Какое все-таки замечательное приветствие существует в русском языке! Встречаясь, мы всегда желаем друг другу здоровья, говорим: «Здравствуйте...» Здоров — это значит, что у тебя ничего не болит и ты можешь делать, что душе угодно. А вот если заболел — дело плохо, надо идти к врачу. Или, если случай совсем уж серьезный, вызывать врача на дом, а то и спешно набирать на телефонном диске 03: «Скорая помощь»? Помогите... Человек заболел...» И врачи приходят на помощь. Лечат, возвращают здоровье.
Ну а кто помогает врачам? Как раз об этом наш рассказ. Давайте вместе пройдем по павильонам Второй международной специализированной выставки «Здравоохранение-80», посмотрим, какую помощь оказывает современная техника медицине. Гиды выставки помогут нам разобраться в том, что мы не поймем сами. Ну а чтобы путешествие наше проходило веселее, компанию нам составят московские школьники Наташа Семенова и Сергей Иванов.
Познакомился я с ребятами в том месте выставки, где прямо на дороге расположился... меди цинский кабинет.
Быстро и точно проверить состояние легких позволяет система «Метатест», разработанная нонструкторами Украины.
Конечно, не совсем обычный. По виду этот медкабинет представлял собой автомобиль «Жигули» ВАЗ-2102. И скорее всего я прошел бы мимо, не заметив ничего интересного, если бы не стал свидетелем такого разговора. Ребята (как выяснилось чуть позднее, это и были Наташа с Сережей) атаковали вопросами женщину в белом халате — Людмилу Константиновну Галанову, начальника лаборатории медико-физиологического контроля водителей транспортного управления ВАЗа.
Сережа:
— Ведь правда вы сразу можете определить, кто плохой водитель, а кто хороший?
Наташа:
— Я слышала, что женщины водят автомобиль ничуть не хуже мужчин. Так ведь, Людмила Константиновна?
Сережа:
— Не может этого быть! Всем известно, что женщины устают быстрее. У них сил меньше. Разве я не прав, Людмила Константиновна?
Наташа:
— А я вот думаю, девочки способнее...
— Стоп, ребята! — сказала Людмила Константиновна. — Не надо спорить. Давайте разберемся по порядку... К сожалению, наука пока не может вот так с ходу определить, кто плохой водитель, а кто хороший. Но выяснить степень усталости водителя, его эмоциональное состояние, уровень внимания, помочь человеку восстановить силы — это нам вполне по силам. Смотрите...
Галанова распахнула дверь машины, и мы увидели, что большую часть салона занимают приборы.
— Вот прибор для контроля усталости, вот устройство для подсчета биоритмов вот электрокардиограф... — стала показывать Людмила Константиновна. — Благодаря этим приборам мы можем провести проверку всего за несколько минут. Ну-ка, кто смелый?..
Конечно, первым в кресло уселся Сережа.
— Возьми в руки щуп, — предложила Людмила Константиновна. — Теперь проведи им вот над этим извилистым контуром. Только старайся не касаться панели...
Сережа попробовал.
— Да... — покачала головой Галанова. — Только начал осмотр выставки, а усталость уже чувствуется. Сразу четыре касания. В школе с утра перетрудился?
— Ага, — подтвердил Сережа. — У нас контрольная была.
— Теперь очередь Наташи. Вот тебе таблица. Видишь, на ней в беспорядке разбросаны черные и красные цифры. Нужно указать и назвать сначала все черные цифры в порядке возрастания, а потом все красные по мере убывания. Задание ясно? Начали!
И Людмила Константиновна щелкнула кнопкой секундомера. Поначалу Наташа называла цифры медленно, но потом втянулась и стала сыпать ими прямо-таки с пулеметной быстротой.
— Ну что же, дела обстоят совсем неплохо, — посмотрев на секундомер, оценила результат Людмила Константиновна. И улыбнулась: — А ведь Наташа тоже, поди, контрольную писала. Не так ли, Сережа?..
Сергей нахмурился и промолчал...
— К твоему сведению, женщины действительно физически слабее мужчин. Зато по выносливости, способности переносить умственные и нервные нагрузки ничуть им не уступают... Ну а теперь давай мы снимем твою усталость. А заодно и настроение исправим. — Людмила Константиновна протянула Сереже науш ники. — Послушай музыку для начала.
Демонстрационный стенд «Искусственное сердце». Конструкция, разработанная советскими учеными, одна из лучших в мире. Она дает возможность проводить операции, о которых хирурги еще недавно не смели и мечтать.
Сергей надел наушники, поудобнее устроился в кресле и... задремал.
— Это музыка у нас такая волшебная, — шепотом пояснила Людмила Константиновна. — Кого хочешь в момент усыпит. Вот сейчас он подремлет несколько минут, а потом мы ему кислородного коктейля дадим, и будет как новенький...
И действительно, пройдя через этот необычный медицинский кабинет, и ребята и я почувствовали, что усталость как рукой сняло. А что касается кислородного коктейля, так ребята, недолго думая, запросили добавку — уж очень вкусным показался напиток.
«Как вы себя чувствуете?..» Работники медицинской службы ВАЗа часто выезжают на трассу вместе с сотрудниками ГАИ.
Так выглядит медицинский кабинет в автомобиле.
Потом мы от всей души поблагодарили Людмилу Константиновну, пожелали ей всего самого доброго и дальше отправились уже втроем.
...Войдя в павильон, мы обратили внимание на странные звуки. «Чпок! Чпок!» — доносилось от одного из стендов. Мы подошли поближе и увидели, что звуки издает машина, делающая зубные щетки.
Передвижные операционные, показанные на выставке фирмой «Мерседес-Бенц».
— Вот уж не думал, что зубная щетка — это тоже медицинское средство, как какие-нибудь таблетки, — сказал Сережа.
— Но это действительно так, — откликнулся человек, наблюдавший за работой агрегата. И, подойдя поближе, добавил:—О такой болезни — кариес — вы слышали?
— Ну, это даже почти не болезнь, — ответила Наташа. — Моя мама — врач, и она говорит, что дупла в зубах образуются, когда ешь много сладкого.
— Верно, — подтвердил наш собеседник. И рассказал нам вот что.
Кариес в наши дни можно называть болезнью, которая «у всех на устах». Почти 99 процентов населения Европы страдает от него. И это тем более удивительно, поскольку разрушению подвергается, казалось бы, самая прочная часть нашего организма. Ведь твердость наружных слоев зубной эмали составляет 400 единиц по шкале Виккерса; почти столько показывает на испытаниях такой прочный материал, как кварц.
Наши зубы разъедает кислота.
Откуда она появляется во рту? Ведь никто из нас и не помышляет пить ее, скажем, вместо молока. Дело в том, что эту кислоту изготавливают прямо на поверхности зубов поселившиеся там микробы.
Недавние исследования показали, что эти непрошеные нахлебники особо не страдают, если даже человек сядет на долгосрочную голодную диету. В этом случае бактерии используют для своего питания слюну. Но особенно, как было уже сказано, микробы любят сладкое. Поступающий в ротовую полость сахар они перерабатывают в декстаны — гигантские клейкие молекулы, родственные всем известному декстриновому клею, которым заклеивают почтовые конверты. К декстанам прилипают другие вещества, и, получая усиленноедополнительное питание, колония бактерий быстро разрастается, вырабатывает достаточное количество кислот, чтобы в скором времени разрушить даже такое прочное вещество, как зубная эмаль.
Что делать? Как избавиться от кариеса? Ученые подсказывают несколько путей. Во-первых, надо стараться есть поменьше сладкого. Ну а если уж вы съели, скажем, конфету, то невредно прополоскать после этого рот. Во-вторых, как выяснилось, бактерии, вызывающие кариес, боятся фтора. Поэтому в некоторых городах в настоящее время начинают фторировать водопроводную воду. Ну а третий способ избежать этой болезни — это каждый день аккуратно чистить зубы.
— Так что зубная щетка в сочетании со специальной пастой вполне могут заменить зубного врача с бормашиной, — закончил рассказ наш новый знакомый, представитель одной из западногерманских фирм Карл Хофман. И подарил нам на прощание по новенькой зубной щетке. — Пользуйтесь на здоровье!..
...Потом мы с ребятами видели еще много всяких интересных машин: ультразвуковые и рентгеновские аппараты, для которых тело человека прозрачно, словно стекло; эргометры — измерители работы. Они могут в считанные секунды определить тренированность различных мышц, в том числе и такой важной, как сердечная. Автоматы для проверки легких и поточные линии для производства витаминного драже... Но лично у меня самое большое впечатление осталось от общения с ЭВМ-врачом.
Я помню, подобный комплекс демонстрировался еще на выставке «Здравоохранение-74». Тогда процедура обследования выглядела так. Я слушал через наушники записанные на магнитофонную ленту вопросы врача и как мог отвечал на них при помощи клавиатуры дисплея или кнопок с надписями «да», «нет», «иногда», «не знаю»...
Телеустановка в кабинете зубного врача позволяет видеть больной зуб крупным планом и следить за ходом операции во всех подробностях.
Специальные датчики тем временем измерили мою температуру, давление крови, частоту дыхания... Потом в наушниках послышались звуки разной частоты и громкости — то словно комар пищал то ревел реактивный двигатель — машина оценивала мой слух. Затем я смотрел в окуляры на специальные диапозитивы — так проверялось зрение.
Амфибия А-3, разработанная в конструкторском бюро имени А. Н. Туполева, позволяет зимой по снегу, летом по воде быстро доставить больного в клинику.
Хотя машина работала быстро и я как будто не мешкал с ответами, проверка растянулась на добрых полчаса. А вот на нынешней выставке подобную проверку биотехнический комплекс «Пилот-1 » провел всего за четыре минуты. Правда, как видно из самого названия, разработка инженеров Ленинградского электротехнического института и Государственного НИИ Министерства гражданской авиации СССР предназначена прежде всего для людей здоровых — пилотов, штурманов, бортинженеров, отправляющихся в полет. Но тем не менее ведет она проверку так же тщательно, как если бы обследование проходил заведомо больной человек.
Как только я сел в кресло, закатал рукава и положил руки на датчики, консультант выставки Владимир Константинович Стукалин скомандовал:
— Внимание, начали!
На табло загорелись шестизначные числа. Их надо запомнить и быстро повторить на клавиатуре. После этого стали вспыхивать цветные огни: красный, зеленый, снова зеленый... В такт им нужно было нажимать соответственно то красную, то зеленую кнопку. От излишнего волнения я чересчур торопился и несколько раз ошибся. А автомат между тем беспристрастно фиксировал все: и мои ошибки, и нервную дрожь в пальцах, и повышенную частоту пупьса...
И потому, просмотрев бумажную ленту, на которой запечатлелись сразу 1 ( параметров проверки, Владимир Константинович только головой покачал:
— К полету вы готовы... Но лишь в качестве пассажира!
У выхода из павильона Сережа Иванов хмыкнул:
— Эх, вы!.. Лучше бы меня вперед пропустили. Я бы им показал, что такое здоровый человек. У меня мускулы — во!..
Но продемонстрировать свои бицепсы он не успел. Наташа расхохоталась:
— Показал бы!.. Молчи уж... Помнишь, как тебя Людмила Константиновна от усталости лечила?..
Сережа промолчал. Возразить ему, как видно, было нечего. А Наташа, вздохнув, добавила:
— Вот бы моей маме такую машину в поликлинику. Тогда бы она все успевала: и больных лечить, и за здоровыми присматривать. Медицина ведь всем нужна...
И Наташа права в своих рассуждениях. Как сказал в одном из выступлений директор Всесоюзного научно-исследовательского и испытательного института медицинской техники Рустам Ибрагимович Утямышев: «Лучший способ лечения — не дать человеку заболеть». Медицина уже сегодня победила многие страшные болезни. Не так давно, к примеру, Всемирная организация здравоохранения приняла решение об отказе от обязательных ранее прививок против оспы. Потому что этой болезни на земном шаре больше не существует. То же самое произойдет и с другими болезнями. А это значит, что с каждым днем у Наташиной мамы и ее коллег будет появляться все больше времени для профилактики, то есть, если можно так выразиться, для лечения здоровых людей, поддержания их здоровья в идеальном порядке.
И помогут медикам в этом надежные и быстрые врачующие машины. Перспективность такого сотрудничества доказана уже сегодня. Перед тем как попасть на выставку, «Пилот-1» несколько лет проработал в московском аэропорту Внуково; все чаще появляются на дорогах страны передвижные медицинские кабинеты; в каждой поликлинике можно увидеть современные рентгеновские аппараты, приборы УВЧ.
С. НИКОЛАЕВ