ЮНЫЙ ТЕХНИК

второе дыхание         

Юный техник

 
 

Главное меню

Популярное

 

 

 

 

 

 

 

 

На шароидах

Довелось как-то мне слышать в поезде одного весельчака. Всю дорогу он смешил пассажиров забавными историями.

— Еду я к себе в Сосновку... — начал очередной рассказ-небылицу молодой паренек. — Заснул в вагоне и проснулся под утро. Смотрю в окно. Поезд стоит. Вокруг пассажиры бегают. Руками машут. Что такое? Оказывается, машинист задремал и не заметил, как рельсы из-под колес убежали. Восемнадцать километров по дорожке среди чистого поля отмахали...

Шутник хотел придумать нечто необычайное, но, сам не ведая того, был недалек от правды. Изобретен, оказывается, поезд, который может бегать по любым дорогам.

Не так давно мы побывали в Бауманском доме пионеров Москвы, чтобы посмотреть, какие подарки приготовили юные техники к предстоящему Всемирному фестивалю молодежи. В просторной мастерской, уставленной верстаками и станками, нас встретил мужчина, уже немолодой, с широким добрым лицом.

— Знакомьтесь: изобретатель Николай Григорьевич Ярмольчук, — сказала нам сотрудница Дома пионеров. — По его проекту и под его руководством ребята смастерили действующую модель шароидного поезда — первый живой прообраз поезда, открывающего собой новую чудесную страницу техники будущего.

— Пусть расскажут вам мои помощники, — адресовал нас к ребятам Николай Григорьевич в ответ на просьбу познакомить с новой машиной.

— Вот Володя Барабанов может ввести вас в курс дела,— указал он на невысокого мальчика, с уверенностью бывалого специалиста красящего лонжероны ажурного каркаса пассажирского вагона, — или Юрий Добренякин — наш рационализатор.

Много интересного рассказали ребята о своем поезде. Есть у этого поезда и своя история. В 1932 году инженер Ярмольчук изобрел поезд, который должен был ездить на шарах вместо колес. Изобретатель назвал его шаропоездом. Для него нужна была специальная дорога — лоток. Строительство лотка, однако, было не дешевле строительства обычной железнодорожной колеи. От идеи пришлось отказаться. Для нового поезда лоток не требуется. Поезд может идти по любому шоссе и проселочной дороге.

Изобретатель использовал принцип однолинейного движения. Как в велосипеде. Каждый вагон устанавливается лишь на два колеса, но не на обычные, а широкие, бочкообразные (см. цветную вкладку). Вагон, который катится на бочках, или, как еще называют, шароидах, устойчив. Центр тяжести его расположен таким образом, что при наклоне он не выходит за пределы устойчивого равновесия. В то же время такой вагон легок на ходу — ведь бочка, как бы она ни наклонялась, касается дороги во время качения лишь узкой полоской своей поверхности. Обычную прямую цилиндрическую бочку катить по дороге труднее именно потому, что поверхность соприкосновения получается больше. По той же причине катить бочку по мягкому грунту тяжелее, чем по твердому.

На цветной вкладке художник показал устройство шароидомобильного поезда. В каждом шароиде есть электрический мотор. Провода от всех Моторов идут в кабину машиниста на головном вагоне. Из кабины машинист может управлять всеми моторами поезда. Электрический ток для моторов дает дизель-генератор, установленный также в головном вагоне. Шароидомобильный поезд может везти груза во много раз больше, чем автомобиль или автопоезд.

Наше внимание привлек вагон, стоящий на одном из верстаков. Он несколько отличался от остальных. У него не два ската, как у других, а шесть: два главных, ведущих, и четыре вспомогательных, называемых ложными. Николай Григорьевич попросил черноглазого паренька Вадима Кларштейна рассказать, как он строил этот вагон.

— Я же не один строил, — возразил Вадим. — В моей бригаде работали еще Виталий Усачев, Юра Дерзанов, Витя Боханов.

После такого вступления Вадим начал свое объяснение:

— Этот вагон может включаться в состав обычного шароидного поезда — ребята уже считают шароидный поезд обычным. Шароидный поезд может ходить по шоссе, по грунтовой дороге, по тропинке в поле. Но вот перед нами болотистая местность или сыпучие пески. Чтобы не застрять в трясине, нам надо увеличить опорную поверхность скатов. Делается это очень просто: мы опускаем ложные скаты, раскладываем впереди каждой тройки скатов прорезиненные ленты, наезжаем на них, как трактор на гусеницы, и соединяем все три ската — ведущий и два ложных. Таким образом, опорная поверхность у нас увеличивается в десятки раз, и тяжелый поезд сможет продолжать путь по болоту.

Семь вагонов различных типов смонтировали ребята из деталей металлического конструктора. На каждый вагон поставлено не менее пятисот винтов с гайками, контргайками и шайбами. Работа проделана большая.

— Это наш подарок к Всемирному фестивалю молодежи и студентов, — с гордостью заявляют кружковцы.

Ну, а главное — это то, что они уже видят свой поезд выросшим и работающим на вновь обживаемых просторах Сибири и Дальнего Востока, где пока еще мало не только железных дорог, но и шоссейных.

Будущие машинисты уже мысленно ведут шароидные поезда по степи, по глухой тайге, преодолевая все трудности, встречаемые на пути. Мечты о будущем применении шароидомобилей и изобразил художник С. Вецрумб на цветной вкладке.

— Нам дали задание перевезти на новое место целый поселок, — фантазируют они. — Мы грузим на платформы и в крытые вагоны разборные дома, машины, оборудование, материал. В. комфортабельных пятиместных купе пассажирских вагонов удобно расположились новоселы. Они играют в шахматы, обедают, спят. А мы ведем поезд сначала по шоссе, потом по проселочной дороге, потом идем широкой лесной просекой. Перед нами — болото, топь. Опускаем ложные скаты, монтируем шароидные гусеницы и отправляемся дальше.

— Ну, а если заедете в такое место, что дальше нельзя ехать?

— Ничего страшного, — отвечает бойко один из будущих машинистов. — Включаем заднюю скорость, оттягиваем поезд назад и едем другой дорогой. Ведь все скаты — ведущие. Задние вагоны легко вытянут передние.

— А если впереди канава?

— Положим два бревна и по этому пешеходному мостику перевезем своих пассажиров на другой берег.

Возможно, когда настоящие шароидомобильные поезда пойдут путешествовать по просторам нашей страны, среди водителей их будут и эти ребята, руками которых построена первая модель удивительного поезда.

А. Спирин
   

 admin@unteh.ru
©2009-2010