем между этими кусками нужно установить связи, обозначив последовательность переходов. Эту операцию можно проделать в уме, а еще лучше оформить ее на бумаге в виде краткого плана. Итогом такой работы должно быть выделение главных мыслей, которые надо запомнить в первую очередь. Второй этап — попытки активного воспроизведения (припоминания). Воспроизведение запоминаемого материала надо начинать задолго до того, как у вас возникнет уверенность, что вы полностью освоили материал.

И наконец, последний этап состоит из закрепления путем повторения. И поменьше механического заучивания. Ведь продуктивность смысловой памяти, как установлено, в 25 раз выше продуктивности механической.

Эффект запоминания, а следовательно, и хорошей памяти зависит от того, как настраивает себя человек.

В специальных экспериментах было установлено, что полнота знаний у многих школьников, студентов после экзаменов, контрольных была значительно ниже, чем накануне или в момент экзаменов, контрольных работ. Дело в том, что наскоро заученный материал с установкой «а мне бы только сдать» в памяти надолго не сохраняется. Нельзя никогда и ничего учить на короткий срок. Помните, что ненужных знаний не бывает..

Информация, воспринятая «на скорую руку», «непереваренная», выхваченная, бесполезна. Существует понятие кратковременной памяти — ее эффект длится всего несколько минут. Поэтому заглядывание в учебник на уроке (если перед этим материал не прорабатывался дома) — пустая трата времени.

Психологи выделяют специальные типы памяти. К ним относят образную память, которая может быть зрительной, слуховой, двигательной, обонятельной, осязательной и даже вкусовой. Людям, у которых развита более других зрительная память, для того чтобы запомнить, нужно увидеть. Для тех, кто обладает развитой слуховой памятью, нужно услышать, осязательной — почувствовать на ощупь (такая память высоко развита у слепых), обонятельной — понюхать, вкусовой — попробовать на вкус. Люди с развитой двигательной памятью хорошо запоминают различные движения. Им легко овладевать различными двигательными навыками — учиться работать с ручным инструментом, управлению автомобилем и т. д.

Образная память играет большую роль в профессиональной деятельности людей. Поварам, дегустаторам надо помнить множество вкусовых качеств пищевых продуктов; малярам и красильщикам — тонкое разнообразие оттенков различных цветов; танцорам — бесконечное разнообразие танцевальных движений; конструкторам — пространственное расположение и взаимодействие различных частей машин и механизмов и т. д.

Не следует думать, что образная память есть только врожденное свойство человеческой психики. Врожденными могут быть природные задатки, которые могут развиться лишь в результате упражнения. В этом отношении тот или иной вид профессиональной деятельности, требующий от человека определенных способностей, является хорошим учителем. А кроме того, специальные упражнения могут ускорить ее развитие. Taк, для тренировки зрительной (пространственной) памяти полезны упражнения на запоминание пространственного расположения различных предметов; для тренировки слуховой памяти— упражнения на запоминание различных звуков (голосов людей, тонов, музыкальных звуков, звуков различных предметов) и т. д.

Кроме образного типа памяти, существуют еще словесно-логический и эмоциональный. Первый выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. Этот тип памяти имеет исключительное значение в учебе. Читая учебник, мы по большей части запоминаем не слова текста, а мысли, идеи автора. Поэтому запоминание осмысленного материала связано с умственным развитием человека, с его мышлением. И здесь, кроме широты и глубины знаний, огромную роль играет словарный запас: чем он больше, тем легче запоминать и воспроизводить своими словами смысл запоминаемого.

Эмоциональный тип памяти заключается в запоминании и воспроизведении чувств. Мы можем покраснеть или побледнеть, нам может быть дурно или, наоборот, радостно и весело от одного только воспоминания события, при котором мы пережили сильное чувство. Такой тип памяти необходим работникам искусства.

Все перечисленные виды памяти не существуют изолированно друг от друга, а тесно связаны между собой. Тем же из вас, у которых обнаружилось превосходство какого-либо типа памяти, а жизненные обстоятельства требуют высокой степени совершенства других (так бывает), мы можем дать совет — тип памяти может быть развит путем упражнения.

Рассчитывать же на то, что кто-то изобретет особые пилюли, укрепляющие нашу память, или, погрузив нас в состояние сна или гипноза, начинит нас необходимой на всю жизнь информацией, едва ли возможно в обозримом будущем. Даже если такие средства и будут изобретены, они никогда не заменят нам нашу умственную активность. Хорошая память — это работа над собой.

Н. КРЫЛОВ,

старший научный сотрудник

НИИ общей и педагогической

психологии АПН СССР

Рисунок О, ВЕДЕРНИКОВА

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ «НАШЕЙ КОНСУЛЬТАЦИИ

(для самостоятельных занятий)

ЗАДАНИЕ 1

Для того чтобы выяснить индивидуальные особенности памяти, нужны специальные лабораторные эксперименты.

Но и несложные опыты, которые мы предлагаем, помогут определить некоторые особенности памяти.

«Метод бессмысленных слогов». Попросите своего товарища составить несколько списков (в каждом не менее 20 слогов) из слогов, состоящих из трех букв, — берутся две согласные и одна гласная буквы. Например: кам, тум, фиб и т. д. Слоги берутся бессмысленные специально для того, чтобы избежать влияния смысла слов на эффект заучивания.

Выучите эти слоги. При этом каждое повторение фиксируется — сколько раз потребуется прочитать вам этот материал, чтобы затем повторить на память. Так можно установить скорость зрительного запоминания.

Затем пусть ваш товарищ составит новые списки слогов и прочитает их вслух. Читать ему придется тоже определенное число раз.

Через несколько дней попробуйте воспроизвести слоги и из списков, которые вы заучивали читая, и из списков, которые учили под диктовку.

Число правильно воспроизведенных слогов обоих видов может быть одинаковым: это значит, что и зрительная память и слуховая у нас одинаковы.

Но, как правило, у одних преобладает память зрительная, у других слуховая.

После опыта можно сделать вывод, как рациональнее учить уроки: самому читать учебник или использовать магнитофон, если нет магнитофона, может, есть смысл скооперироваться с товарищем и по очереди читать вслух то, что требуется выучить.

Для изучения обонятельного типа памяти потребуются флаконы из-под одеколона, духов (они долго хранят запахи). Испытуемому дают понюхать последовательно все флаконы. Флаконы можно пронумеровать.

Затем через некоторое время тот, кто испытывает свою память, опять должен понюхать открытые флаконы (но в этом случае последовательность изменена). Цель опыта заключается в том, чтобы человек смог назвать номера предъявляемых флаконов.

Похожий опыт можно провести для того, чтобы определить, у кого из нескольких человек сильнее развита вкусовая память.

Берется 10 пробирок, в каждой из них раствор поваренной соли определенной концентрации (скажем, в каждой пробирке растворено последовательно от 1 до 10 граммов соли). Побеждает тот, кто узнает больше пробирок.

ЗАДАНИЕ 2

Обычно числа запоминаются с трудом. Это объясняется тем, что очень трудно представить себе образ, непохожий на образ других чисел. Часто бесполезен бывает и прием связи чисел с каким-нибудь известным вам событием. В этом случае существенную помощь может оказать метод создания простых ассоциаций. Все числа состоят из комбинаций цифровых знаков — 0, 1, 2, 3 и т. д. Если каждую из этих цифр прочно связать с какой-нибудь буквой, например, 0 — а, 1 — б и т. д., то числа могут быть превращены в слова, которые запомнить значительно легче. Таким способом можно запоминать даты, номера телефонов, различные цифровые данные и т. п. Например, дату 1440 год — год изобретения Иоганном Гутенбергом книгопечатания — можно запомнить как слово «бу-дуда» (гласная «у» используется здесь для разделения значимых букв), дату, когда русский литейщик Андрей Чохов отлил царь-пушку — 1586 год, — можно запомнить как слово «беиж», дату демонстрации А. С. Поповым первого радиоприемника — 1895 год — как слово «бике» и т. д. Попробуйте поупражняйтесь. Подумайте над своей системой мнемотехники.

Популярное Случайное Нас нашли
   

©2009  Адрес в интернете: http://unteh.ru