Экскурсбюро ЮТа
Книга ведет по заводу
Бывали вы на большом машиностроительном заводе? Ходили по просторным, светлым
цехам, где послушные человеку сложнейшие машины вершат свои сказочные дела?
Идешь по такому цеху за экскурсоводом, смотришь по сторонам, дивишься... Все
ново, все интересно, все сложно и непонятно — ну как тут за одну экскурсию сразу
разобраться во всем!
Книга «Рассказы о заводе», недавно вышедшая в Детгизе, зовет вас на
автомобильный завод. Пойдем за ее автором Д. Берковичем.
После знакомства с заводоуправлением, в котором сосредоточены все нити
управления этим огромным предприятием, мы попадаем в необычайно светлый зал. За
большими мольбертами стоят люди в белых халатах, похожие на художников. Это
начало начал всякого машиностроительного производства — конструкторский отдел:
здесь вычерчивают детали и узлы будущего автомобиля.
Но вот проект будущего автомобиля разработан. Завод приступает к производству
новой машины. Многочисленные металлические части и детали автомобиля делаются
тремя способами: отливкой — в литейном цехе, поковкой — в кузнечном и обработкой
— на металлорежущих станках в механических цехах.
У каждого цеха свое лицо, своя, только ему одному присущая главная черта. В
литейном — это непрерывное стремительное движение. Любой другой цех по сравнению
с ним кажется неподвижным из-за множества огромных, громоздких машин. Здесь тоже
в глубине цеха стоят неподвижные печи, плавящие чугун. Они неподвижны, но к ним
ползут тележки с грузами, к ним подкатываются порожние ковши, быстро наполняются
расплавленным металлом и куда-то исчезают. Всюду конвейеры. Некоторые выползают
из подвала, другие тянутся сверху вниз. По цеху перемещаются подъемные краны
разных размеров с грузами. По трубам мчится воздух. Все здесь куда-то несется...
Впрочем, это неудивительно. Цех выпускает свыше 100 тысяч тонн литья в год, а
вес перевозимых в цехе грузов — моделей, форм, отливок — превышает вес
выпускаемого литья в 250 раз. Как же тут не быть стремительному движению!
Литейное производство — один из самых древних видов обработки металла, и в то же
время нет лучшего способа получения сложных металлических изделий: он гораздо
дешевле и экономичней, чем обработка детали в кузнечном или в механическом цехе.
Читатель пройдет по всем отделениям литейного цеха. Побывает в «земледелие», где
готовится «земля» — смесь глины и песка, из которых приготовляют литейные формы,
в маленькой комнатушке — «лаборатории анализа формовочных материалов», в
отделении формовки...
В старом литейном цехе это отделение всегда было самым грязным и пыльным.
Рабочие стояли на земле на коленях и, как бы меся тесто, утрамбовывали формы.
Теперь они сидят в креслах у машин, над которыми проплывает конвейерная лента.
Между машинами стоят рольганги, по которым плавно и неторопливо катятся какие-то
предметы. В воздухе ни пылинки! Присмотримся к тому, что делается.
«К машине по рольгангу подкатывается опока. На столе машины лежит... модель
блока двигателя, вернее нижняя половина его, рабочий снимает опоку с рольганга,
ставит ее на модель, дергает рычаг — в бункере над столом раскрываются створки,
и опока наполняется землей. Поступает она в бункер с ленты, что движется вверху.
Поворот рычага — и опока запрыгала вместе со столом машины. Несколько ударов
стола, и операция (формовка) выполнена... Опока двинулась по рольгангу. Справа,
с другой машины, подкатилась другая опока — там заформована верхняя половина
блока. Вот на повороте рольганга обе опоки складываются — и форма готова.
Красивая работа! Нельзя не восхищаться ею!»
Чугун для отливок плавят в печах-вагранках. Они как будто те же, что и 200
лет назад. Те же, да не те! И работают печи по-новому, и чугун дают совсем
другой. А как это происходит и как литейщики пришли к этому, — узнаете, прочтя
книжку.
И еще одну интересную вещь узнаем мы в этом цехе. Литейный цех всегда
считался заготовительным. Чтобы завершить обработку детали, отливку обтачивали,
сверлили, фрезеровали в других цехах. Теперь научились получать в литейном цехе
совершенно готовые сложные детали. Делается это с помощью машины для литья под
давлением и машины для центробежного литья.
Дальше путь наш лежит в кузнечный цех. Что ж, кузнец — дело известное: стоит
богатырь-детина у наковальни, зажав в клещах огромный раскаленный кусок металла,
и3 изнемогая от жары, поворачивает поковку, а его помощник изо всех сил бьет по
ней молотком. Но вот перед нами тонкая, изящная деталь, немного даже
напоминающая тюльпан. Внутри длинного стебля — полость. Это выхлопной клапан
двигателя, и делают его кузнецы в современном кузнечном цехе. Кузнецы крупных
заводов теперь просто творят чудеса. Вот, например, с болтами. Никакой, даже
самый искусный, токарь не обработает в час больше 40 болтов, а кузнецы на
высадочном автомате дают 400 штук в минуту, да еще при этом экономят металл
(стружки ведь у них не бывает!), получая в 25 раз меньше отходов, чем пои
резании.
Большая глава «Искусство резать металлы» рассказывает о станках. Об их
истории, их типах, принципах их работы.
Как повысить производительность металлорежущего станка? «Даешь высокие
скорости резания!» — бросили клич новаторы производства. Им пришлось выдержать
большую борьбу и с некоторыми косными представителями металлургической науки, и
с самим металлом, с резцами, станками, стружкой. От сильного нагрева при высоких
скоростях разрушались твердосплавные резцы. Изменили их конструкцию. Тогда
закапризничали станки. Они ведь не были еще специальными высокоскоростными. А
когда добились на них больших скоростей, появился новый враг — вибрация.
Устранили вибпацию — взбунтовалась стружка.
«Молнией взвивалась она вверх и то окутывала станок, резец или деталь, сжимая
их, как удав в своих объятьях, то вонзалась огненным током в тело человека. В
минуту от заготовки отделялись сотни метров стружки и густой стальной паутиной
затягивали рабочее место...» Тут беде помог стружколом — стружкозавивательная
канавка.
В этой главе мы познакомимся еще со многими интересными вещами — делом рук
рабочих-новаторов, инженеров, ученых; с силовым резанием, которое в сочетании со
скоростным и дало современное высокопроизводительное советское резание металлов;
с автоматами и автоматической линией, с которой каждые 3 минуты сходит
сложнейшая готовая деталь, и работают над этими деталями не десятки, как прежде,
а всего один рабочий; с потоком; с тем, как заводу удалось, не потеряв ни
минуты, переключиться на выпуск новой машины. И, наконец, с замечательными
агрегатными станками, каждый из которых заменяет многие десятки и даже сотни
обычных универсальных станков.
Цехи, в которых мы побывали, = литейный, кузнечный, механический — ежедневно
выпускают сотни тысяч деталей. Но как из них создаются автомобили? Основной нерв
завода — главный сборочный конвейер. Пройдем вдоль него, пока автор рассказывает
нам историю возникновения конвейера. Светло, тепло, красиво. Ослепительная
чистота... Люди работают в белых перчатках, чтобы не запачкать ярко сияющий
кузов автомобиля. Сюда, на главный конвейер, из цехов, где делаются детали,
подаются уже собранные агрегаты: кузовы, радиаторы, передние и задние
подвески... С конвейера каждую минуту сходит готовый автомобиль. Понятно, какая
четкость и организованность в работе требуются от сборщика. Неудивительно, что
начальник цеха, принимая нового рабочего, постоянно проводит одно и то же
испытание.
«— Дайте мне, пожалуйста, карандаш, — говорит он поступающему.
Если тот сразу вытаскивает из кармана карандаш и подает начальнику, разговор
продолжается.
А бывает так. Начальник просит карандаш. Поступающий хлоп себя по одному
карману, другому, третьему. Нет карандаша и нет. А ведь помнит — утром клал в
карман. Еще раз полез в пиджак, потом в брюки, опять в пиджак и наконец,
радостно:
— Пожалуйста, товарищ начальник, нашел. А начальник сурово отвечает:
— Идите, вы мне не подходите.
И прав. Парень слишком неорганизован. «Собственный карандаш и то не знает,
где лежит. А как же у конвейера, на рабочем месте? Множество инструментов,
детали — все надо находить с закрытыми глазами. Все движения должны быть
точными, экономными. Ни одного лишнего шага. Шаг сборщика — это серьезная
величина».
За тем, чтобы ритм работы главного конвейера и завода в целом не нарушался,
следят диспетчеры. Без них ритмичная работа завода была бы немыслима.
Автомобиль готов, но экскурсия наша еще не кончена. Как пройти мимо работы
«снайперов точности» — контролеров, мимо замечательных инструментов, которыми
они пользуются? Точность в автомобилестроении должна быть до микронов. Недаром в
инструментальном цехе царит сказочная чистота.
Напоследок автор ведет нас еще в один цех. Это цех необычный: он не подчинен
никому из руководителей производства — ни главному инженеру, ни главному
металлургу, ни главному конструктору. Здесь хозяйство главного бухгалтера. И это
тоже цех, люди работают в нем на замечательных умных машинах.
Мы знакомы теперь со сложной деятельностью завода и понимаем, как важен в
таком производстве учет. Как же он организован? Как он стал таким совершенным?
Узнать это интересно. Заходим еще в ЦЗЛ — центральную заводскую лабораторию, где
с помощью всевозможных лучей и волн — видимых и невидимых, слышимых и неслышимых
— проверяются вновь сконструированные инструменты, приспособления, оборудование,
и наша экскурсия закончена. Перевернута последняя страница книги.
Непременно прочтите эту книгу. Вы узнаете много интересного. Но, -пожалуй,
главное ее достоинство в том, что, когда вы после ее прочтения пойдете со своим
-классом, отрядом или с комсомольской группой на машиностроительный завод, вы не
будете чувствовать себя там новичками.
М. Метаниева
|