Самолет сближающий континенты
Создатель ТУ-104 А.Н. Туполев на аэродроме.
Инженер П. Беляев
«РОССИЯ удивила западный мир своим самолетом ТУ-104, который является
более совершенным, чем все подобного типа самолеты, появившиеся за последние
годы в США и в Англии», — так писали зарубежные газеты после первого полета
ТУ-104 за границы нашей Родины.
ТУ-104 — результат напряженного труда большого коллектива, возглавляемого
известным авиаконструктором академиком Андреем Николаевичем Туполевым.
В 1936 году общая протяженность гражданских авиалиний в СССР
составляла почти 80 тыс. км. В конце 1956 года она стала почти что
равной расстоянию от Земли до Луны.
На полет пассажирского самолета от Москвы до Хабаровска в 1936 году
затрачивалось, как правило, не менее трех суток. Рекордный по тому
времени отмеченный правительством перелет И. П. Мазурука из Москвы
на Дальний Восток длился 45 часов.
Воздушный корабль ТУ-104 приземляется в Хабаровске через 11 часов 35
минут после вылета из Москвы (с посадками).
Гражданская авиация широко применяется в сельском и лесном хозяйстве
СССР. С самолетов разбрасывают удобрения, распыливают и
разбрызгивают яды, убивающие сельскохозяйственных вредителей и
возбудителей болезней растений, ведут химическую прополку зерновых.
В 1936 году в нашей стране авиация обработала 642 тыс. гектаров
сельскохозяйственных и лесных угодий. В 1956 году обработанная
площадь увеличилась до И млн. 55 тыс. гектаров, что почти равно
территории Бельгии, Швейцарии и Голландии, вместе взятых. |
Это машина дальних рейсов, гигант международных авиалиний. Со скоростью
900 км/час мчит этот «воздушный линкор» на расстояние до 5 тыс. км 55 тонн
своего полетного веса. Из Москвы до Лондона ТУ-104 долетает за 3,5 часа, а
до Владивостока — за 9 часов. Всюду, где побывал этот самолет, в Лондоне и
Праге, в Варшаве и Пекине, в Рангуне и Цюрихе, — он вызвал восхищение и
заслуженные похвалы советским конструкторам. Сейчас ТУ-104 обслуживает
регулярные дальние линии Аэрофлота.
Вы, конечно, не раз видели фотографии этого самолета. Что же представляет
собой ТУ-104?
ТУ-104 — это цельнометаллический моноплан со стреловидным крылом размахом
36,5 м и хорошо обтекаемым, красивых форм фюзеляжем длиною в 38 м. Два
осевых турбореактивных двигателя развивают тягу по 8 200 кг каждый, что, по
утверждению иностранной печати, больше любого двигателя, находящегося в
настоящее время в эксплуатации в США и в Англии.
50 или 70 (туристский вариант) пассажиров самолета размещаются в четырех
удобных салонах.
ТУ-104 — настоящая летающая гостиница. К услугам пассажиров здесь имеется
буфет с собственной кухней, откуда во время полета пассажиры получают
горячие и холодные завтраки и обеды. В задней части фюзеляжа находится
гардероб и два туалета. Пассажир каждого из салонов располагается в мягком
регулирующемся кресле, которое снабжено индивидуальным освещением и
вентиляцией.
В кабине и салонах поддерживается постоянно температура в 20°С, которая, по
желанию пассажиров, может регулироваться, так же как и влажность воздуха.
Кабины самолета сделаны герметичными: ведь полеты ТУ-104 обычно происходят
на высоте в 10 тыс. м, в разреженных слоях атмосферы. Хорошая
теплозвукоизоляция снижает шум реактивных двигателей.
Внутренняя отделка самолета очень комфортабельна: здесь имеются удобные
откидные столики, внутренний телефон, картины и даже колыбели для самых
маленьких пассажиров.
Самолет имеет радиолокационное оборудование, а также все необходимое для
слепой посадки. Поэтому его полеты не зависят от метеорологических условий.
Экипаж самолета состоит из 6 человек.
|