ЮНЫЙ ТЕХНИК

второе дыхание популярного журнала         

Юный техник

 
 

Главное меню

Популярное

 

 

 

 

 

 

Юный техник » Номер 5 1981 год » Твои первые модели

Номер 5 1981 год

Твои первые модели

Трудно придумать игрушку проще воздушного шарика. Еще труднее найти нехитрой резиновой оболочке какое-нибудь практическое применение...

С точки зрения физики, воздушный шарик — это аккумулятор энергии. Поэтому его можно поставить в один ряд с резиномотором, пружинным двигателем и маховиком. Энергия запасается за счет растяжения резиновой оболочки. Происходит это так. Когда мы надуваем шарик, его оболочка растягивается, силы упругости стремятся уравновесить давление воздуха. Правда, может наступить такой момент, когда механические напряжения в оболочке возрастают настолько, что они превысят предел прочности резины, и шарик лопнет. Вот почему нужно заранее определить, до каких предельных размеров следует надувать его.

Такой надутый шарик можно использовать в различных летающих моделях. Энергия сжатого воздуха, который выходит из шарика, создает реактивную силу. Равная ей сила противодействия толкает резиновую оболочку вперед. Из этого нетрудно сделать вывод: воздушный шарик — это простейший реактивный двигатель.

Превратите шарики в модель простейшей ракеты. Установите стабилизаторы. Сделайте их из бумажной ленты и привяжите на нитке, как показано на рисунке 1. Запуская по очереди круглый и продолговатый шарики, вы убедитесь, что продолговатый взлетает лучше. Понять причину несложно — удлиненный шарик испытывает меньшее сопротивление воздуха, ведь у него более обтекаемая форма.

Твои первые модели

Твои первые модели

Следующая модель (рис. 2) состоит из воздушного шарика и стабилизатора с парашютом.

Балку стабилизатора вырежьте из пенопласта. На ее конце сделайте прорезь — в нее вставьте два бумажных руля. Купол парашюта в виде креста вырежьте из полиэтиленовой пленки, стропы лучше сделать из ниток. Приклейте концы ниток к куполу парашюта липкой прозрачной лентой. Свободные концы свяжите в узел и прикрепите к балке стабилизатора. Пенопластовая балка пристыковывается к шарику сбоку и удерживается резинкой. Столь необычное расположение стабилизатора повышает устойчивость полета ракеты.

Перед запуском надуйте продолговатый шарик и, не завязывая его горловину, сдавите пальцами отверстие так, чтобы воздух не выходил из него. Затем прикрепите к боковой поверхности шарика с помощью резинки пенопластовую балку с оперением и парашютом. Парашют тщательно расправьте, а потом наденьте на головную часть шарика. После этого пальцы разожмите и запустите модель вверх. Она поднимется на несколько метров. Когда весь воздух из шарика выйдет, он начнет падать. Парашют раскроется, модель плавно опустится на землю.

В некоторых моделях ракет вместо парашюта используются роторы, похожие на вертолетный винт. Когда запас энергии в двигателе-шарике истощается, ротор освобождается, начинает вращаться, и корпус ракеты плавно опускается. На рисунке 3 показана модель ракеты, у которой вместо парашюта к балке стабилизатора с помощью нитки прикреплен ротор. Лопасти вырежьте из ватмана, а втулку — из пенопласта. Чтобы при спуске ротор вращался, лопасти следует отогнуть немного вверх. Перед запуском ротор вставьте под резинку, она прижмет пенопластовую балку стабилизатора к шарику.

Твои первые модели

На рисунке 4 вы видите модель ракетоплана. Она составляется из планера и воздушного шарика, выполняющего роль ракетного двигателя. Фюзеляж планера сделайте из пенопластовой пластины, а крыло из ватмана. Готовое крыло вставьте в прорезь на фюзеляже (см. рис.). К воздушному шарику фюзеляж пристыковывается при помощи резинки. Старт ракетоплана вертикальный.

Продолговатый воздушный шарик можно использовать в качестве двигателя к готовой модели планера, который вы можете купить в магазине. В этом случае у вас получится модель реактивного самолета, как показано на рисунке 5.

В модели, изображенной на рисунке 6, используется и обтекаемая форма продолговатого воздушного шарика, напоминающая аэродинамический профиль крыла самолета, и струя воздуха, создающая реактивную силу. Модель выполнена по схеме летательного аппарата с несущим корпусом. В большой авиации такие аппараты выполняют полеты на высоких скоростях и не имеют крыльев. Подъемная сила у модели создается при обтекании воздухом двух продолговатых шариков, соединенных между собой липкой прозрачной лентой. Третий шарик используется в качестве реактивного двигателя. Для модели понадобится еще стабилизатор. По опыту предыдущих моделей сделайте его из пенопласта и ватмана. Стабилизатор соединяется с несущими шариками с помощью резинки.

В. ГУБИН, инженер

Популярное Случайное Нас нашли
   

©2009  Адрес в интернете: http://unteh.ru