Радость созидания
Евгений Пермяк
ЖЕЛАНИЕ трудиться, созидать, строить, творить появляется очень рано.
Ребенок, едва стоящий на ногах, уже протягивает руки к кубикам, чтобы
строить что-то, мастерить одному ему понятные сооружения. Ведь этот карапуз
— человек, пусть еще крошечный, но человек! Поэтому-то и рождаются в его
головенке какие-то проекты, поэтому и тянутся его руки к кубикам. Вырастая,
мы не можем вспомнить этих далеких времен. В нашей памяти хранятся более
поздние годы, когда мы, играя в летчиков, запускали бумажные змеи, а потом
возились с моделью планера. Трудовые успехи взрослого человека имеют свои
корни в далеком детстве. Тот, кто, играя, собрал первый урожай в «огороде на
окне», позже легко справлялся со школьными грядками, а потом бывало
становился мастером высоких урожаев. Кто в пионерских походах строил шалаш
из ветвей и умел находить в этом настоящую радость созидания, тот
превращался в будущем в хорошего мастера. Чего только не делаем мы в
детстве! И самодельные голубятни,, и самокаты на шарикоподшипниках, и
запруды на ручье... Всего не перечислишь. Наш труд доставлял нам радость не
только сам по себе, но и своим результатом. Он не был бессмысленным. На
самокатах можно было кататься, в голубятнях жили настоящие голуби, на
огороде вырастали настоящие овощи.
И результат труда был дорог нашему сердцу именно потому, что он получал
разумное, деловое применение. Уже тогда, з детстве, мы испытывали первые
радости созидания, познавали счастье полезного труда.
Как-то на отдыхе я предложил моему маленькому пятилетнему приятелю Вовке
Орлову:
— Давай, Вовик, вырежем из лопуха рыбку или курочку!
Вовка поднял на меня свои синие огромные плутоватые глазищи и недоуменно
спросил:
— А для чиво?
— Как для чего? — вдруг осекся я. — Просто так.
Вовка не захотел вырезывать из лопуха рыбку или курочку просто так, не
«для чиво», Мальчику нужно было твердо знать цель предприятия, в которое его
вовлекают. Желая проверить это, я предложил ему нарочито нелепую затею. Я
предложил ему ловить марлевым сачком облака, отразившиеся в луже.
Вовка спросил:
— А зачем?
Сказав так, он не очень дружелюбно посмотрел на меня и ушел. Ушел, не
предполагая, как, впрочем, тогда не предполагал и я, что его «ДЛЯ ЧЕГО И
ЗАЧЕМ» впоследствии станут темой этой беседы.
Всякий, кто что-нибудь делает, должен знать, ДЛЯ ЧЕГО И ЗАЧЕМ он это
делает.
Я с грустью смотрю на мастерски сделанные инструменты, что украшают
кабинеты начальников. Есть в этом что-то очень обидное для человеческих рук,
создавших вещь, обреченную на безделие.
На выставках детского творчества порой можно видеть безделушки,
большинство из которых не имеет никакого практического применения и лишь
загромождает бесцельным висением стены пионерских комнат, домов культуры или
районных отделов народного образования.
Посмотришь на такие стены, увешанные «листиками ни к чему» и прочими
«висюльками», да и вспомнишь «мудрость» пятилетнего Вовы.
Вот молоток, склеенный из картона. Ручка его выкрашена под цвет дерева, а
самый молоток— под цвет металла. Сил затрачено уйма. А для чего он,
картонный молоток?
Могут сказать, что это работа с картоном и клеем, что так прививаются
трудовые навыки. Что ж, это не плохо — научиться работать с картоном. Но
зачем делать молоток, которым ничего нельзя прибить? Не лучше ли сделать
вещь полезную, разумную,— хоть коробку, в которую можно что-то положить?
Поэт Юрий Яковлев, когда узнал историю с картонным молотком, написал
такие стихи:
Тук. Тук. Тук.
Молоток — верный друг, Без него, как без рук. По гвоздю ударил точно, От
гвоздя осталась точка.
Тук. Тук. Тук.
Молоток железный — Инструмент полезный. Молоток бумажный — Инструмент
неважный.
Им железо гнуть нельзя
Ни за что.
И нельзя забить гвоздя
Ни за что.
А ударите разок
На глазок,
Полетит ваш молоток
В потолок.
Два подобных молотка На меня глядят с лотка.
Тот и этот — Самоделки,
Настоящий и подделка. Выбирай!
Я вспоминаю свои детские годы, свои первые трудовые
шаги. Они начались в дореволюционное время. Жил я на Урале. В нашем
училище преподавал Всеволод Евдокимович. Из ссыльных. В те годы многие
передовые люди высылались под негласный и гласный надзор полиции.
Всеволод Евдокимович предложил нам, 11—12-летним ребятам, создать
кооперативную переплетную мастерскую с вывеской. Уже интересно. Во-первых,
кооперативная! Во-вторых, с вывеской! Было найдено помещение, произведена
небольшая складчина. Мастерская работала два или три раза в неделю, в
каникулы — чаще. Работали по два часа. У каждого своя обязанность. Одни —
сшивальщики, другие— обрезчики, третьи заготовляли папки обложек и
производили оклейку. Был выборный заведующий, выборный кассир-приемщик
заказов. Раз в две недели происходила смена обязанностей. Заведующий
становился обрезчиком, обрезчик — кассиром-приемщиком. Впрочем, дело не в
том, как была организована эта мастерская. Эта организация была своего рода
трудовой игрой, задуманной Всеволодом Евдокимовичем. Главное заключалось в
том, что труд твоих рук был практически полезен, нужен другим, замечаем
окружающими. Твой труд жил на книжных полках, и ты иногда слышал:
«Великолепный переплет!»
Позвольте мне привести еще один пример из своей жизни. Среднее учебное
заведение, где я учился, было организовано усилиями передовых для своего
времени лиц, искавших практические пути политехнизации школы.
При училище было создано примерно семь мастерских: столярная, сапожная,
кузнечная, токарная по дереву, токарная по металлу, переплетная,
кровельно-жестяная. Одна из них была обязательной для каждого учащегося, С
двойкой по труду учащийся не переходил в следующий класс. Не нравится — не
учись. Такой был заведен порядок.
Мне посчастливилось получить навыки по нескольким ремеслам, в том числе и
по сапожному. Курс обучения начинался с «всыкания» щетинки в дратву. Этому
посвящалось урока три. Дело легкое, да не простое. Нужно было всыкать
щетинку так, что «зубами ее не вытащить». Курс обучения завершался
самостоятельно сшитыми сапогами. Сапоги оценивались по пятибалльной системе.
Я получил за свои сапоги четверку. Поторопился с каблуками.
Изготовленные вещи (столы и табуретки — в столярной, топоры — в
кузнечной, сапоги— в сапожной) продавались через училищную лавку. Мои сапоги
купил токарь Мезенцев. И я бегал на заводскую плотину, чтобы, прячась за
поленницей, посмотреть, как токарь Мезенцев идет с завода в моих сапогах.
Не
знаю, понятно вам или нет, отчего так радостно сжималось мое сердце, когда я
видел свои сапоги на его ногах, только, поверьте, я тогда испытывал огромное
счастье: ведь я впервые создал полезное, признанное, практически
примененное.
Мне хочется, чтобы вы поняли и почувствовали разницу между вещами,
произведенными ни для чего, и вещами, нашедшими практическое применение в
жизни. Обязательно ли для этого нужно сшить сапоги или сковать топор? Нет!
Разве самодельная коробочка из бересты, в которой можно держать на кухне
соль, или собственноручно сплетенная корзинка из лозы ивняка, с которой
можно ходить по грибы, не находятся в той же счастливой категории вещей,
имеющих практическое применение?
А что вы скажете относительно ветровой плотины юных техников села
Татаурова? Эта ветровая установка описана в № 2 журнала «Юный техник» Ее
мощность — 4 квт. Эта станция может зажечь 100 электрических лампочек по 40
ватт. Что вы скажете о такой «работе с металлом», которой занимались ученики
школы № 1 города Жуковского, сделавшие настоящие коньки? Или о работе юных
техников города Серпухова, оборудовавших своими силами целый радиоузел?
Вот что могут сделать те же руки, которыми иногда клеят картонный
молоток.
Сколько сот тысяч, а может быть, и миллионов домиков склеено из картона и
раскрашено акварельными красками! Против этого ничего не скажешь. Дети
постигают масштаб стройки, делают, так сказать, чертеж в трех измерениях.
Но знаете ли вы, что построить настоящую хижину в лесу может всякий, кто
этого пожелает, объединившись в строительное звено? Из жердей и бересты
можно сделать чум. Из камня или даже пластин дерна — настоящую избушку. А
кто мешает сделать избушку из тонких бревен? Разве уж так трудно научиться
рубить углы в охряпку или в лапу и тесать бревна?
Вот и сравните картонный домик с настоящей избушкой в лесу, где можно
провести летний день, укрыться от дождя и даже переночевать.
Но строительство всех этих хижин, чумов, лесных избушек— игра. Полезная,
разумная, увлекательная, но всего лишь игра. А вот участвовать в
строительстве настоящего дома, настоящей квартиры, возводимой силами вашей
семьи, это уже нечто захватывающее дух. А ведь этим уже занимаются юные
техники. Разве плохо стать в своей семье инициатором, а затем участником
строительства?
Вот теперь и останьтесь наедине со своими мыслями. Оцените задуманное,
сделанное и делаемое вами. Все ли из этого является разумным ответом на
вопросы маленького Вовы: «Для чего и зачем?» Не следует ли поискать
настоящего применения своим рукам и своей изобретательности? Не следует ли
покритиковать кое-что из своих работ?
Годы бегут быстро. Дни мелькают. Трудиться и отдыхать нужно разумно и
полезно. Ради этого я и начал разговор.