ЮНЫЙ ТЕХНИК

второе дыхание популярного журнала         

Юный техник

 
 

Главное меню

Популярное

 

 

 

 

 

 

Номер 1-1981 год

Тобоган

Сани с одним широким полозом придумали индейцы Северной Америки, которые перевозили на них тяжелую кладь. На тобогане можно кататься со снежных горок, не боясь зарыться в глубоком и рыхлом снегу.

Широкий полоз, как видите на рисунке, состоит из плотно пригнанных одна к другой реек. Спереди они загнуты так, чтобы им никакой сугроб не мог служить помехой. Длина тобогана и его ширина должны соответствовать росту. Для школьников 4-х — 8-х классов длину можно принять равной 1800, а ширину 450 мм. На нашем же рисунке мы показали сани для старшеклассников.

Начинать работу советуем с подбора восьми ровных, без сучков и свилей реек. Лучший материал — сосна или ель. Рубанком рейки следует подогнать друг к другу так, чтобы между ними не было заметных на глаз щелей. Лишь после этого приступайте к самой ответственной и трудной операции — выгибу передних концов. Опустите на три дня концы реек в бочку с водой. Пока дерево размокает, сделайте простейший гибочный станок. Мы не будем останавливаться на конструкции такого станка, каждый может разработать его самостоятельно.

Три дня прошли. Дерево размокло. Концы реек вставьте в зажим станка и загните круче даже, чем передняя часть лыжи. Древесина хвойных пород сгибается хорошо, поэтому рейки, зажатые в станке, оставьте просыхать в таком состоянии дня на три-четыре.

Подготовленные таким образом высохшие рейки стяните в двух- трех местах шпагатом. Теперь их нужно скрепить поперечинами. Заготовьте семь планок из древесины твердых пород — бука, дуба или ясеня. В планке, которая устанавливается на передней части тобогана, должен быть фигурный вырез. У нее, как и у следующей, второй поперечной планки, все поверхности плоские. У остальных пяти планок нижние поверхности следует обработать по радиусу. Заметьте, чем планка ближе к задней части тобогана, тем радиус меньше.

Наложите готовые поперечины на рейки. Дрелью просверлите отверстия диаметром 5,1 мм так, чтобы винты связывали каждую поперечину со всеми рейками. Под головки винтов и гаек, соединяющих переднюю поперечину, подложите две длинные стальные полосы толщиной 1— 1,5 мм. Притяните рейки к поперечинам винтами М5 с круглыми головками. Не забудьте под головки винтов и гаек подложить шайбы — они предохранят дерево от растрескивания. Таким образом, вы изготовили широкий полоз.

На задней поперечине остается установить опорные доски и рули. Эти детали крепятся шурупами. Резиновые накладки прибейте мелкими гвоздями к опорным доскам.

Чтобы удобно было кататься, на передней и задней поперечинах следует установить скобы (способ их крепления показан на узлах 1 и 2). К скобам привяжите две капроновые веревки диаметром 6 мм. Длину веревок подберите по своему росту. Если веревки будут резать руки, наденьте на них ручки от скакалок.

Остается верхнюю поверхность широкого полоза, поперечины и опорные доски покрыть яркими нитрокрасками, а нижнюю поверхность полоза смазать лыжной мазью. Теперь смело можете отправляться на прогулку.

Кататься на тобогане несложно — равновесие удерживается благодаря веревкам. Начинайте осваивать снаряд на невысоких горках с прямолинейной трассой. Постепенно вы научитесь управлять санями, освоите повороты вправо или влево, смещая тело в ту или иную сторону. И только тогда переходите на более крутые склоны горок с более сложными трассами.

А. БОБОШКО

Рисунки А. МАТРОСОВА и А. МАШАТИНОЙ


Теги: рейка, поперечина, передний

Популярное Случайное Нас нашли
   

©2009  Адрес в интернете: http://unteh.ru