ЮНЫЙ ТЕХНИК

второе дыхание популярного журнала         

Юный техник

 
 

Главное меню

Популярное

 

 

 

 

 

 

Номер 5 1981 год » Экспертный совет отметил авторскими свидетельствам

И глиссер и аэромобиль

В конце прошлого года я был на выставке технических игрушек, изготовленных не профессионалами, а любителями. Больше всего мне понравилась модель вездехода. Ее сконструировал Роман Панченко из Душанбе. Не могли бы вы рассказать о том, как ее сделать? Думаю, что многие ребята захотели бы иметь у себя такой вездеход.

Иван Зырянов, г. Лобня

Почему-то до сих пор никто не построил аппарат, сочетающий достоинства аэромобиля и глиссера, хотя их роднит то, что оба передвигаются за счет тяги воздушного винта.

Роман Панченко, школьник из Душанбе, задумался над этой задачей и попробовал решить ее. Он даже сделал модель гибрида и прислал в редакцию.

Разберемся, как действует этот «аэроглиссер» или «глиссеромобиль». Роман название еще не придумал.

...Повернут выключатель, заработал микроэлектромоторчик. Воздушная струя, отбрасываемая винтом, толкает модель вперед, и она плывет по воде, словно глиссер. Но вот модель достигла берега, коснулась своими лыжами дна. Сопротивление движению резко возрастает. Кажется, винт вперед модель тянуть уже не сможет. Однако глиссер* легко выходит из воды и, почти не снижая скорости, продолжает двигаться по суше.

Что же помогает воздушному винту? Присмотримся к лыжам, на которые установлен корпус модели. Нижняя поверхность их ощетинилась ворсинками зубных щеток. И хитрость движения скрыта именно в них. Ворсинки гибкие, они могут пружинить.

И ГЛИССЕР И АЭРОМОБИЛЬ

Обратите теперь внимание, что на одной из лопастей винта установлена свинцовая заклепка. Она сместила центр тяжести винта, благодаря чему появилась центробежная сила. Она раскачивает корпус вправо-влево, вверх-вниз,

В одних случаях направления центробежной силы и силы тяжести модели совпадают, в других нет. Ворсинки то плотнее прижимаются к грунту, то распрямляются, словно пружинки, и слегка подбрасывают модель вверх. Трение уменьшается, и модель скачком перемещается вперед. За один оборот винта корпус подвинется всего на долю миллиметра. Но ведь скорость вращения микромоторчика более тысячи оборотов в минуту! Скорость передвижения модели зависит, как видим, от веса свинцовой заклепки и длины лопастей винта. Роман Панченко советует сделать несколько винтов, отличающихся длиной лопастей с заклепками разного веса, и выбрать лучший из них экспериментально.

В заключение несколько советов, как сделать модель.

Основа ее — глиссер, который можно купить в магазине, торгующем игрушками. На его корпусе 7 установлен микроэлектромоторчик 2, на валу которого посажен винт 1. На одной из его лопастей просверлено отверстие. В это отверстие и установлена свинцовая заклепка. Внутри корпуса глиссера помещаются плоская батарейка 3 и выключатель 4, Для удобства ручка выключателя выведена сквозь палубу в носовую часть корпуса. С помощью крючков 8 корпус глиссера соединен со скобами 11, которые опираются на две лыжи 9. В сечении каждая лыжа представляет собой букву П с широкой верхней полкой. Такая конструкция позволяет надежно закрепить три зубные щетки 10, у которых отрезаны ручки. Передние, загнутые концы лыж снабжены кронштейнами 5 и связаны между собой дугой безопасности 6.

Кронштейны, лыжи, скобы в своей модели Роман Панченко сделал из жести от консервных банок. Для дополнительной прочности лыжи и скобы имеют ребра. Крючки и дугу безопасности лучше всего изготовить из медной или стальной проволоки диаметром 1,5—2 мм. Дугу безопасности следует припаять к кронштейнам. Она устанавливается на модели не только в качестве амортизатора. Коснувшись какого-нибудь препятствия, она помогает модели изменять направление движения.

А. БОБОШКО Рисунок А. МАТРОСОВА

Популярное Случайное Нас нашли
   

©2009  Адрес в интернете: http://unteh.ru