Проектируя любое инженерное сооружение, конструктор непременно задумается о его весе. Но нигде вес не имеет такого большого значения, как в космической технике.
Почти 90% веса ракеты составляет топливо. На двигатели и на устройства, управляющие их работой, отводится около 3%. Примерно столько же весит выводимый на орбиту груз — спутник или космический корабль. И лишь оставшиеся несколько процентов веса этой ракеты приходятся на ее конструкцию — корпус и внутренний каркас.
Чтобы вывести на орбиту автоматическую станцию, вес топлива в одноступенчатой ракете должен в 58 раз превышать ее собственный вес. Все равно, что вместить стакан воды в наперсток. Ни сейчас, ни в ближайшем будущем не создать конструкции с такой ^невероятной емкостью.
По мере сгорания топлива масса ракеты уменьшается. Освобождающаяся от его запасов часть конструкции становится ненужным грузом, затрудняя разгон. Значит, надо избавиться от нее. Такую возможность предусмотрел и научно обосновал еще К. Э. Циолковский. Он предложил идею многоступенчатой ракеты.
Если в одноступенчатой ракете, выводящей на околоземную орби-
Так распределяется вес ракеты и основных транспортных средств между их конструкцией, двигательной (силовой) установкой, запасами топлива и перевозимым грузом. Хорошо видно, что у ракеты большая часть веса приходится на топливо, вес же конструкции минимален.
Здесь изображены различные емкости в порядке возрастания их вместимости. Удельная вместимость одноступенчатой ракеты должна была бы в несколько раз превосходить удельную вместимость обыкновенного ведра. Это невозможно, если учесть особые требования, предъявляемые к прочности и жесткости ракетной конструкции.
или системы управления не изготовишь в миниатюрном варианте.
Увеличив в ракете число ступеней с двух до трех, конструкторы снизили запасы топлива, необходимые для запуска, например, автоматической станции вокруг Солнца, примерно в 4,5 раза. Четырехступенчатой ракете нужно уже в шесть раз меньше топлива, чем двухступенчатой. А вот последующие шаги в сторону большего числа ступеней не так впечатляющи.
В пятиступенчатой ракете топлива почти в семь раз меньше, чем в двухступенчатой. По сравнению с конструкцией из четырех ступеней выигрыш невелик — всего в 1,13 раза. При этом очередное дробление ракеты вызывает усложнения ее .конструкции, снижается надежность запусков. У нынешних ракет-носителей по три-четыре ступени, не больше. Это на сегодня оптимальный вариант.
Многое зависит и от того, как распределен вес всей конструкции между ступенями. Чем выше расположена ступень, тем дороже обходится ее вес. Это и понятно — ведь каждый килограмм верхней ступени требует нескольких килограммов топлива в нижних ступенях, дающих энергию для его подъема при взлете. Поэтому выгоднее «сгонять» вес ракеты с верхних ступеней в нижние.
Конструкцию космической ракеты можно разделить на две части: одна силовая, или несущая.
Кроме нее, в ракете есть большое количество крепежных деталей, кронштейнов и внутренних стоек для размещения приборов и аппаратуры и др.
Большая часть объема космической ракеты заполнена горючим и окислителем. Можно представить себе исполинские размеры резервуаров, в которых они содержатся! Инженеры решили превратить их в несущую конструкцию.
Каждый из нас без колебаний сядет на туго надутый футбольный мяч, не опасаясь раздавить его. Мячу можно уподобить топливный бак, если накачать в него сжатый газ. Теперь ему не страшна давящая сверху тяжесть. Так топливные баки, до этого лишь отягощавшие ракету своим весом, стали силовой, несущей конструкцией.
Создатели космической ракеты в любом случае предпочтут ту де
таль, которая может нести нагрузку, то есть стать подспорьем для прочнистов — людей, которые отвечают за прочность. Скажем, ракеты с подвесными баками, не воспринимающими вес верхних ступеней, считают сейчас уже устаревшими.
Распределение массы четырехступенчатой ракеты между ее ступенями: 1 — неправильное распределение; 2 — правильное распределение.
Ракетная ступень с несущими топливными баками: 1 — бак для топлива (жидкий водород); 2 — бак для окислителя (жидкий кислород); 3 — жидкостный реактивный двигатель.
В умелых руках конструктора даже форма становится мощным средством борьбы за вес. Возьмем, к примеру, те же самые топливные баки. Форму этих сосудов стремятся выбрать такой, чтобы при той же вместимости они весили как можно меньше. Известно, что наилегчайший сосуд при данном объеме — сфера. Кроме того, она лучше других сосудов выдерживает высокое внутреннее давление. Но трудно соединить друг с другом .круглые баллоны в многоступенчатой ракете. Ведь нужно укрепить один над другим бак с окислителем и бак с горючим. Специальные приспособления, жестко связывающие баки, «съедают» весь выигрыш в весе, полученный благодаря сферичности баков. Поэтому чаще в космических ракетах устанавливают цилиндрические топливные резервуары, хотя они примерно в 1,3 раза тяжелее шаровых. Зато цилиндры удачно вписываются в очертания ракеты, а боковые их поверхности становятся стенками корпуса.
А. ШИБАНОВ, кандидат физико-математических наук
Этапы, развития советских ракет-носителей: 1 — двухступенчатая ракета-носитель, выводившая на орбиты первый, второй и третий искусственные спутники; 2 — ракета-носитель, с помощью которой были запущены первые автоматические станции «Луна». Установленный на двухступенчатой ракете дополнительный блок с ЖРД (жидкостный реактивный двигатель) позволил ей достичь второй космической скорости; 3 — ракетно-космическая система «Восток» тоже имела дополнительный блок с ЖРД, что позволило увеличить выводимый на орбиту груз и осуществить первый полет человека в космос; 4 — в четырехступенчатой ракетно-космической системе «Молния», предназначенной для исследования ближайших к Земле планет, вместо дополнительного блока с ЖРД установлены третья и четвертая ступени. С помощью этой ракеты-носителя был осуществлен первый запуск межпланетной станции «Венера»; 5 — трехступенчатая ракетно-космическая система, в которой дополнительный блок с ЖРД заменен мощной третьей ступенью. Это позволило запустить на орбиту трехместный космический корабль, более тяжелый, чем космический корабль «Восток»; 6 — ракетно-космическая система «Союз», предназначенная для создания долговременных орбитальных станций и обеспечения сменности экипажей на нкх.