Технология старинного способа украшения изделий оловянными ажурными пластинками довольно проста и не требует сложного оборудования. Вы можете декорировать ларцы, шкатулки, настенные панно из дерева и металла.
Олово теперь стало привычным металлом, но в XVI—XVII веках оно вывозилось в Россию из других стран и ценилось довольно высоко. Тонким слоем олова покрывали железные изделия, чтобы предохранить их от ржавчины. Из легкоплавкого серебристого металла отливали русские мастера посуду с рельефными украшениями. Поверхность изделий из мягкого, податливого олова легко обрабатывалась резцом. Поэтому отлитые изделия часто украшались гравированными орнаментами и надписями затейливой старославянской вязью. Много образцов оловянной посуды хранится в Историческом музее в Москве.
Из-за хрупкости олова ажурное литье из него применялось чаще всего в тех случаях, когда отливки крепились на основании из более прочного материала например на дереве. Отлитые в мастерских ажурные полоски и бляшки с низким узорным рельефом набивали мелкими гвоздями на стенки деревянных ларцов и рам для зеркал. Иногда для большей декоративности под ажурные оловянные пластины подкладывали ярко окрашенную слюду, а сам узор золотили. Так отделаны деревянные панели Благовещенского собора Московского Кремля.
При разработке эскиза, особенно для настенного панно, желательно использовать не только традиционные растительные мотивы, но и стилизованные изображения архитектурных сооружений, машин, зверей, птиц, рыб, насекомых. В эскизе нужно заранее учитывать технологические особенности ажурного литья, следить за тем, чтобы все элементы будущего рельефа, соприкасаясь, образовывали монолитную ажурную решетку. Если предполагаете украсить крупные изделия, рельеф на эскизе следует разделить на несколько частей и потом отливать каждую отдельно. Любой узор состоит из повторяющихся элементов, так называемых раппортов. Достаточно изготовить литейную форму для одного такого раппорта, чтобы потом в ней отлить последовательно весь узор. Из двух-трех раппортов можно составить более сложный узор. Литейная форма в этих случаях для каждого раппорта изготовляется отдельно. Эскиз нужно делать на тонкой бумаге, с которой будет просто перевести изображение на материал для формы.
Отливку производят в глиняной или гипсовой форме. Глину нужно хорошо отмутить, то есть удалить из нее посторонние примеси. Широко известен способ отмучивания глины в воде. Разведенной в воде глине дают отстояться — песок и щебенка опускаются на дно, а травинки и щепки поднимаются на поверхность. Осторожно слив воду, снимают верхний слой глины. Подсушенную глину пускают в дело.
Есть и другой, менее известный способ отмучивания. Куски глины высушивают на солнце или в помещении, а затем толкут в ступе. Растолченную в порошок глину просеивают через мелкое сито, в котором остаются посторонние примеси. По мере необходимости глиняный порошок растворяют в воде, получая массу любой вязкости.
Но, пожалуй, самый простой способ отмучивания глины был изобретен в Японии. Правда, применялся он только зимой. В ясную морозную погоду комки глины клали на солнце. Влага, находящаяся в глине, замерзала. Лед на солнце быстро испарялся, не переходя в воду, а глиняные комья постепенно осыпались, превращаясь в порошок. Порошок просеивали и, смешав с водой, получали лишенный примесей глиняный раствор.
Формы для небольших отливок можно изготовлять из жирной глины, для более крупных — из тощей, в которую добавлено небольшое количество мелкого речного песка. Чтобы глина была однородной, в течение нескольких минут тщательно разминайте ее руками.
1 — стеки и лощильники; 2 — эскиз ажурного узора бляшки; 3 — вырезание формы и лощение; 4 — заливка металла; 5 — крепление бляшки на деревянную основу.
Затем из хорошо промятой глины слепите прямоугольную плиту по размерам отливки, с небольшим припуском на поля. В зависимости от размеров толщина плиты будет колебаться от одного до двух сантиметров.
Если плита для формы выполняется из гипса, то ее нужно формовать с помощью деревянной рамки-опалубки, плотно прилегающей к ровной поверхности стола. Разведите гипс чистой водой до вязкости сметаны и заполните доверху рамку-опалубку. Резать литейную форму можно будет только после того, как гипс схватится, но не затвердеет. Во время работы затвердевший гипс время от времени слегка сбрызгивайте чистой водой из пульверизатора.
Резать литейную форму удобно специальными стеками, наконечники которых можно сделать из старой спиральной пружины. Пружину отпустите в муфельной печи или на огне и разрежьте ножницами на полосы шириной 2—3 мм. Заточив у каждой полоски одну из сторон, согните их, как показано на рисунке. Затем, закалив, вставьте в отверстия, заранее просверленные в деревянных рукоятках. Стеки нужно изготовить не только различной конфигурации, но и различных размеров. Чем больше разных стеков, тем удобнее работать.
Кроме стеков, потребуются скальпель и лощильники. Лощильники можно вырезать из плотной древесины твердых пород: самшита, груши, яблони, бука, клена или березы. Готовые лощильники нужно пропитать горячим льняным маслом или натуральной олифой. Когда масло или олифа высохнут, рабочие части лощильников, имеющие в основном шаровидную форму, нужно отшлифовать до блеска мелкозернистой наждачной бумагой. Лощильники будут более надежными, если их рабочую часть выточить из стали, латуни или алюминия на токарном станке.
Фрагмент деревянной рамы, отделанной оловом.
XVII век. Государственный Исторический музей, Москва.
Хорошие наконечники лощильников можно сделать из шариков от подшипников. Различной величины шарики приварите или припаяйте к металлическим стержням, которые затем насадите на деревянные рукоятки. Лощильниками уплотняют и выглаживают стенки формы до получения глянцевитого блеска.
Переводить рисунок на плиту и резать форму можно только при таком состоянии материала, когда глина, подсохнув, станет достаточно твердой, но не утратит способности легко резаться. Рисунок на гипсовую плиту перенесите способом припороха, а на глиняную — передавливанием. Чтобы переведенный рисунок был более четким, обведите его концом шила или иглы.
Литейная форма, вырезаемая на плите, представляет собой обратный рельеф. Каждому углублению в литейной форме будет соответствовать выступ рельефа на отливке.
Вырезая форму, следите за тем, чтобы срезы были четкими и чистыми. Качество резьбы во многом зависит от состояния формовочного материала. Слишком влажная глина прилипает к инструментам, а сухая, наоборот, крошится. Форму начинайте резать широкими стеками, а заканчивайте более узкими. Некоторые особо мелкие детали удобно вырезать кончиком скальпеля.
Закончив вырезать форму, смахните кистью попавшие в нее глиняные крошки и обработайте стенки лощильниками.
Готовую литейную форму можно заливать не только расплавленным оловом, но и сплавом олова со свинцом, оловянным припоем. Если нет муфельной печи и графитного тигля, металл довольно легко расплавить на газовой или электрической плите в жестяной банке. Чтобы не обжечь руки, прикрепите к банке толстой проволокой деревянную ручку. Для ручки больше подойдет древесина мягких пород дерева с низкой теплопроводностью — осины или липы.
Расплавленный металл должен заполнить все мельчайшие углубления формы. Чтобы металл быстро не ость вал и долго сохранял текучесть, необходимую для равномерного заполнения формы, плиту с формой нужно предварительно нагреть. Нагретую плиту положите строго горизонтально
на обитый жестью стол и осторожно влейте в форму расплавленный металл.
Помните: работать необходимо в рукавицах и защитных очках, в хорошо проветриваемом помещении.
Извлечь отлитый рельеф из литейной формы можно только когда металл совсем остынет, слегка поддев его кончиком скальпеля. Рельеф будет значительно легче отделяться от формы, если перед заливкой форму слегка присыпать тальком или графитовой пудрой. Графитовую пудру можно приготовить из стержня простого карандаша, измельчив его в ступке, а затем просеяв через мелкое сито.
Остывая, металл дает усадку, но она настолько незначительна, что практического значения при ажурном литье не имеет.
Если грани рельефа на отливках получатся не очень четкими, их можно подправить гравировальными резцами и заодно, если хотите, нанести гравированный рисунок.
Настенное панно. Керамика, олово, фольга.
Современная работа.
Когда будут отлиты все элементы узора, можно приступать к их монтажу на украшаемом изделии. Ажурные бляшки и полоски крепят на деревянной основе мелкими гвоздями. В нескольких точках каждой бляшки или полосы просверлите сквозные отверстия по диаметру гвоздиков, предусмотрев углубления под шляпки.
Под ажурное литье можно подложить яркую цветную бумагу или фольгу.
Старые мастера не маскировали шляпки гвоздей, но при желании вы можете это сделать. На каждую шляпку положите небольшой кусочек канифоли. Нагретым паяльником осторожно наплавьте олово на заглубленную шляпку. Когда олово остынет, зачистите мелкозернистой наждачной бумагой этот участок рельефа.
После того как все бляшки и полосы будут прибиты, их можно спаять в местах стыка. Узор будет казаться монолитным.
Если ажурные отливки вы предполагаете крепить на металлической основе, например на медном или стальном листе, то припаяйте их к основе в нескольких точках паяльником. Эффектно выглядит ажурный узор на стали, меди или латуни, предварительно декорированных патинированием. Если ажурное литье выполнено из чистого олова, патинировать металлический фон различными химикатами можно и после монтажа: олово не вступает в реакцию с патинирующими растворами, в то время как фон из стали или меди приобретает определенную окраску. Как патинировать металлы, мы рассказали в первом номере журнала за прошлый год.
Прикреплять ажурные отливки к металлу можно и более надежным способом. Наложите отливку
на лист стали или меди, предварительно покрытый слоем декоративной патины. Просверлите сквозные отверстия одновременно на отливке и металлическом листе. Затем вставьте в отверстия кусочки медной проволоки и припаяйте их концы к отливке, тщательно замаскировав место спайки. Выступающие концы проволок загните с обратной стороны листа и тоже припаяйте.
Оловянный рельеф имеет красивый серебристый блеск, благодаря которому он контрастно выделяется на темном фоне. Но при желании ему можно придать золотистый оттенок. В этих случаях поверхность оловянного рельефа покрывают одним-двумя слоями масляного лака. Второй слой наносят только после высыхания первого.
Ажурное литье хорошо сочетается с керамикой. Чтобы сделать настенное панно с керамической основой, нужно вылепить из глины плиту с «ковчегом» — углублением, соответствующим высоте рельефа. В местах крепления проткните плиту насквозь использованными спичками. Затем, не вынимая спичек, обожгите плиту в муфельной печи. При обжиге спички сгорят, а на их месте образуются сквозные отверстия. Крепить ажурное литье на керамической плите нужно медной проволокой так же, как и на металлическом листе. Под отдельные части рельефа можно подложить цветную фольгу или подкрасить фон масляными красками.
Г. ФЕДОТОВ
Рисунки автора