Чертеж, рисунок, развертка
Л. Эйдельс
Рис. Б. Красикоеа и А. Катновсного
Машина, корабль, станок, самолет, здание — любая вещь появляется сначала
на листе бумаги в виде чертежа.
Если бы, скажем, архитектор вздумал передать свой замысел строителям
устными объяснениями или письменно, ему пришлось бы в течение всего
строительства буквально не отходить от рабочих или же исписать немало книг,
разобраться в которых без автора было бы невозможно.
С незапамятных времен люди оценили огромное значение изображения в своей
трудовой деятельности. Первобытные люди чертили на стенах пещер сцены охоты,
пользовались для письменных сообщений языком условных рисунков.
С появлением письменности роль рисунка и чертежа вовсе не уменьшилась.
Рисунок и чертеж завоевали себе прочное и ничем не заменимое место во всех
областях человеческого труда и в первую очередь в промышленности, в технике.
Поэтому мы и говорим, что чертеж является языком техники. Предельно
лаконичным и ясным языком чертежа выражают свои технические замыслы инженер
и архитектор. Читая чертеж, рабочий осуществляет то, что изображено на нем.
Человеку, не знающему правил черчения, нечего делать ни на заводе, ни на
стройке. Он подобен слепоглухонемому.
Есть ли разница между чертежом и рисунком? Конечно, есть. Художник рисует
только то, что видит. Чертежник же обязан изобразить все то, что существует,
хотя бы оно и не было видно. Вот перед вами изображение несложной детали
(рис. 1). Справа наглядное изображение ее, рисунок, а слева три проекции,
выполненные по обычным правилам черчения: вид спереди, вид сверху и вид
сбоку. Если бы художник изображал модель так, как она поставлена на виде
спереди, он пропустил бы штриховую линию, изображающую нижнюю плоскость
выреза в выступающем шипе. Ведь эта плоскость спереди не видна. Но чертежник
обязан увидеть ее и показать. Это одна из важных условностей, применяемых в
черчении. Она облегчает чтение чертежа и изготовление по нему детали.
Условными штриховыми линиями изображаются очертания невидимого контура
предмета.
Три проекции почти всегда дают полное представление о форме изображенного
предмета. Иной раз достаточно и дву Х; Иногда обходятся даже и одной
проекцией.
В чем легче разобраться: в чертеже или в рисунке?
— Конечно, в рисунке! — скажут некоторые. — Там предмет виден сразу с
нескольких сторон. Над рисунком и думать г нечего, настолько он понятен.
— Так ли? — спросим мы.
Кажется, что рисунок 2, на котором изображены две модели, состоящие
каждая из двух половинок, вполне ясен. Посмотрите на этот рисунок несколько
секунд, затем отложите его в сторону и ответьте: можно ли сложить половинки
обеих моделей, вставив выступы в соответствующие вырезы, чтобы получить
прямоугольные плитки? Ну, как?
Многим чертежам, выполненным в прямоугольных проекциях, сопутствуют
изображения, называемые развертками (выкройками). Такие развертки особенно
часто встречаются в чертежах сосудов, труб, бункеров, баков, изготовляемых
из листового металла. Без них не может обойтись также и работник обувного
или швейного предприятия. Развертка — это изображение поверхности предмета,
по особым правилам совмещенное с плоскостью, развернутое на плоскость.
Нетрудно вычертить развертку простого тела, составленного из плоских граней.
Сравнительно несложно развернуть на плоскость цилиндр и конус, а вот
построить точную развертку поверхности шара на плоскости невозможно. Вот
почему, сличая контуры материков, изображенных на глобусе» с географической
картой полушарий, мы наблюдаем заметную разницу в их очертаниях. Это
следствие тех неизбежных искажений, которые возникают, когда географы
развертывают поверхность земного шара на плоскость карты. Однако чем меньше
изображенный участок земли и чем больше масштаб, примененный для его
изображения, тем незаметнее становятся эти искажения.
Иногда даже самую простую развертку сделать нелегко.
На рисунке 3 даны три варианта развертки игрального кубика. Сумма очков
на двух противоположных гранях всегда равняется семи.
Самый легкий вариант развертки — в виде буквы «Т». Тут все сразу видно.
Попробуйте расставить правильно очки на двух остальных вариантах
развертки кубика. При этом надо сохранить порядок расположения очков,
который принят на первой развертке. Сохранить нужно даже и наклон линий, по
которым расположены очки 2 и 3 (слева сверху вниз направо для трех очков при
положении, изображенном на рисунке кубика, и наоборот — для двух очков). Для
облегчения задачи заранее нанесены очки 1 и 6.