Действительно, компас, да не совсем обычный — он сам будет передавать корабельной ЭВМ сведения о малейшем отклонении от курса.
Автор предложения — Илья Валеев из Уфы. «Управлять большим современным кораблем непросто, — написал он. — Капитану и штурману помогает ЭВМ. Однако электронная машина «понимает» только электрические сигналы; было бы гораздо удобнее, если бы эти сигналы поступали в нее непосредственно с приборов, без промежуточных операций. Как мне кажется, электрические сигналы можно без всяких операций передавать ЭВМ с такого необходимого кораблю прибора, как компас...»
На кончик стрелки компаса, как предлагает Илья, надо поместить источник радиоактивного излучения (разумеется, излучение не должно проникать за стенки прибора). На шкале компаса устанавливается счетчик радиоактивных частиц. Когда стрелка отклоняется от счетчика, число попадающих в него частиц уменьшается (величину этого изменения можно определить экспериментальным путем). Эту закономерность легко «усвоит» ЭВМ и, пользуясь ею, будет поправлять курс корабля. Поскольку на выходе счетчика каждая частица отмечается электрическим сигналом, они будут непосредственно поступать в электронно-вычислительную машину.
Предложение простое и оригинальное; экспертный совет отмечает его авторским свидетельством журнала. Однако оно нуждается в существенном дополнении, о котором сам автор не подумал. Дело в том, что с помощью одного только счетчика не определить, вправо или влево отклонилась стрелка. Может быть, установить два счетчика, отстоящих друг от друга, например, на 90 градусов, чтобы сумма их показаний безошибочно определяла отклонение от курса!