В фантастических романах и фильмах персонажи часто разъезжают на вездеходах совершенно невероятной проходимости. Хоть вода, хоть песок, хоть снег, хоть топь — все им нипочем! Интересно, возможны ли такие машины хотя бы в недалеком будущем7 Что думают об этом Изобретатели?
Саша Коноплев, г. Шевченко
Движители бывают разные: колесные, гусеничные, шнековые, на катках. Только нет пока универсального вездехода, который бы одинаково легко преодолевал реки, болота, мог ехать по песку и снегу.
Взгляните на рисунок. Это модель с комбинированным движителем. По гладкой дороге модель едет на колесах, как обычный автомобиль. Если же на пути встретится песок или снег, колеса вездехода не будут пробуксовывать, потому что в действие вступают дополнительные движители — шнеки. Расположены они вдоль бортов кузова. Шнеки упираются в рыхлый грунт вращающимися роторами со спиральными лопатками, создают дополнительный упор и подталкивают модель вперед. А если на пути вездехода встретится болото или водная преграда, и эти препятствия он легко преодолеет. Дело в том, что его корпус водонепроницаемый. Модель может плыть. Вращающиеся шнеки проталкивают грязь или воду от носа к корме, а вездеход-амфибия, естественно, продвигается вперед. Познакомимся с деталями модели. Внутри корпуса установлен электрический моторчик с редуктором, питающийся от элемента 3336Л. За счет многоступенчатой передачи число оборотов понижается, но крутящий момент на колеса и шнеки увеличивается. Вращение с выходного вала редуктора передается на переднюю ось. Эта ось ведущая. Она пропущена сквозь водонепроницаемый корпус модели. На концы оси посажены колеса и короткие стальные пружины. Пружины изгибают ось под прямым углом и вращают шнеки. Для создания большего упора и защиты корпуса от грязи шнеки сверху прикрыты чехлами. Система рычагов регулируется положением шнеков относительно корпуса модели.
На рисунке мы умышленно не проставили размеры. Если модель вездехода-амфибии вам понравилась и вы захотите ее сделать, воспользуйтесь следующими советами. Модель экспериментальная. Это значит, что каждый может усовершенствовать ее конструкцию, отчего, возможно, придется изменить габариты вездехода. Поэтому, прежде чем приступать к изготовлению, подберите двигатель и редуктор (можно от старой и уже ненужной игрушки), купите батарейку. Подумайте над тем, как лучше разместить их, чтобы они занимали в 1 корпусе как можно меньше места. Размеры привода и подскажут вам габариты корпуса.
Корпус лучше всего вырезать из жести. Места стыковок кроI мок бортов необходимо пропаять
оловом. Определив, где будут передняя и задняя оси, просверлите отверстия. Чтобы через эти отверстия не просачивалась вода, изнутри корпуса припаяйте короткие трубки. В них разместите уплотнения из толстой льняной нити, пропитанной воском или парафином. Сквозь уплотнения про пустите оси, на концы которые посадите колеса. Передняя, ведущая ось должна быть немного длиннее задней. Короткие стальные пружины припаяйте к концам ведущей оси и осям шнеков. Все остальное нетрудно понять из рисунка.
А. БОБОШКО, инженер Рисунки А. СТАСЮКА