Здравствуй, милая картошка!
Лев Кассиль
Ах, картошка — объеденье-денье-денье,
Пионеров идеал!
Тот не ведал наслажденья-денья-денья.
Кто картошки не едал!
(Из старой и славной пионерской песни)
ОДНАКО начнем не с картошки, а с ананасов.
В
прошлом году мне довелось гостить в одном пионерском лагере неподалеку от
Москвы. Стояла пора, когда дни, заметно уже укоротившиеся, были еще полны
нежного тепла, но удлинившиеся ночи делались все свежее и лето уже
готовилось передать надвигающейся осени все свои сезонные дары. В Москве на
всех перекрестках продавали с лотков завезенные с юга арбузы и дыни. И,
признаться, я был несколько удивлен, когда после доброго лагерного обеда
всем выдали на блюдечках фестончатые кружочки заокеанского консервированного
ананаса.
Должен предупредить сразу: я сей экзотический фрукт весьма уважаю. Но,
казалось бы, в ту пору, когда кругом хоть завались арбузов и дынь, незачем
вскрывать консервы, которыми можно было бы пробавляться зимой или в те
летние месяцы, когда еще не снимается новый урожай в садах и на бахчах.
Оказалось, что арбузы для лагеря приобретены, но временно завезены в
соседнее село, так как грузовик в день доставки арбузов не мог пройти по
дороге, раскисшей от прошедшего тогда ливня. До села было километров пять,
не больше. И в лагере была лошадь. И подвода имелась. Но кучер, или, как
звали его в лагере, «завлош», то есть заведующий лошадью, уехал в Москву
рвать зуб. И вот без него в лагере, где жило более ста ребят, среди которых
были уже и такие, что тайком покуривали, спрятавшись за кусты, не нашлось
смельчаков, взявшихся бы запрячь старую смирную кобылу и съездить в
недалекое село. Ребята в лагере были городские и считали себя не обязанными
знать, как запрягается лошадь.
Не работало в этот день радио в лагере, потому что у электромонтера был
выходной день, а на входном щитке что-то произошло и прекратилась подача
тока во все дачи, в которых жили пионеры. Начальник же лагеря запретил даже
приближаться к щитку, объявив его смертоносным. А между прочим, ничего
катастрофического не стряслось, в чем я мог убедиться, когда, не слушая
заклинаний побледневшего начальника и причитаний ужасавшихся
девушек-вожатых, взял лесенку-стремянку, вывинтил перегоревшую пробку,
скрутил всем известным, хотя, кажется, и запретным способом из тоненького
провода временную замену, — и через две минуты очнулось и заговорило
лагерное радио. А я был чуть ли не сопричислен к лику героев.
Вечером мне предложили выступить у костра. Но тут выяснилось, что тот
самый «завлош», который отправился в Москву рвать зуб, запер сарай с дровами
и хворостом, которые были им заготовлены для лагерного костра, и нечаянно
увез ключ от замка. Дело чуть было вовсе не расстроилось, пока я ке высказал
кощунственной и явно шокирующей начальника мысли, что можно поискать
валежника поблизости, свалить мелкий сухостой, нарубить сухие ветки.
Чтобы показать гостю, что культурная работа в лагере на высоте, у костра
провели так называемую «литературную викторину», в которой ребята должны
были отвечать на вопросы вроде: «В каком военном звании был отец Жени,
подруги гайдаровского Тимура?», или: «Как назывались лодки рыбаков,
собравшихся отпраздновать день Первого мая в романе Катаева «Белеет парус
одинокий?» Одни ребята торопливо, как в классе, поднимали руки и называли
название лодок, другие хмурились, забыв эти не столь уж существенные детали
книг, которые они, конечно, искренне любили 'и читали с увлечением, не
считая, однако, нужным затвердить наизусть каждую мелочь. Чтобы доставить
мне удовольствие, в викторину были включены вопросы, касающиеся и моих книг.
И, сказать откровенно, я не испытал большой радости от этого, так как ребята
от смущения путались, да и сам я, признаться, не сразу мог бы ответить на
некоторые каверзные, до скуки дотошные вопросы викторины.
А так в лагере все было очень хорошо. Чисто, Дорожки желтели, посыпанные
песочком. Халаты в кухне сверкали белоснежной чистотой. Лес был тщательно
причесан. Везде— на аллеях, у входа на террасы дач, к деревьям — были
приколочены дощечки с надписями: «Соблюдайте чистоту», «Не сорить!» Всюду
были укреплены щиты, на которых очень красиво было начертано расписание
лагерного дня. Вообще во всем, на каждом шагу ощущалась неотступная, в оба
глаза доглядывающая, ни на секунду от себя ребят не отпускающая, за каждым
шагом присматривающая и какая-то беспокойная забота взрослых людей, не
замечающих, какими настырно-докучливыми стали они для ребят, покорно и вяло
всему тут подчинившихся.
Скука смотрела из окон аккуратных дачек. Скука, крадучись, неслышными
шагами бродила по аллеям. Скукой веяло от бесконечных дощечек с правилами
поведения, щитов с расписанием, очень не вяжущихся с представлением о
вольном лете, загородном просторе, свежем ветре и горячем солнце с открытого
неба.. Тоска и неловкость одолевали при виде мелких, ужасно комнатных
картонажей, которые послушно и безрадостно клеили ребята в час, назначенный
для технического лагерного творчества.
На верфи и в порту кипит работа.
Ребята не променяют палатки ни на какие дачи.
И мне до того захотелось растормошить этих скучающих дачников, так не
похожих на настоящих, веселых, жизнерадостных, не теряющих живой
самостоятельности обитателей пионерского лагеря. Растормошить, сунуть им в
руки доски, пилу, молоток, гвозди, чтобы стук пошел по лагерю, чтобы не
уступчивые домашние картонки, а неподатливое, твердое, занозистое дерево
соприкоснулось с их руками, жаждущими интересного, всамделишного дела. А
потом повести в лес и запалить костер, наломав сучьев, и испечь в золе
картошку в мундире, чтобы есть ее горячую, щепотью присоленную, перекидывая
с ладони на ладонь, немножко отдающую дымком... Эх, да что может быть лучше
этого и вкуснее! Какие ананасы могут сравниться с такой походной пионерской
картошкой, о которой и в песне пелось, что с ней даже дальняя дорожка
нипочем, нипочем!..
Ну, хорошо! Лагерь, куда я в тот раз попал, был, вероятно, как любят
говорить, не типичным. Охотно верю, что мне не повезло, что оказался я в
лагере, где докучливая опека нянек всех родов окончательно убила прелесть
ребячьего лагерного лета. Разумеется, бывал я и в других, куда более
отвечающих пионерским устремлениям летних лагерях. Однако, что греха таить,
иной раз и в хорошем лагере нет-нет да и проступали вдруг черточки какой-то
уж излишне оранжерейной, я бы даже сказал, санаторно-дачной обстановки,
которая так мертвит всякую ребячью мечту и изгоняет за ограду лагеря
пионерскую романтику.
Есть, разумеется, необходимость и в лагерях специально санаторного типа,
где могут нагулять нужные кило, укрепиться, поправиться за лето ребята
слабого здоровья. Но почему вполне здоровых мальчишек и девчонок, жаждущих
по-настоящему вкусить заманчивой прелести походной, лагерной, бивуачной
жизни на лоне природы, надо загонять на готовенькие дачи, завешивать кисеей
и чуть ли не ставить особых «махальных», чтобы отгонять комаров?
А главное — вместо того чтобы по-умному закаливать, оснащать простейшими
навыками походной жизни, вместо этого приучать жить на готовеньком, с
самодовольным и ленивым расчетом на заботу услужающих взрослых!..
Ведь только при деловом рабочем соприкосновении с окружающей природой
познается истинная ее красота. Прогуливающийся по своему участку дачник
никогда не постигает тех волнующих радостей, которые знакомы путнику, упрямо
преодолевающему трудную и дальнюю дорогу и затем наслаждающемуся сладостным
отдыхом на оборудованном своими руками становище.
На строительстве жилплощади.
И разве все это недосягаемо для тех, кто хочет создать для школьников
отдых и увлекательный и поучительный?
Побывайте хотя бы в лагере 31-й школы Фрунзенского района. Начальником
там учитель географии этой школы Борис Тимофеевич Киселев. Лагерь этот,
начиная с 1950 года, разбивают на берегу Пестовского водохранилища на канале
имени Москвы. Именно разбивают. То есть своими руками устраивают, оборудуют
нехитрое лагерное жилье. Школа арендует поляну у местного леспромхоза.
Никакой ограды здесь нет. Как говорится, просто пустое место. И вот на этом
пустом месте, на берегу прекрасного и обширного искусственного озера, ребята
сами ставят палатки. Вырастает настоящий туристский лагерь, вполне удобный
для жилья, но не изнеживающий, хранящий и в облике и в распорядке
повседневного своего быта характер временного лесного становища — поселенье
дружных, предприимчивых школьников, а не обыкновенный дачный поселок,
самозванно именующийся лагерем.
Взвивается на высоченной, 15-метровой, мачте алый флаг. Укрепляется щит с
эмблемой лагеря. На нем изображена палатка, указан номер школы, нарисованы
спасательный круг и компас.
Восемьдесят человек проводят здесь два летних месяца. Берут ребят,
начиная с шестого класса, но основной костяк составляют ученики
седьмых-десятых классов. И все эти восемьдесят человек чувствуют себя здесь
полноправными хозяевами, каждый из них отвечает за состояние лагеря и
стремится к его процветанию. Взрослых в лагере немного. Весь штат состоит из
начальника, заместителя и шеф-повара лагерной кухни — инструктора Софьи
Семеновны. А готовят пищу сами ребята, неся дежурства. Еще в марте старшие
ребята приезжают к леснику, живущему метрах в восьмистах от лагерной
площадки, и набивают льдом его погреб. А летом туда регулярно завозятся
продукты, которые ребята уже сами доставляют из ледника в лагерный камбуз. В
палатки лагеря проведено электрическое освещение. Ребята сами устраивают
маленькую электростанцию: летом сюда доставляют из города отремонтированный
ребятами за зиму небольшой моторчик Есть и свой маленький флот у лагерников.
Они своими силами ремонтируют на водохранилище старые лодки, списанные, или,
как принято говорить, актированные за негодностью на лодочной станции.
Сноровистые руки ребят выбирают из рухляди все, что может еще служить и
надежно плавать. А в результате лагерь обзаводится собственными шлюпками.
Все — свое. Все — для всех. И все — своими руками. Вот основной девиз
этого лагеря. Права и обязанности каждого обитателя записаны в лагерном
уставе, знать и выполнять который обязан всякий. Ребята работают в соседнем
колхозе, на птицеферме, зарабатывают трудодни. А деньги идут в общую кассу
лагеря.
Ребята расчищают просеки в лесу. Ведут борьбу с короедом. Леспромхоз
расплачивается за это дровами для лагеря. Туда же, в общую лагерную кассу,
идут и те деньги, что ребята получили зимой за собранную макулатуру,
бутылки, пузырьки. А на эти средства ребята приобретают хороший
радиоприемник, устраивают собственную метеостанцию, географическую площадку
с солнечными часами, гномоном и «земной осью», показывающей географическую
широту места.
Знаю, найдутся суровые товарищи, которые сразу покривятся и закрутят
носами, усмотрев во всем этом некий «коммерческий интерес», пагубный для
пионерской и комсомольской души. Ерунде какая! Деньги-то ведь идут на общее
дело, а не в карман ребят. Что ж тут плохого, если ребята, по доброй своей
воле выполняя посильную работу, снимают часть материальных забот с
родительских плеч и не обременяют организации, которые дают известные суммы
на создание и жизнь лагеря. Можно только одобрить этих самостоятельных,
инициативных, работящих ребят, отказавшихся от кому-то, может быть, и
нравящегося времяпрепровождения дачиков-барчуков. И ребята любят свой
лагерь, уважают заведенный в нем порядок. Недаром и те бывшие обитатели его,
что уже вышли из школьного возраста, продолжают частенько летом наведываться
на берег Пестовского водохранилища. Эти желанные и опытные туристы-гости
помогают ребятам и руководителям лагеря, рассказывают о славном прошлом
лагеря.
Строго соблюдаются в лагере у Пестовского водохранилища все правила,
записанные в уставе. После зарядки все сразу совершают «окунание» у берега.
Это заменяет так называемые водные процедуры. Купанье происходит под
наблюдением начальника лагеря, который, впрочем, не считает для себя
обязательным каждую минуту вмешиваться, окрикивать купающихся, мешать
ребятам. Но к концу пребывания в лагере там не остается ни одного не
умеющего плавать.
Свято берегут лагерники честь своего дружного туристского поселения.
Ночью они сами по очереди несут охрану лагеря, и это считается выполнением
почетного долга: ребят, провинившихся в чем-либо или нарушивших устав, не
допустят до ночного дежурства.
Ребята возвращаются из лагеря в город загорелыми, бодрыми, переполненными
самыми чудесными воспоминаниями, исходившими вдоль и поперек за десятки
километров всю округу во время интереснейших походов. И, бывает, матери не
надивятся:
— Что вы сделали с Митей? Он теперь решительно все ест, а ведь был такой
привереда!
Опыт 31-й школы уже переняли школы N9 50 и 35.
— Ведь каждая школа может устроить так, как мы, — говорит Борис
Тимофеевич Киселев. — Столько добра кругом валяется. И старого кирпича, и
снятого кровельного
железа. Все это можно собрать при помощи ребят, а в лагере устроить и
навесы, и погреб — что хотите. А как ребята горды, что все сделано их
руками! Это совершенно особое самочувствие.
Как сообщает «Комсомольская правда», энтузиастов пионерского движения не
устраивают тепличные детские дома отдыха, куда съезжаются из разных школ и
где наскоро сколачивается коллектив. Газета рассказывает, что в прошлое лето
под Москвой было 84 туристских лагеря, не похожих на санатории.
Будем же надеяться, что в новом летнем сезоне число таких лагерей по
крайней мере удесятерится. Ананасы под Москвой, как известно, не
произрастают. А завозная готовая консервированная сласть уж не так
обязательна для здорового и увлекательного летнего досуга ребят. Пусть же
все шире завоевывает свои права надежная пионерская и туристская, в рюкзаках
припасенная, на походном костре испеченная, овеянная желанным романтическим
дымком милая картошка... тошка... тошка!..