За пятьдесят восемь лет конструкторской деятельности Олега Константиновича Антонова их было несколько десятков — машин с лаконичной маркой «Ан» на борту. Машин самых разных: грузовых, пассажирских, специального назначения... Но все эти летательные аппараты, маленькие и огромные, летающие далеко и близко, роднит одна общая черта — неприхотливость.
Взять хотя бы скромную, любимую всеми авиаторами «Аннушку», самолет Ан-2. Он поставил своеобразный рекорд авиационного долголетия — вот уже три с лишним десятка лет бороздит этот воздушный труженик небо нашей страны. Разве можно, казалось бы, поставить этот полотняный биплан рядом с одним из самых огромных самолетов мира — 225-тонным «Антеем»? Что между ними общего? Но обратите внимание: оба эти самолета способны приземляться не только на бетонные дорожки, но и на грунтовые аэродромы. То есть, говоря другими словами, попросту в чистом поле.
Десантный планер А-7.
— Самолет должен работать! — любят повторять генеральный конструктор и его сотрудники. И созданные ими самолеты работают в самых тяжелых полевых условиях, рядом с геологами, полеводами, нефтеразведчиками, полярниками...
Есть еще два качества, которыми отличаются машины О. К. Антонова, — дешевизна и надежность. Любая, создаваемая в конструкторском бюро Антонова машина подвергается тщательной экономической оценке. Из всех возможных вариантов выбирается самый недорогостоящий. Именно поэтому долгое время на Анах ставились исключительно поршневые и турбовинтовые двигатели.
— Мир увлекался реактивными самолетами, — говорит генеральный конструктор, — а мы строили турбовинтовые Не из-за консерватизма. Наше конструкторское бюро работает главным образом над созданием транспортных самолетов.
В полете О. К. Антонов.
Они широко используются для освоения труднодоступных районов страны. Здесь особенно важен расход горючего. А у турбовинтовых машин он раза в полтора меньше, чем у реактивных. И дело не только в стоимости топлива. Его необходимо доставлять на временные отдаленные аэродромы в районах новых рудников, нефте- и газопромыслов.
Воздушный грузовик — самолет Ан-72.
Многоцелевой поршневой самолет Ан-14.
Дед (Ан-2) и внук (Ан-22).
Значит, целесообразно и, более того, исключительно важно максимально экономить горючее. До последнего времени турбовинтовые транспортные самолеты большой грузоподъемности позволяли как нельзя лучше выполнять эту задачу...
Что же касается надежности антоновских машин, на память приходит хотя бы такой случай.
...Шум приближающегося самолета резко оборвался. Наблюдатели с земли увидели застывшие трехлопастные винты: остановились оба двигателя! Но это была не авария, нет. Моторы были выключены согласно заранее заданной программе. Испытатели спокойно посадили планирующий самолет с неработающими двигателями.
Так проходил один из этапов испытаний нового легкого 15-местного пассажирского самолета Ан-28. Этот оборудованный новейшей навигвционной техникой самолет приходит на смену Ан-2.
А совсем недавно, в канун 75-летия О. К. Антонова, конструкторское бюро преподнесло своему генеральному конструктору хороший подарок: успешно завершены испытания Ан-72 — первого реактивного Ана.
Что это — нарушение традиций? Ничуть.
— Да, наше бюро взяло на вооружение реактивный двигатель, — говорит Олег Константинович. — Но не обычный, а созданный специально для самолета Ан-72...
Действительно, двухконтурные турбовентиляторные двигатели, которые разработаны в КБ В. А. Лотареза, как нельзя лучше отвечают всем требованиям, предъявляемым к Анам. Легкие, мощные, экономичные, они способны поднять машину даже с размокшего после дождя грунтового аэродрома.
О. К. Антонов во время исследований самолета Ан-24 в аэродинамической трубе.
В немалой степени этому способствует и расположение двигателей. Они установлены не под крылом, как обычно, а над ним. Столь неожиданное инженерное решение продиктовано вот какими соображениями. Высоко расположенные вентиляторы не будут засасывать в двигатели пыль, песок кусочки льда. Кроме того, мощный поток газов, вытекающий из сопла и несущийся с большой скоростью, проходя над крылом, создает зону разрежения, а значит, дополнительную подъемную силу.
Ан-72 — воздушный грузовик Он будет перевозить грузы в самые труднодоступные точки нашей страны. Как сложится трудовая биография нового самолета покажет будущее. По всей вероятности, «семьдесят второй» не подведет славного семейств Анов. Тому есть хорошая примета: авиаторы, уважительно и любовно относящиеся к каждой хорошей машине, уже придумали новому самолету ласковое прозвище. Из-за его необычных, похожих на большие уши двигателей Ан-72 зовут «Чебурашкой».
С. НИКОЛАЕВ, инженер