Перистальтика — термин скорее биологический, чем технический. В переводе с греческого он означает обхватывание, сжимание. Нелишне напомнить вам, что сокращение мышц верхней части пищевода вызывает одиночную перистальтическую волну, которая проталкивает пищу вниз, к желудку. Такие же перистальтические волны продвигают перевариваемую пищу через все органы пищеварительного тракта. Но вот в последнем издании «Политехнического словаре» читаем: «...перистальтический насос — устройство для дозирования различных жидкостей и газов. Работает на принципе выталкивания жидкости при постоянном расплющивании стенок эластичного шланга». Простейший пример перистальтического насоса — тюбик с зубной пастой. Выдавливаем пасту пальцами, и остается алюминиевый тюбик, «эластичный шланг» сплющенным.
Но если можно выжимать таким способом из шлака жидкость и газ, почему бы не попытаться сделать наоборот: подать под давлением жидкость, а лучше сжатый воздух, в шланг и таким образом заставить передвигаться сжимающее устройство, роль которого вполне может выполнить ролик или колесо? А если к этому ролику или колесу прицепить тележку, тогда это будет уже не насос, а транспортер или локомотив с движителем перистальтического действия. Вот к такой интересной мысли пришел Александр Быков, школьник из Свердловска
Размышляя над своей идеей, Саша столкнулся с неожиданной трудностью. В самом деле, эластичный шланг, в который подается сжатый воздух, будет не только катить колесо транспортера или локомотива, но и немного приподнимать его А раз так, то между сплющенными стенками шланга неминуемо образуется щель и часть воздуха будет уходить в нее, не совершив никакой полезной работы. И вполне очевидно, чем длиннее транспортный путь, тем под большим давлением нужно нагнетать в него воздух.
Решение этой сложной технической задачи оказалось необычайно простым. Саша предлагает шланг прижимать к опорной плоскости не одним роликом, а двумя. При этом плечи механизма, к которому они прикреплены, работают как коромысло рычажных весов. Когда шланг под давлением сжатого воздуха приподнимает первый ролик, второй прижимается силой веса всего механизма еще сильней.
Потери на трение еще одна техническая трудность, которую пришлось преодолеть Быкову. Суть ее в том, что давление воздуха меняется по длине шланга На каком-то расстоянии от входа оно падает настолько, что уже не в силах сдвинуть ролики с места Тогда движитель перестает работать, то есть тянуть тележку с грузом. Обратите внимание, какое остроумное решение придумал Саша. Он предложил транспортную магистраль разбить на ряд равных отрезков и сжатый воздух подавать в начало каждого, в то время как противоположные концы их должны сообщаться с атмосферным воздухом.
Как же действует перистальтический движитель Александра Быкова? Если мы подали сжатый воздух от компрессора в эластичные шланги, транспортное устройство сдвинется с места, потому что каждая пара роликов под действием бегущей по шлангам воздушной волны покатится вперед, словно по наклонной плоскости. И так с одного участка пути на другой.