ЮНЫЙ ТЕХНИК

второе дыхание популярного журнала         

Юный техник

 
 

Главное меню

Популярное

 

 

 

 

 

 

Юный техник » Номер 3 1981 год » По воде и по суше

Номер 3 1981 год

По воде и по суше

В фантастических романах и фильмах персонажи часто разъ­езжают на вездеходах совершенно невероятной проходимости. Хоть вода, хоть песок, хоть снег, хоть топь — все им нипочем! Интерес­но, возможны ли такие машины хотя бы в недалеком будущем7 Что думают об этом Изобретатели?

 

Саша Коноплев, г. Шевченко

Движители бывают разные: ко­лесные, гусеничные, шнековые, на катках. Только нет пока уни­версального вездехода, который бы одинаково легко преодолевал реки, болота, мог ехать по песку и снегу.

Взгляните на рисунок. Это мо­дель с комбинированным движи­телем. По гладкой дороге модель едет на колесах, как обычный автомобиль. Если же на пути встретится песок или снег, коле­са вездехода не будут пробуксо­вывать, потому что в действие вступают дополнительные движи­тели — шнеки. Расположены они вдоль бортов кузова. Шнеки упи­раются в рыхлый грунт вращаю­щимися роторами со спиральны­ми лопатками, создают дополни­тельный упор и подталкивают мо­дель вперед. А если на пути вез­дехода встретится болото или водная преграда, и эти препят­ствия он легко преодолеет. Дело в том, что его корпус водонепро­ницаемый. Модель может плыть. Вращающиеся шнеки проталки­вают грязь или воду от носа к корме, а вездеход-амфибия, ес­тественно, продвигается вперед. Познакомимся с деталями модели. Внутри корпуса установлен элек­трический моторчик с редукто­ром, питающийся от элемента 3336Л. За счет многоступенчатой передачи число оборотов пони­жается, но крутящий момент на колеса и шнеки увеличивается. Вращение с выходного вала ре­дуктора передается на переднюю ось. Эта ось ведущая. Она про­пущена сквозь водонепроницае­мый корпус модели. На концы оси посажены колеса и короткие стальные пружины. Пружины из­гибают ось под прямым углом и вращают шнеки. Для создания большего упора и защиты кор­пуса от грязи шнеки сверху при­крыты чехлами. Система рычагов регулируется положением шнеков относительно корпуса модели.

На рисунке мы умышленно не проставили размеры. Если модель вездехода-амфибии вам по­нравилась и вы захотите ее сде­лать, воспользуйтесь следующими советами. Модель эксперимен­тальная. Это значит, что каждый может усовершенствовать ее кон­струкцию, отчего, возможно, при­дется изменить габариты везде­хода. Поэтому, прежде чем при­ступать к изготовлению, подбери­те двигатель и редуктор (можно от старой и уже ненужной иг­рушки), купите батарейку. Поду­майте над тем, как лучше разме­стить их, чтобы они занимали в 1 корпусе как можно меньше ме­ста. Размеры привода и подска­жут вам габариты корпуса.

Корпус лучше всего вырезать из жести. Места стыковок кроI мок бортов необходимо пропаять

оловом. Определив, где будут передняя и задняя оси, просвер­лите отверстия. Чтобы через эти отверстия не просачивалась вода, изнутри корпуса припаяйте ко­роткие трубки. В них разместите уплотнения из толстой льняной нити, пропитанной воском или па­рафином. Сквозь уплотнения про пустите оси, на концы которые посадите колеса. Передняя, ведущая ось должна быть немного длиннее задней. Короткие сталь­ные пружины припаяйте к концам ведущей оси и осям шнеков. Все остальное нетрудно понять из ри­сунка.

А. БОБОШКО, инженер Рисунки А. СТАСЮКА



Теги: корпус, шнек, модель

Популярное Случайное Нас нашли
   

©2009  Адрес в интернете: http://unteh.ru