Кочующий зерновой завод
Уборка урожая — самая горячая пора в земледелии.
Поэтому человек постоянно стремился ускорить уборку, применить машины,
повышающие производительность труда. И все же до появления комбайна уборка
урожая оставалась медленным и очень трудоемким делом.
Каждая из операций уборки — косовица, вязание снопов, скирдование, вывоз с
поля, обмолот — требовала своих машин: жатки и молотилки, сортировки и веялки, а
то и просто телеги для перевозки снопов и зерна.
Комбайн
объединил большинство операций уборки, заменил десятки машин, труд сотен людей,
сократил время уборки. За счет чего же достигнут такой высокий результат?
Чтобы понять это, надо разобраться в работе комбайна, понять его устройство.
Об этом и рассказал недавно своим читателям чехословацкий журнал «Веда а
техника младежи» в интересной статье о новом чехословацком комбайне ЖМ-330.
Комбайн называют часто степным кораблем. Это не совсем верно. Комбайн скорее
кочующий завод, степной комбинат зерна с многочисленными цехами, где идет
сложная и тонкая работа. Откройте цветную вкладку, где показан разрез нового
комбайна. Мы отправимся с вами в путешествие по заводу зерна.
Вот мотор — сердце комбайна, его энергетический цех. Он приводит в действие все
рабочие механизмы машины и движет ее. На ЖМ-330 установлен четырехцилиндровый
четырехтактный двигатель мощностью в 60 л. с.
Вращение с коленчатого вала передается не с одной стороны, как, например, у
автомобиля, а с двух. На один его конец насажен шкив для привода молотилки и
режущего аппарата, а на другой для передачи вращения на ходовую часть.
Ведущие колеса комбайна — передние. В их ось встроена коробка передач с тремя
передними и одной задней скоростью, имеющая специальное устройство — вариатор.
Вариатор — это непрерывная переменная передача, которая позволяет плавно
изменять скорость комбайна; благодаря ему можно полностью использовать
максимальную пропускную способность комбайна при неравномерной густоте хлебов.
Руль комбайна связан с задними колесами. Когда комбайн движется по полю,
первое, что вы замечаете — это вращение странной решетчатой конструкции впереди
машины. Словно кусок легкого заборчика превратился вдруг в пропеллер.
Это мотовило хедера — косилки комбайна. Мотовило прижимает стебли хлеба к
платформе косилки, по краю которой укреплен пальцевый брус. Между пальцами бруса
движется коса — гигантская «парикмахерская машинка» для стрижки хлеба.
1 — мотовило; 2 — режущий аппарат; 3 — подающий шнек; 4 — платформа хедера;
5 — пальчиковый битер; 6 — цепной транспортер; 7 — гидравлическая система
для поднятия хедера; 8 — приемный битер; 9 — молотильный барабан в корзине;
Ю _ отбойный битер; 11 — вентилятор; 12 — грохот; 13 — скатная доска; 14 —
червячный транспортер для зерна; 15 — скатная доска; 16 — червячный
транспортер для колосков; 17 — скатная доска; 13 _ решето для просеивания
колосков; 19 — вентилятор; 20 — труба для отвода половы; 21 — скребковый
элеватор; 22 — соломотряс; 23 — выходное отверстие для половы; 24 — рукав
для возврата половы в молотилку; 25 — бак для горючего.; 26 — решето; 27 —
скатная доска над вторым решетом; 28 — волнистая жесть; 29 _ зерновой
транспортер; 30 — вторая очистка; 31 — бункер ДЛя верна; 32 — распределяющий
шнек; 33 — отвод теплого воздуха от мотора; 34 — мотор; 35 — место водителя.
Срезанный хлеб сдвигается червячным транспортером к центру комбайна. Отсюда
пальчиковый битер — цилиндр, усаженный щупальцами-шпиьками подгребает хлеб к
транспортеру, несущего его в молотилку.
Быстро идет комбайн по полю, над самой землей скользит платформа хедера: того
и гляди врежутся зубья в землю. Чтобы этого не произошло, высота среза
регулируется обычно при помощи штурвала, котором приподнимают или опускают
хедер.
У нового комбайна высота среза регулируется автоматически. Специальные
устройства — торпеды — копируют поверхность поля и непрерывно устанавливают
платформу так, чтобы стерня всегда имела одинаковую высоту. Цилиндр со сжатым
газом притормаживает платформу, когда она опускается.
Поднявшись по транспортеру, срезанный хлеб попадает в следующий «цех» обработки
— в молотилку. Здесь, в решетчатой корзине с торчащими внутрь зубьями, быстро
вращается молотильный барабан — массивный цилиндр, усаженный такими же зубьями.
Колос попадает между зубьями барабана и корзины, и из него выбивается зерно.
Если хлеб густой, с налитым, плотным колосом, корзину можно сделать побольше: ее
стекки подвижны и регулируются специальным рычагом.
Из «молотильного цеха» выходит ворох — смесь соломы, зерна и половы. Он сразу
же оказывается на клавишном соломотрясе. Подпрыгивая на рейках-клавишах, солома
продвигается к выходу из комбайна и, наконец, падает на поле.
Мелкие же обрезки соломы, полова, необмолоченные колоски и зерно
проваливаются сквозь щели соломотряса на грохот — качающуюся доску с множеством
щелей-жалюзи. Здесь полову и обрезки соломы подхватывает сквозняк от
вентилятора, а зерно и остатки половы попадают на сдвоенные подпрыгивающие
решета — первую очистку, также обдуваемую вентилятором. Остатки половы уносятся
с потоком воздуха в отделитель, зерно же, опустившееся в самый низ комбайна,
скребковый элеватор — нечто вроде эскалатора для зерна — поднимает на самый верх
машины — ко второй очистке. Другой такой же элеватор отправляет необмолоченные
колоски обратно в молотилку.
Вторая очистка — это такие же решета, как и первая, и точно так же их можно
заменять другими в зависимости от скашиваемой культуры и величины зерна или от
степени влажности хлеба.
На второй очистке зерно окончательно освобождается от половы и частичек
соломы и грязи, которые теплый сквознячок воздуха от мотора уносит на
соломотряс. Теплый воздух помогает быстрей просушить зерно перед загрузкой его в
бункер.
Со второй очистки зерно опускается в зерновой бункер, откуда через
специальный шнек и рукав выгружается на ходу в автомашины.
Так работает новый чехословацкий комбайн НШ-330. Результаты его испытаний
превзошли все ожидания конструкторов: производительность оказалась в два раза
выше расчетной, а плавность работы не нарушалась даже при самых плотных и
высоких хлебах. До 51 ц зерна убирает этот комбайн за час, оставляя за собой
полосу 15-сантиметровой щетинки-стерни шириной почти в три с половиной метра.
И. Холодова
|