ЮНЫЙ ТЕХНИК

второе дыхание популярного журнала         

Юный техник

 
 

Главное меню

Популярное

 

 

 

 

 

 

Юный техник » Номер 1-1981 год » Красные кони МТЗ

Номер 1-1981 год

Красные кони МТЗ

Рассказывает слесарь-инструментальщик Минского тракторостроительного объединения имени В. И. Ленина, Герой Социалистического Труда, член ЦК КПСС Евгений Иванович КЛИМЧЕНКО.

Все верно на этих снимках, относящихся к поре коллективизации, первых пятилеток. Такое мальчишкой я видел наяву в 35-м году. Мне было десять лет, когда в моей родной деревне Лaговщине, в Витебской области, появился первый трактор. Вся округа дивилась и самому факту существования такого «чуда», и тому, что был привезен трактор не из заморских земель, а сделан на советском заводе в Харькове.

Как говорится, много воды утекло с тех пор, а в памяти жив тот весенний день в образе рокочущего трактора, который идет по кромке поля. А мы, деревенские мальчишки, опережая взрослых, босоногим десантом вокруг него.

Всегда вспоминается этот трактор, когда захожу в наш музей. Потому, видимо, что с каждой из стоящих здесь машин тоже связано что-то личное, такое, что навсегда отложилось в памяти и душе, что стало не только вещественной приметой времени, но и страничкой собственной судьбы, хотя между первым увиденным трактором и первым, который довелось строить, пролегло немало лет и было за эти годы много такого, что из памяти тоже не исчезнет.

В мае 1941 года я закончил Витебскую школу ФЗО. Группу выпускников, слесарей-инструментальщиков, направили работать на один из машиностроительных заводов Новосибирска. Едва освоились на новом месте, как началась война. Вместе со всем цехом и мы пошли в военкомат. Многих добровольцев направили в армию, а нас не берут — возрастом не вышли. Но мы все-таки добились своего. В октябре я стал солдатом. Попал в железнодорожные войска, чем поначалу весьма огорчился. Но хватило и на мою долю схваток с врагом и боевых наград. Мы доставляли на фронт боеприпасы и технику, обеспечивали движение поездов по рокадам (так называются на военном языке железные дороги вдоль фронта), в тяжкое время отступления защищали железнодорожные станции. Занимались и ремонтом техники, оружия, различных приборов, приспособлений.

Эта практика пригодилась и потом, когда я, демобилизовавшись, приехал в 49-м году на Минский тракторный.

Завод еще строился. На окраине белорусской столицы, сливаясь с большим городом, возрождавшимся из пепла и руин, поднимались новые корпуса, неподалеку вырастали кварталы жилых домов для тракторостроителей.

Трудностей в ту пору, конечно же, было немало. И одна из них — нехватка квалифицированных специалистов, токарей, слесарей, сверловщиков, шлифовщиков, кузнецов, одним словом, рабочих самых равных профессий.

Учились все: и недавние фронтовики, и партизаны, и юные парни и девушки, приехавшие на завод по комсомольским путевкам из многих городов и сел республики. На завод приезжали ветераны труда, кадровые рабочие предприятии Урала, Алтая. Они учили новичков своему мастерству, передавали свой опыт. Многие минчане ездили учиться в разные города страны. Я лично тем, что умею сейчас, во многом обязан рабочим Ленинградского завода имени С. М. Кирова, московских имени И. А. Лихачева и «Калибр».

Многие республики, области, города помогали становлению нашего завода. Липецкие и московские конструкторы разработали проект первого нашего трактора КД-35, многие тракторостроительные предприятия помогли освоить технологию производства.

Без всего этого невозможным было бы рождение нашей собственной модели.

Период, когда завод выпускал МТЗ-2 и его модификации и усовершенствованные варианты, теперь можно оценить как «время разбега» или, лучше, «время набора высоты». Отлаживались технологические цепочки предприятия, наращивали мощь цехи и участки.

Эти годы связаны с началом моего бригадирства.

Наша бригада слесарей-инструментальщиков небольшая. Но, как и у других коллективов, наш участок работы немаловажен и ответствен. Мы ремонтируем и производим наладку различных измерительных приборов высокой точности, универсальных и инструментальных микроскопов, которые обеспечивают работу десятков станков и механизмов во всех цехах предприятия.

В нынешнем своем составе бригада сформировалась, спаялась в те годы, когда с главного конвейера стали сходить нескончаемой колонной МТЗ-50. Нет, пожалуй, такого колхоза и совхоза, в которых бы не знали этот универсальный, удобный и простой в управлении трактор. За его создание и за достигнутые успехи в выполнении заданий семилетнего плана, внедрение новой техники завод в 1966 году получил орден Ленина. Многие работники награждены высокими правительственными наградами. Несколько человек, среди которых выпала высокая честь быть и мне, удостоены звания Героя Социалистического Труда.

Эту награду полностью отношу на счет своей бригады, цеха. Без моих товарищей — Александра и Николая Неборских, Анатолия Шарановича, Алексея Давыденко, всех членов нашей многотысячной семьи минских тракторостроителей — без нашего коллективного труда, нашей общности и единства в достижении целей, начертанных партией великого Ленина, немыслим был бы ничей личный успех, удовлетворение от своей работы.

Это я еще раз остро ощутил тогда, когда товарищи-коммунисты избрали меня делегатом XXV съезда КПСС. Участвуя в его заседаниях, а потом в работе Пленумов ЦК нашей партии, мне, рабочему человеку, приходилось участвовать в выработке и принятии важных решений, определяющих курс дальнейшего развития нашей социалистической державы. Всякий раз, высказывая свое мнение, мысленно советуешься с теми, с кем вместе придется выполнять задуманное...

Пятилетку мы завершили почти на полтора месяца раньше срока. Сверх плана выпущено более девяти тысяч первоклассных тракторов. Это достойный рабочий подарок XXVI съезду КПСС.

Переход на выпуск новых машин без остановки производства стал возможным благодаря научно-технической перевооруженности предприятия, продолжавшейся в десятой пятилетке. К примеру, в нашем цехе появились станки с числовым программным управлением, световой индикацией, другая сложнейшая техника.

Новшества затронули буквально все производства: литейное, куз- нечно-штамповочное, сварных работ, термической и механической обработки, точного стального литья и т. д.

Именно такая многогранность технического обновления предопределила счастливую судьбу «восьмидесятки», которой присвоен государственный Знак качества.

Каждый день сходят с конвейера нашего завода 340 тракторов — каждый пятый, выпускаемый отечественной промышленностью. Они идут на поля и плантации нашей страны, зтих сильных стальных коней покупают почти 80 государств всех континентов.

...Ну а те, кому удастся побывать в нашем тракторном музее, увидят МТЗ-100... 142... 240... Хотя они и находятся здесь, но по-настоящему музейными экспонатами им еще предстоит стать в будущем. Пока что зти машины проходят полевые испытания.

Записал В. МАЙОРОВ


Теги: наш, завод, трактор, год

Популярное Случайное Нас нашли
   

©2009  Адрес в интернете: http://unteh.ru