Мчатся над просторами нашей Родины многомоторные гиганты. Дальние летят
пассажиры и грузы. Точно по расписанию, по строго установленным маршрутам
пересекают они всю страну.
Это на главных воздушных магистралях страны.
Но, как и на земле, в небе есть не только большие дороги. Есть в нем и
короткие воздушные тропинки. По ним летят и председатель колхоза в райцентр, и
спешащий в отдаленное село к больному врач, и инженер на строительство колхозной
электростанции.
Здесь нет огромных аэродромов с бетонированными взлетными дорожками, с
мастерскими, где можно отремонтировать самолет, и с ангарами, которые укроют его
от непогоды.
Здесь
для бесчисленных работ в народном хозяйстве непригоден гигант дальних трасс.
Здесь нужен особый самолет.
Ведь ему придется заниматься всем: людей перевезти, грузы перебросить, посевы
опылить, лес высеять, лесной пожар заметить. И все это надо делать, невзирая иа
плохую погоду, на время суток. Аэродромом такому самолетику должна служить и
маленькая полянка в непролазной чаще тайги, и заснеженное поле за околицей, и
гладь затерянного в горах озерца.
В конструкторском бюро, руководимом А. С. Яковлевым, был создан такой, как
говорят, многоцелевой самолет. Это ЯК-12, небольшая, красивой формы машина, при
постройке которой были использованы новейшие достижения авиационной техники.
Легкость и прочность — вот что свойственно конструкции ЯК-12.
Прямоугольное крыло самолета, как и фюзеляж, обтянуто полотном и опирается на
дюралевые подкосы. На задней кромке крыла укреплены элероны и щелевые щитки —
«воздушные тормоза» — для уменьшения посадочной скорости.
Мотор в 260 л. с. типа АИ-14Р, на валу которого укреплен металлический винт
переменного шага, прикрыт красивым обтекаемым капотом. Бензобаки самолета
вмещают до 180 л горючего, достаточного для полета на расстояние свыше 800 км.
Максимальная скорость самолета 200 км в час, потолок — 4 500 м. В просторной,
с большими окнами кабине, которая имеет обогрев и вентиляцию, удобно размещаются
4 человека. Вместо пассажиров ЯК-12 может поднять до 450 кг груза.
В распоряжении пилота машины — разнообразное современное оборудование,
позволяющее совершать полет при любой погоде, днем и ночью. Здесь и
автоматический радиокомпас, и гирополукомпас, и авиагоризонт, и
ультракоротковолновая радиостанция.
А если лед, этот коварный враг авиации, начнет затягивать стекла кабины, его
уничтожит специальный спиртовой снегоочиститель.
Никогда еще ни один легкий самолет подобного типа ие имел такого полного и
удобного для работы летчика комплекта пилотажно-навигациониого оборудования.
Маленький, юркий «воздушный автомобиль» весит меньше своего наземного
собрата: вес пустого ЯК-12 на 350 кг меньше веса пустой «Победы».
Скромный крылатый труженик ЯК-12 неутомимо работает во всех уголках нашей
необъятной страны.
Рис. Б. Дашкова