ЮНЫЙ ТЕХНИК

второе дыхание         

Юный техник

 
 

Главное меню

Популярное

 

 

 

 

 

 

 

 

Кочующий зерновой завод

Уборка урожая — самая горячая пора в земледелии.

Поэтому человек постоянно стремился ускорить уборку, применить машины, повышающие производительность труда. И все же до появления комбайна уборка урожая оставалась медленным и очень трудоемким делом.

Каждая из операций уборки — косовица, вязание снопов, скирдование, вывоз с поля, обмолот — требовала своих машин: жатки и молотилки, сортировки и веялки, а то и просто телеги для перевозки снопов и зерна.

Комбайн кочующий заводКомбайн объединил большинство операций уборки, заменил десятки машин, труд сотен людей, сократил время уборки. За счет чего же достигнут такой высокий результат?

Чтобы понять это, надо разобраться в работе комбайна, понять его устройство.

Об этом и рассказал недавно своим читателям чехословацкий журнал «Веда а техника младежи» в интересной статье о новом чехословацком комбайне ЖМ-330.

Комбайн называют часто степным кораблем. Это не совсем верно. Комбайн скорее кочующий завод, степной комбинат зерна с многочисленными цехами, где идет сложная и тонкая работа. Откройте цветную вкладку, где показан разрез нового комбайна. Мы отправимся с вами в путешествие по заводу зерна.
Вот мотор — сердце комбайна, его энергетический цех. Он приводит в действие все рабочие механизмы машины и движет ее. На ЖМ-330 установлен четырехцилиндровый четырехтактный двигатель мощностью в 60 л. с.

Вращение с коленчатого вала передается не с одной стороны, как, например, у автомобиля, а с двух. На один его конец насажен шкив для привода молотилки и режущего аппарата, а на другой для передачи вращения на ходовую часть.

Ведущие колеса комбайна — передние. В их ось встроена коробка передач с тремя передними и одной задней скоростью, имеющая специальное устройство — вариатор.

Вариатор — это непрерывная переменная передача, которая позволяет плавно изменять скорость комбайна; благодаря ему можно полностью использовать максимальную пропускную способность комбайна при неравномерной густоте хлебов.

Руль комбайна связан с задними колесами. Когда комбайн движется по полю, первое, что вы замечаете — это вращение странной решетчатой конструкции впереди машины. Словно кусок легкого заборчика превратился вдруг в пропеллер.

Это мотовило хедера — косилки комбайна. Мотовило прижимает стебли хлеба к платформе косилки, по краю которой укреплен пальцевый брус. Между пальцами бруса движется коса — гигантская «парикмахерская машинка» для стрижки хлеба.

Комбайн ЖМ-330

1 — мотовило; 2 — режущий аппарат; 3 — подающий шнек; 4 — платформа хедера; 5 — пальчиковый битер; 6 — цепной транспортер; 7 — гидравлическая система для поднятия хедера; 8 — приемный битер; 9 — молотильный барабан в корзине; Ю _ отбойный битер; 11 — вентилятор; 12 — грохот; 13 — скатная доска; 14 — червячный транспортер для зерна; 15 — скатная доска; 16 — червячный транспортер для колосков; 17 — скатная доска; 13 _ решето для просеивания колосков; 19 — вентилятор; 20 — труба для отвода половы; 21 — скребковый элеватор; 22 — соломотряс; 23 — выходное отверстие для половы; 24 — рукав для возврата половы в молотилку; 25 — бак для горючего.; 26 — решето; 27 — скатная доска над вторым решетом; 28 — волнистая жесть; 29 _ зерновой транспортер; 30 — вторая очистка; 31 — бункер ДЛя верна; 32 — распределяющий шнек; 33 — отвод теплого воздуха от мотора; 34 — мотор; 35 — место водителя.
 

Срезанный хлеб сдвигается червячным транспортером к центру комбайна. Отсюда пальчиковый битер — цилиндр, усаженный щупальцами-шпиьками подгребает хлеб к транспортеру, несущего его в молотилку.

Быстро идет комбайн по полю, над самой землей скользит платформа хедера: того и гляди врежутся зубья в землю. Чтобы этого не произошло, высота среза регулируется обычно при помощи штурвала, котором приподнимают или опускают хедер.

У нового комбайна высота среза регулируется автоматически. Специальные устройства — торпеды — копируют поверхность поля и непрерывно устанавливают платформу так, чтобы стерня всегда имела одинаковую высоту. Цилиндр со сжатым газом притормаживает платформу, когда она опускается.
Поднявшись по транспортеру, срезанный хлеб попадает в следующий «цех» обработки — в молотилку. Здесь, в решетчатой корзине с торчащими внутрь зубьями, быстро вращается молотильный барабан — массивный цилиндр, усаженный такими же зубьями.

Колос попадает между зубьями барабана и корзины, и из него выбивается зерно. Если хлеб густой, с налитым, плотным колосом, корзину можно сделать побольше: ее стекки подвижны и регулируются специальным рычагом.

Из «молотильного цеха» выходит ворох — смесь соломы, зерна и половы. Он сразу же оказывается на клавишном соломотрясе. Подпрыгивая на рейках-клавишах, солома продвигается к выходу из комбайна и, наконец, падает на поле.

Мелкие же обрезки соломы, полова, необмолоченные колоски и зерно проваливаются сквозь щели соломотряса на грохот — качающуюся доску с множеством щелей-жалюзи. Здесь полову и обрезки соломы подхватывает сквозняк от вентилятора, а зерно и остатки половы попадают на сдвоенные подпрыгивающие решета — первую очистку, также обдуваемую вентилятором. Остатки половы уносятся с потоком воздуха в отделитель, зерно же, опустившееся в самый низ комбайна, скребковый элеватор — нечто вроде эскалатора для зерна — поднимает на самый верх машины — ко второй очистке. Другой такой же элеватор отправляет необмолоченные колоски обратно в молотилку.

Вторая очистка — это такие же решета, как и первая, и точно так же их можно заменять другими в зависимости от скашиваемой культуры и величины зерна или от степени влажности хлеба.

На второй очистке зерно окончательно освобождается от половы и частичек соломы и грязи, которые теплый сквознячок воздуха от мотора уносит на соломотряс. Теплый воздух помогает быстрей просушить зерно перед загрузкой его в бункер.

Со второй очистки зерно опускается в зерновой бункер, откуда через специальный шнек и рукав выгружается на ходу в автомашины.

Так работает новый чехословацкий комбайн НШ-330. Результаты его испытаний превзошли все ожидания конструкторов: производительность оказалась в два раза выше расчетной, а плавность работы не нарушалась даже при самых плотных и высоких хлебах. До 51 ц зерна убирает этот комбайн за час, оставляя за собой полосу 15-сантиметровой щетинки-стерни шириной почти в три с половиной метра.

И. Холодова
   

 admin@unteh.ru
©2009-2010