Сказка о топоре и его родне
Евг. Пермяк
Рис. Ю. Черепанова
Одному хорошему, но недостаточно сведущему в технике Художнику поручили
нарисовать для школы картину на тему: «Столярные инструменты».
Художник долго ломал голову, делая различные наброски, и, наконец, обратился к
Топору.
Это был старый, тупой, неизвестно откуда появившийся Топор. К тому же он страдал
забывчивостью, так как у него отшибли память, когда дробили им камень в щебень.
Известно, что всякое применение инструмента не по назначению дает плохие
результаты. Так и тут. Топор даже плохо слышал. И Художнику пришлось кричать,
разговаривая с ним. А так как дело происходило летом и окна мастерской были
открыты, то вскоре все узнали о творческих замыслах и муках живописца.
Не прошло и двух дней, как в мастерской стали появляться столярные инструменты.
Первым пришло Долото. И не в единственном числе. Оно пожаловало вместе со своими
сестрами, плоскими и полукруглыми Стамесками».
Представившись Художнику, Долото назвало себя старшим сыном Топора. Топор на это
даже не повел расколотым топорищем. И на вопрос Художника: «Правда ли, что это
ваши дети, уважаемый Топор?» — ответил отрицательно.
— В таком случае, — заявило Долото, — я могу дать вам
историческую справку.
— Пожалуйста, — согласился Художник. И Долото, откашлявшись, начало:
— Не углубляясь в тьму тысячелетий, я замечу лишь, что миллион или более лет
тому назад дед моего отца был сыном камня и палки. Это был Каменный Топор.
Спустя множество тысячелетий у Каменного Топора появился сын Бронзовый Топор. От
него-то и произошел мой отец—Стальной Топор.
Старый Топор напряг слух. А Долото продолжало:
— Когда появился из свет мой отец Стальной Топор, люди увидели, что он,
способный на многое, недостаточно удобен для долбления, потому что его лезвие,
как вы видите, очень широко, а топорище чрезмерно громоздко. А это создавало
трудности при долблении корыт, лодок, не говоря уже о мелких вещах. И люди
задумались с Топоре, меньшем по размеру
и наиболее удобном для долбления. Вскоре появилось я. Мое лезвие, как вы видите,
напоминает отцовское, но значительно уже. Топорище превратилось в ручку. И я
получило имя Долото, а назначение осталось то же — врубаться в дерево.
ДОЛОТО — стальной брусок, один конец которого заточен в виде
лезвия, а другой оттянут штырем для насаживания ручки. Служит для
выдалбливания глубоких гнезд и проушин прямоугольного сечения.
СТАМЕСКА — плоская или полукруглая стальная пластинка, один
конец которой заточен и служит лезвием а другой оттянут остроконечно, в
виде штыря для насаживаний ручки. Используется для выдалбливания
неглубоких гнезд и отверстий в древесине, а также для подрезания
закраин.
|
— Да, это именно было тан, — послышалось из угла,—Это мой сын, А это мои дочери,
— кивнул Топор на Стамески.
— Очень приятно! — воскликнул Художник. В его голове уже рождались замыслы
будущей картины, и он сделал набросок, как от Топора произошло Долото.
В это время снова раздался звонок в передней. На пороге появился Рубанок. Он
вкатился подобно автомобилю в мастерскую, стараясь не касаться своим острым,
режущим лезвием паркета, и обратился к Художнику:
Маэстро! Нам стало известно, что вместо большой заказананной вам картины вы хотите
создать галерею портретов столярных инструментов, начав с портрета моего папаши
Топора.
- Как! Он вам тоже папаша? — переспросил Художник.
— Это
каким же образом?
- Самым простым, — ответил Рубанок. — Если я его сын,
значит он мой отец.
Художник пожал плечами и протер глаза.
— Что между вами общего? Я не нахожу ни одной родственной черты.
— Это на первый, поверхностный взгляд, — возразил Рубанок, — Но если заглянуть в
меня глубже, то мое острое стальное железко окажется не чем иным, как Топором,
скованным особым образом. Да. В Академии художеств вам преподали историю
искусств, но не историю техники. А я, извините, помню себя с самого раннего
детства.
Художник придвинулся ближе и попросил Рубанок в кратких чертах рассказать его
биографию.
- Мой отец Стальной Топор не только рубил, но и отесывал дерево. Отесывал более
или менее гладко. Но это вскоре оказалось недостаточным. Потребности росли.
Нужны были очень гладкие доски и бруски. Тут-то и появился я. И если вы
внимательно вглядитесь, то я не что иное, как Топор, вставленный в колодку с
отверстием и закрепленный клином.
Прошу вас...
Тут Рубанок попросил карандаш и набросал свой автопортрет в разрезе. Покончив с
автопортретом, Рубанок попросил разрешения пригласить своих братьев.
РУБАНОК.
В его деревянной колодке для установки резца-железки выдолблена сквозная
в форме раструба выемка (леток). Задняя сторона летка на которую
опирается железка, прорезается обычно под углом 45—50° к подошве и
обеспечивает определенный угол резания рубанка. В нижней части леток
кончается прорезью в подошве шириной от d до 9 мм для выхода лезвия
железки. Боковые стороны летка — щеки — имеют заплечики для установки
клина, крепящего широкую, с прямым лезвием, одинарную железку или
двойную железку, имеющую тупой переставной язычок. Язычок
устанавливается спереди железки на винте и действует как стружколоматель
(рис» вверху). ГОРБАТИК имеет двойную рубаночную железку,
заключенную в деревянную" колодку, нижняя плоскость которой в продольном
направлении выпуклая или вогнутая. Используется для строгания кривых
поверхностей (рис, посредине).
ШЕРХЕБЕЛЬ — неширокий рубанок с узкой железкой, лезвие которой
заточено полукругом Применяется для грубого строгания.
ФУГАНОК представляет собой большой двойной рубанок с тяжелой
длинной колодкой. Применяется для окончательного простругивания больших
плоскостей и длинных кромок.
ШЛИФТИК имеет двойную железку, вынесенную несколько вперед в
колодке. Предназначен для удаления незначительных неровностей с
поверхности, проструганной рубанком (рис, внизу). |
— Шерхебель! — представился один из них. — Я тоже, как и он, предназначен для
остругивания. Но для чернового, предварительного остругивания.
— Фуганок!.. Имею честь!.. — отрекомендовался третий брат из семейства
строгающих столярных инструментов. Он был длинен и элегантен. Его ореховая ручка
была фигурной, а колодка хорошо отполированной. — Я, собственно говоря, своего
рода Рубанок, но, так сказать, предназначен для бой работы. Я устраняю все
погрешности, допущенные братом Рубанком... Я фугую с предельной точностью...
— А я, — пропищал маленький стружок, — шлифую до зеркального блеска. Отсюда и
мое имя Шлифтик.
Художник зарисовал и этого гостя.
Снова раздался звонок. Снова появились посетители. Они вошли, кружась целой
оравой. Это были Сверла, Перки, Буравы. Это была веселая семья сверлящих
инструментов.
— И вы дети Топора? — спросил Художник.
— Да, — ответили те.
— Это начинает быть забавным,— рассмеялся Художник. — Я вас слушаю.
Доказывайте свое родство.
В мастерской уже не хватало стульев, да и опасно было сажать на них
вращающиеся Сверла и Перки; живо пробуравят.
СВЕРЛО — режущий инструмент для сверления отверстий в металле,
дереве и других материалах.
ПЕРКА -- центровое сверло. В нижней части имеет форму лопатки с
центральным направляющим стержнем, боковым резцом и режущим лезвием,
снимающим стружку в виде . винтовой ленты. Предназначена для сверления с
помощью коловорота неглубоких отверстий в древесине.
БУРАВ служит для сверления цилиндрических глубоких отверстий.
Приводится во вращение воротком вручную. |
— Я полон внимания, — сказал Художник.
—-Извольте, — ответило от имени всех Сверло.—Если Долото признано вами сыном
Топора, то ведь я не что иное, ка-к Долото, заточенное особым образом и
приведенное во вращательное движение. То же можно сказать и о Перке и
о Бураве. Не так ли?
Художнику не пришлось спорить, и он признал их кровными детьми Топора. Тем
более, что к Топору возвращалась память. Такое обилие знакомых голосов разбудило
в нем приятные воспоминания.
У Художника уже созревал план большого художественного полотна.. Но в это
время вошли Пилы. Вошли и перебили мысли Художника.
— Здравствуй, папочка! — взвизгнула Поперечная Пила и приникла к стальной
щеке Топора.
— Тебя и не узнать, — сказал Топор.
За Поперечной Пилой к Топору подошли Ножовки, Продольные Пилы, и каждая
чмокала его в щеку.
— И это ваши дочери? — спросил у Топора Художник.
— Да, — ответил Топор,—это мои кровные дочери.
Тут все заметили, что у Топора окончательно восстановилась память и он
принялся отрубать предельно четкие фразы:
— Моим древним назначением было не только отесывать и колоть дерево, но и
перерубать его поперек. Это делалось при помощи моего острого носка. Но вскоре
было замечено, что нужно слишком много усилий, чтобы сделать широкий вруб в
дерево и перерубить его. Людям стало ясно, что при маленьком, очень тонком врубе
они перерубят дерево с меньшей затратой сил. Поэтому люди решили сотни моих
маленьких острых носков соединить в единый инструмент, который впоследствии был
назван Пилой.
Художник посмотрел на Пилу и главным образом на ее зубья. Каждое из этих
зубьев оказалось не чем иным, как уменьшенным подобием острого носка Топора.
— Таким образом, — заключил Топор, — каждый из зубьев Пилы, врубаясь в тело
дерева, вырубает из него мельчайшие щепочки, которые лучше всего назвать
опилками, и производит массовое врубание, или пиление. Теперь скажите, не
родными ли кровными дочерями я должен назвать их вне зависимости от того, какие
они — продольные, поперечные, ножовочные или круглые электрические?
Закончив
так, Топор произвел самое благоприятное впечатление на Художника. И в его голове
созрел окончательно план картины. Он назвал эту картину «Семейный ужин».
Представьте себе огромную столярную мастерскую. В центре ее составлены
верстаки, образующие длинный стол. В глубине, на почетном месте, сидит старый
Стальной Топор, насаженный на новое топорище. Он поблескивает отточенным
острием. На нем великолепный сюртук и галстук из щепок мореного дуба.
За спиной Топора на стене в кленовых рамках изображены его предки: Каменный
Топор и Бронзовый Топор.
По левую и правую сторону стола, заставленного яствами, сидят его дети —
Рубанки, Фуганки, Шерхебели в жабо из стружек. Долото и Стамески красуются в
выдолбленных ими из липы шляпах. Далее Сверла, Буравы и Перки в академических
балетных пачках, присыпанных опилками. И, наконец, семейство Пил, ручки которых
украшены браслетами и бантами.
И когда работа над картиной приближалась к концу, мастерскую заполнили
новейшие потомки Топора: Электрические Рубанки, Электрические Пилы и Сверлилки,
Строгальные и Долбежные Станки... Художнику пришлось прикупать двадцать метров
холста и надставлять картину.
Это было очень трудно, зато он нарисовал так, что всякий увидевший этот
«Семейный ужин» проникнется уважением к простейшим инструментам, так как в
каждом из них заключена своя особая сказка...
Поэтому, пожалуйста, не верьте людям, которые говорят, что вымерли сказки и
перестали существовать волшебники. Наоборот, они умножаются с каждым годом в
заводских цехах, в лабораториях академий, в кружках юных техников, превращающих
простое в волшебное.
|