ЮНЫЙ ТЕХНИК

второе дыхание         

Юный техник

 
 

Главное меню

Популярное

 

 

 

 

 

 

 

 

Экскурсия в Московское метро

Е. Горин, И. Тараканов

ЗДРАВСТВУЙТЕ, дорогие читатели. Мы надеемся, что вы хорошо выспались и отдохнули: ведь сегодня у нас не обычная экскурсия — ночная. Мы отправимся на всю ночь в метро и посмотрим, что делается здесь в те часы, когда москвичи спят.

До закрытия метро осталось уже немного времени, поспешим войти в вестибюль.

Мы спустились под землю и сразу почувствовали облегчение: свежий воздух и легкий прохладный ветерок заставили позабыть о жаркой погоде, о раскаленном асфальте площадей и улиц, который даже не успевает как следует остыть за короткую летнюю ночь.

ПОГОДА ПО ЗАКАЗУ

На метрополитене свой, постоянный климат. В любое время года — в зимнюю стужу и летний зной — здесь всегда благоприятная температура и свежий воздух.

— Чем это достигается? — просим мы объяснить диспетчера сантехники.

— Работой мощных вентиляторов, с размахом крыльев до 2,5 метра. Даже заводские вентиляторы, не говоря уже о настольных, — это модели, игрушки в сравнении с нашими.

Режим работы вентиляторов метро строго рассчитан. Он изменяется с учетом времени года, наружной погоды, графика движения, прогрева подземного грунта. Например, в летнее жаркое время мощная вентиляция усиленно работает по ночам, когда на улице прохладно, и таким образом в стенках тоннеля создается запас ночной прохлады для жаркого дня.

СЧЕТ НА СЕКУНДЫ

Мы смотрим на часы. До начала ночных работ в тоннеле осталось совсем немного времени. Кстати о часах.
— Знаете ли вы, для чего на станциях установлены вот эти странные часы?

— Чтобы каждый пассажир знал, на сколько секунд он опоздал на ушедший поезд,— пошутил кто-то.

Да, поезда на метрополитене следуют с секундной точностью, но не для пассажиров эти часы, а для работников метро.
Каждый машинист знает, через сколько секунд он должен следовать за впереди идущим поездом. В часы «пик» такой интервал составляет 90 секунд. И часы, отмечающие это время, называются интервальными. Но если поезд опаздывает? Что же, все поезда будут держать установленный интервал и тоже будут опаздывать?

На этот случай у машиниста есть личное расписание только для его поезда, во сколько минут и секунд он должен отправиться с каждой станции. Выдерживать расписание ему помогают другие часы, с секундным отсчетом. На них через каждые пять секунд загорается по очереди красная лампочка (рис. вверху справа).

НОЧЬ В ТОННЕЛЕ

Время позднее. Торопятся уйти последние поезда, некоторые из них не останавливаются.

— На прибывающий поезд посадки не будет, — объявила дежурная по приему и отправлению поездов.

Мимо платформы, сверкая никелем и шелком занавесок, проследовал поезд. В одном из его вагонов, склонившись над бегущей бумажной лентой, стояли путейцы.

— Что за особый поезд с занавесками?

— Это служебный поезд. В его составе имеется вагон-путеизмеритель. Путейцы проверяют состояние рельсового пути. Все неровности и толчки приборы записывают на бумажную ленту, что позволяет установить «балльность» пути, которая считается нулевой, когда путь в отличном СОСТОЯНИИ.

На платформу среднего зала женщина в халате с усилием вытолкала синий ящик с закругленными углами. Вот она сняла с него черный шнур, размотала его и подошла к скамейке, на которой днем отдыхают пассажиры, ожидая поезда. Подняв сиденье, она подключила конец провода к спрятанной там штепсельной розетке.

Женщина вернулась к машине, нажала педаль, и теперь машина сама повела, даже потащила ее за собой. Там, где проходит эта машина, остается полоса чисто вымытого пола.

Сантехники тщательно следят за чистотой воздуха в подземных дворцах.

— Что это?

— Это поломоечная машина. Сами метрополитеновцы ее придумали, сами и сделали.

— Я теперь не уборщица, а машинист, — полушутя говорит женщина. — Облегчила машина нашу работу, умей только с ней обращаться да успевай за ней «гулять»...

Ушел последний поезд. Подняты наверх последние пассажиры.

У каждого входа в тоннель собрались группы людей.

— Что они здесь ждут?

— Приготовились к работе в тоннеле, но войти им туда не разрешают, пока третий рельс под напряжением: семьсот пятьдесят вольт — не шутка!
Между тем мы заметили, что в тоннеле ста по светлее — это включили дополнительное освещение. На платформу вышла дежурная. Зазвучала трель свистка.

— Что это означает?

— С третьего рельса снято напряжение, можно начинать работы в тоннеле.

МотовозНа часах половина второго ночи. В тоннель входят его заботливые хозяева: путейцы, сооруженцы, сантехники, кабельщики, связисты Они работают только ночью, а днем отдыхают. Их рабочая форма — комбинезон; их инструмент уложен в специальных ящиках в уступах тоннеля.

Время для работы, или, как говорят, «ночное окно», невелико — всего 3—3,5 часа, поэтому уже с 11 часов вечера все собираются в своих раздевалках и уголках, чтобы как следует подготовиться к работе.

ТОННЕЛЬНЫЕ БРИГАДЫ

Из тоннеля слышится шум приближающегося поезда.

Что такое? Ведь напряжение с третьего рельса уже снято! Это идет мотовоз, а ему ток не нужен. Сзади к мотовозу прицеплено несколько платформ с цементом, битумом, рельсами и другими материалами, которые необходимы ремонтным бригадам. Мотовоз прошел, мы опускаемся с платформы и входим в тоннель. Недалеко от станции трудится бригада путейцев. Рабочие подбивают шпалы, проверяют, а если надо, и перебирают стыковые узлы третьего рельса.

Вагон новой серии «Д» на 20% легче вагона старой конструкции. Вместо шестеренчатой передачи здесь применена карданная. Это позволило улучшить ходовые качества поезда.

Неподалеку работают "сооруженцы". Большими раздвижными ключами подтягивают они болты, крепящие тюбинги — чугунные сегменты тоннельных колец.

А вот и мотовоз, который мы видели на станции. На платформе, прицепленной к нему, установлен резервуар. По специфическому «асфальтовому» запаху догадываемся, что в резервуаре расплавленный битум. Зачем он нужен? А вот зачем Из водоносных слоев земли, расположенных вокруг, в тоннель стремятся проникнуть грунтовые воды. Они ищут малейшую лазейку в стыках тюбингов. Вот появляется течь. Если ее не ликвидировать в самом начале, может произойти крупная неприятность. Чтобы избежать этого, битум специальным насосом нагнетается по трубам за толщу тоннельной обделки. Застывая, он плотно закупоривает все щели.

Идем по тоннелю дальше. Навстречу нам движется путевой обходчик. Он то и дело постукивает по рельсам молотком на длинной ручке, осматривает крепления на стыках и между рельсами и шпалами. Затем мы встречаем двух девушек. Они катят по рельсам небольшую тележку с фонариком наверху. Эта тележка — передвижной рельсовый дефектоскоп.

Внутренний вид нового вагона серии «Д»

Внутренний вид нового вагона серии «Д»

Ультразвуковые колебания, которые вырабатывает специальный генератор, проникают в толщу стального рельса. Если рельс лопнул, если в нем имеется трещина, ультразвуки отразятся от поврежденного места, и чувствительный прибор немедленно даст сигнал.

ТОННЕЛЬ ПРИНИМАЕТ ДУШ

Мы все время идем по одному тоннелю. А что делается в соседнем? Посмотрим?

— Но до станции-то далеко, как же мы попадем туда? — спрашивают ребята.

— А нам не надо будет ни возвращаться назад, ни добираться до следующей станции. По всей трассе тоннели соединяются между собой специальными ходами, бот и воспользуемся одним из них.

— Сырость-то какая! Как после хорошего дождя. Смотрите, прямо-таки ручей течет. Откуда здесь так много воды? Может быть, проовалась из-за рубашки тоннеля?

—- Нет, конечно. Здесь только что прошел промывочный агрегат.

За поворотом мы догнапи эту машину. Подойти близко к ней не удалось: во все стороны летели брызги. Широкие струи воды били из многочисленных труб.
Вода сгоняет со стен тоннеля всю пыль и грязь.

— А куда же грязная вода девается? Ведь метро глубоко под землей расположено. Неужели есть куда стекать еще глубже?

— Попробуем проследить. Смотрите. Бетонный лоток посредине пути сделан с небольшим уклоном. Пройдем немного дальше. Вот сюда. Обратите внимание, что к этому месту вода стекает с двух сторон и уходит в поперечном направлении от тоннеля. За этой дверью насосная станция. Она работает автоматически. Когда уровень воды станет выше допустимого, включается насос, и вода откачивается на поверхность земли, в городской водосток.

СТАНЦИЯ ГОТОВА ПРИНЯТЬ ПАССАЖИРОВ

Мы проходим перегон и поднимаемся на платформу станции. Здесь вовсю кипит работа. Гудит мощный передвижной пылесос.

Длинная дюралевая трубка присоединена к резиновому шлангу пылесоса, и уборщица легко добирается до самых, казалось бы, недоступных мест. Этой машиной убирают пыль, осевшую на лепных деталях колонн, стен и потолка.

В центре зала — телескопическая вышка. На верхней площадке ее—электромонтер. Он проверяет осветительную арматуру, сменяет перегоревшие лампы в люстре под самым куполом.

В наклонном ходе над эскалатором на специальных подмостях работает маляр. Чтобы краска не пачкала эскалатор, рабочая площадка со всех сторон огорожена большими щитами из алюминиевых трубок с натянутым на них полотком. Подмости — изобретение рационализаторов метрополитена.

Мы снова спускаемся в тоннель, но не успели пройти и половины перегона, как вдруг погас свет и снова зажегся. Это первый сигнал: внимание, заканчивайте работу. Осталось 15 минут на уборку рабочего места. Как быстро прошло время! Мы спешим выйти из тоннеля. В 5 часов 20 минут дается второй сигнал и выключается дополнительное освещение.

С этого момента третий рельс считается под напряжением... В тоннелях уже никого не осталось. На станциях — чистота.

За чистотой в метро следят особенно тщательно.

Был такой случай. На одном из перегонов перестал вдруг переключаться светофор. Горит и горит один красный свет. Значит, стоп поезда! График нарушен, пассажиров задержали. В чем дело? В патефонной иголке! Оказывается, попала эта иголка в стык между рельсами, а стык был изолированным, то есть электрический ток через него не должен был проходить. Иголка соединила два изолированных участка, и произошло замыкание...

Ночь прошла. В 6 часов утра вновь распахнутся двери всех станций Московского метрополитена.


ПИКЕТООТМЕТЧИК

На некоторых станциях метро можно увидеть справа от рельсового пути окрашенную в белый цвет тонкую стойку. Как вы думаете; для чего она нужна?

 

 


 


ПУТЕШЕСТВИЕ

Трое друзей собрались в путь за 40 км. Первый мог идти со скоростью 1 км/час, второй проделывал 2 км/час, а третий, имея велосипед, мог ехать со скоростью 8 км/час.

В начале путешествия велосипедист подвез первого приятеля на определенное расстояние. Сойдя с велосипеда, тот пошел пешком, а велосипедист поехал в обратном направлении, встретил на дороге второго и довез его до цели их путешествия. Все трое прибыли туда в одно и то же время. Сколько, времени длилось их путешествие?

 

   

 admin@unteh.ru
©2009-2010