ЮНЫЙ ТЕХНИК

второе дыхание популярного журнала         

Юный техник

 
 

Главное меню

Популярное

 

 

 

 

 

 

Номер 4 1981 год » Техника пятилетки

Самосвал-богатырь

Когда человек впервые ви­дит автомобиль-самосвал БелАЗ-549 (машину с изображе­нием зубра на капоте), прежде всего, удивляется — какая громадина! Действительно, громади­на — одно колесо в рост чело­века, а высота всего автомобиля почти пять метров, то есть, по существу, два этажа жилого до­ма. В кузове умещается 75 т гру­за — больше, чем в вагоне товарного поезда, и при этом БелАЗ-549 может двигаться со скоростью 50 км/ч.

Но это удивление, как гово­рится, первого взгляда. Есть же в конструкции автомобиля много такого, чему удивятся и специа­листы. Что вы скажете об авто­мобиле, у которого нет коробки передач и карданного вала? А как же он тогда ездит, этот бо­гатырь, без кардана? Такого не бывает, ведь как-то надо передать крутящий момент от двига­теля на колеса. Оказывается, бы­вает, если вместо механической трансмиссии на автомобиле оборудована трансмиссия электри­ческая. Она состоит, во-первых, из тягового генератора постоян­ного тока мощностью 630 кВт, ко­торый приводится во вращение основным дизельным двигателем автомобиля. Ток, вырабатываемый этой «электростанцией», пере­дается по проводам на два тяго­вых электродвигателя, которые вращают через колесные редук­торы колеса. Называется каждый такой блок мотор-колесо.

Мы не случайно употребили слово «электростанция» — мощ­ности силового модуля автомо­биля (дизель и генератор) хватит, чтобы обеспечить электроэнер­гией небольшой поселок.

Электрическая трансмиссия оказалась для таких огромных машин самой выгодной — раз нет коробки передач, карданных ва­лов, значит, расход энергии на трение уменьшается. Электро­трансмиссия служит еще одну важную службу. С её помощью можно затормозить автомобиль, когда он идет «накатом», то есть едет под уклон с выключенным дизельным двигателем. При этом тяговые электродвигатели можно перевести в режим генераторов, и вырабатываемый ими ток будет передаваться на специальные тормозные резисторы, которые превращают электрическую энер­гию в тепло и рассеивают в воз­духе. Такое торможение назы­вается электродинамическим.

Чем богат БелАЗ-549, так это тормозами; кроме электродина­мического торможения, у него еще три тормозные системы: ра­бочая, стояночная и аварийная. И это понятно: представьте себе силу инерции груженого автомобиля-гиганта.

Тормоза у БелАЗа надежные, и поэтому тормозной путь у такой громадины при скорости 40 км/ч не превышает 25 м, а время сра­батывания тормозов не превы­шает 0,6 с, то есть все как у лю­бого легкового автомобиля, кото­рый по весу в сто раз легче БелАЗа.

Иначе и быть не может — са­мосвалу часто приходится рабо­тать, как принято говорить, в сложных горнотехнических ус­ловиях: в карьерах, подниматься в гору. Рабочая тормозная систе­ма представляет собой тормоза барабанного типа с гидроприво­дом. В гидросистеме тормозов есть гидроаккумуляторы, кото­рые за счет автоматического включения специального насоса поддерживают в системе посто­янное высокое рабочее давление, равное 80—120 кгс/см2, — это во много раз превышает давление в тормозной системе любого гру­зовика.

Тормоза передних и задних колес отделены, образуют, как принято говорить, два независи­мых контура. Если откажет один контур, сработает другой — остановит автомобиль.

А как непохож стояночный тормоз БелАЗа даже на «ручник» грузового автомобиля! Прямо на валах якорей мотор-колес по­ставлены барабанные тормоза — они надежно удержат груже­ный самосвал, даже если он остановится на подъеме или спуске.

Несмотря на большую массу автомобиля и его огромные га­бариты, ход у машины такой же плавный, как у легкового. Все это за счет независимой подвес­ки всех четырех колес (подвес­ка — то, что обычно называют рессорами). Вместо обычных рес­сор у БелАЗа четыре пневмогидравлических цилиндра. Независи­мая подвеска обеспечивает авто­мобилю высокую плавность хода по разбитой дороге и хорошую устойчивость при движении с большой скоростью.

Такая подвеска позволяет дви­гаться на малой скорости, как мы уже говорили, даже на трех колесах.

Цилиндр подвески представляет собой пневматический упругий элемент в комбинации с гидрав­лическим телескопическим амор­тизатором. Роль пружины играет сжатый газ — азот.

Управлять «зубром» (так иногда называют БелАЗ) при маневриро­вании благодаря гидросистеме руля не труднее, чем крутить баранку легковушки. А разгру­жается кузов гидроподъемником всего за 25 с.

В комфортабельной кабине ма­шины, которая легко послушна рулю, совсем не чувствуешь, что ведешь громадину, вес кото­рой равен, скажем, весу 100 «Волг».

 

Основные узлы и агрегаты автомобиля БелАЗ-549 (см. рис. на сле­дующем развороте): 1 — колодочный тормоз; 2 — радиатор; 3 — ка­бина водителя; 4 — пневмогидравлический элемент; 5 — двигатель; 6 — воздухоочиститель; 7 — ящик с тормозными резисторами; 8 — выхлопная труба (выхлопные газы проходят специальные полости ку­зова, подогревая его); 9 — кузов; 10 — топливные баки; 11 — гидро­система руля; 12 — гидроподъемники кузова; 13 — рама автомобиля; 14 — вентиляторы охлаждения тяговых электродвигателей; 15 — мас­ляный бак; 16 — заднее колесо со встроенным тяговым электродвига­телем и редуктором (мотор-колесо); 17 — балансирный рычаг незави­симой подвески; 18 — тяговый генератор.

 

А. КАЗАРЕЗ, заместитель главного конструктора Белорусского автозавода


Теги: автомобиль, тормоз, такой

Популярное Случайное Нас нашли
   

©2009  Адрес в интернете: http://unteh.ru