ЮНЫЙ ТЕХНИК

второе дыхание популярного журнала         

Юный техник

 
 

Главное меню

Популярное

 

 

 

 

 

 

Номер 3 1981 год » Работает воздух

Надувные рельсы

Перистальтика — термин ско­рее биологический, чем техни­ческий. В переводе с греческого он означает обхватывание, сжи­мание. Нелишне напомнить вам, что сокращение мышц верхней части пищевода вызывает оди­ночную перистальтическую вол­ну, которая проталкивает пищу вниз, к желудку. Такие же пери­стальтические волны продвигают перевариваемую пищу через все органы пищеварительного тракта. Но вот в последнем издании «Политехнического словаре» чи­таем: «...перистальтический на­сос — устройство для дозирова­ния различных жидкостей и га­зов. Работает на принципе вы­талкивания жидкости при по­стоянном расплющивании стенок эластичного шланга». Простейший пример перистальтического насо­са — тюбик с зубной пастой. Вы­давливаем пасту пальцами, и ос­тается алюминиевый тюбик, «эла­стичный шланг» сплющенным.

Но если можно выжимать та­ким способом из шлака жид­кость и газ, почему бы не попы­таться сделать наоборот: подать под давлением жидкость, а луч­ше сжатый воздух, в шланг и таким образом заставить пере­двигаться сжимающее устройство, роль которого вполне может выполнить ролик или колесо? А если к этому ролику или ко­лесу прицепить тележку, тогда это будет уже не насос, а транс­портер или локомотив с движите­лем перистальтического действия. Вот к такой интересной мысли пришел Александр Быков, школь­ник из Свердловска

Размышляя над своей идеей, Саша столкнулся с неожиданной трудностью. В самом деле, эла­стичный шланг, в который по­дается сжатый воздух, будет не только катить колесо транспорте­ра или локомотива, но и немно­го приподнимать его А раз так, то между сплющенными стен­ками шланга неминуемо обра­зуется щель и часть воздуха бу­дет уходить в нее, не совершив никакой полезной работы. И вполне очевидно, чем длиннее транспортный путь, тем под большим давлением нужно на­гнетать в него воздух.

Решение этой сложной техни­ческой задачи оказалось необы­чайно простым. Саша предлагает шланг прижимать к опорной пло­скости не одним роликом, а дву­мя. При этом плечи механизма, к которому они прикреплены, ра­ботают как коромысло рычажных весов. Когда шланг под давлением сжатого воздуха приподни­мает первый ролик, второй при­жимается силой веса всего ме­ханизма еще сильней.

Потери на трение еще одна техническая трудность, которую пришлось преодолеть Быкову. Суть ее в том, что давление воз­духа меняется по длине шланга На каком-то расстоянии от входа оно падает настолько, что уже не в силах сдвинуть ролики с места Тогда движитель перестает рабо­тать, то есть тянуть тележку с грузом. Обратите внимание, ка­кое остроумное решение приду­мал Саша. Он предложил транс­портную магистраль разбить на ряд равных отрезков и сжатый воздух подавать в начало каждо­го, в то время как противополож­ные концы их должны сообщаться с атмосферным воздухом.

Как же действует перистальти­ческий движитель Александра Быкова? Если мы подали сжатый воздух от компрессора в эластичные шланги, транспортное устройство сдвинется с места, потому что каждая пара роликов под действием бегущей по шлан­гам воздушной волны покатится вперед, словно по наклонной плоскости. И так с одного участка пути на другой.


Теги: шланг, воздух, ролик, который

Популярное Случайное Нас нашли
   

©2009  Адрес в интернете: http://unteh.ru