Сначала могло показаться, что мой собеседник — Борис Иванович Горюнов — не столько инженер, сколько фантазер. Судите сами. Он рассказывал о шестиногих автомобилях, видом своим напоминающих гигантских насекомых, о роботах, заменяющих в магазинах продавцов, о башенных кранах, стрелы, крюки и тросы которых заменены длинными и гибкими захватами, очень похожими на хобот слона!
Но говорил об этих фантастических машинах Борис Иванович так уверенно, будто только что вернулся с экспериментального полигона, где присутствовал на их испытаниях. Когда же от чисто внешнего описания возможностей этих фантастических машин он перешел к объяснению принципов действия, мне пришлось удивиться во второй раз. Своеобразными мышцами, скрытыми внутри шестиногого автомобиля, захвата-кисти и крюкахобота, были не какие-то сложнейшие механизмы, а обыкновенная пневматика, всего-навсего гибкая оболочка и сжатый воздух!
Чтобы поднять с земли бревно, человеку достаточно двух рук, слону — хобота, а подъемному крану для этой простейшей операции без крюка, троса, стрелы, барабана, редуктора и двигателя просто не обойтись. Впервые Горюнов обратил внимание на это несоответствие восемнадцать лет назад, когда начал работать в конструкторском бюро. В КБ ему пришлось проектировать разнообразные машины, где самые распространенные детали — карданные валы, муфты, редукторы, штоки, шатуны, цепные и рычажные передачи. И все эти детали, с точки зрения молодого инженера, выглядели неуклюжими, далеко не совершенными. Например, манипулятор. Чтобы его клещевой захват раскрывался-закрывался, десятки деталей передают друг другу начальный силовой импульс.
Обратить-то внимание обратил, только что предложить взамен? Может ли живая природа чему-нибудь поучить, есть ли у нее что скопировать? Вот, скажем, хобот слона или щупальца осьминога...
Еще в детстве Борису часто приходилось бывать в колхозной кузнице. Кузнечный мех — мешок, зажатый между двумя шарнирно соединенными досками. Надавишь на доски, воздух из мешка пойдет в горн. А если сжатый воздух направить не из меха, а, наоборот, в него, должен получиться любопытный силовой механизм. Почему бы не воспользоваться им? Так молодой инженер Горюнов условно представил себе работу пневматического механизма, способного поднимать довольно значительные тяжести, лишь бы материал меха выдерживал давление сжатого воздуха.
Именно с того момента, когда Борис Иванович Горюнов увидел в кузнечном мехе силовой пневматический механизм, и начинается точка отсчета его будущих изобретений. И вот сейчас он показывает их мне. Попытайтесь представить себе все тот же кузнечный мех в виде длинного гофрированного рукава без досок и шарниров. Вдоль него приклеена гибкая, но нерастягивающаяся лента. Если внутрь та-
кого рукава закачивать воздух, он начнет выгибаться дугой. Вот вам и первый силовой механизм Горюнова или, если хотите, модель первой пневматической мышцы.
Следующая модель, которую я увидел в руках у изобретателя, была похожа на предыдущую. Как мне объяснил Горюнов, этот эластичный рукав внутри разделен жесткими поперечными перегородками, которые шарнирно связаны с нерастягивающейся лентой. С этой конструкцией вы можете познакомиться на рисунке 1. В каждую камеру воздух поступает через отдельный клапан. Поэтому рукав может изгибаться не только дугой, а и по более сложной кривой. Представим такой захват на поточном производстве. Что бы он смог сделать? Да, наверное, он бы мог легко снять деталь с конвейера и положить на пол, поскольку камеры его можно надувать в любой последовательности. Но взять, скажем, деталь справа от себя и положить слева этот захват не сможет — у него, как говорят механики, только одна степень свободы.
Наклоняться влево и вправо может второй механизм (рис. 2). Чтобы захват выполнял эту операцию, в диаметральной плоскости, рассекающей весь рукав пополам, Борис Иванович установил гибкую нерастягивающуюся оболочку. Получился захват с двумя степенями свободы. Если установить его на поточном производстве, он смог бы перекладывать детали с одного конвейера на другой.
А третий пневматический захват очень похож в поперечном сечении на разрезанный апельсин. Он может наклоняться в любую сторону, в зависимости от того, в какой ряд долек закачивается воздух. Прочность всей конструкции придает стальной" трос, установленный в центре. Нетрудно догадаться, что у такого захвата столько степеней свободы, сколько секторов-долек внутри рукава (рис. 3).
На рисунке 4 вы видите пневматический захват, хотя и обладающий одной степенью свободы, но способный работать как хобот I слона или щупальца осьминога. I Этот вариант похож на разрезанную вдоль оси детскую пирамидку из деревянных колец.
Борис Иванович Горюнов считает, что на основе изобретенных им эластичных силовых механизмов можно создать необычные I машины различного назначения.
Вот лишь несколько примеров. Инженеры и ученые давно интересуются хвостовым плавником L китов и дельфинов — движителем, с помощью которого они развивают высокие скорости. Кое-что уже удалось выяснить. Например, изучена кинематика плавания, работа мышц, энергетические затраты. Проведены удачные эксперименты и даже построено судно, плавающее по-дельфиньи (об этом судне читайте в этом выпуске КЮБа). Советские ученые обнаружили, что упругость грудного, спинного и особенно хвостового плавников меняется в зависимости от скорости плавания. Нельзя ли, например, из эластичного силового механизма со многими степенями свободы сделать самый настоящий рыбий хвост с гидравлическими шланга-
ми вместо кровеносных сосудов и надувными коническими камерами вместо мышц?
А может быть, попытаться сделать шагающий механизм — этакую огромную божью коровку, которую вы видите на рисунке? Почему бы в ее туловище не разместить двигатель, электронновычислительную машину, кабину и органы управления? Компьютер по командам локационной установки сможет вырабатывать про
грамму движения пневматических упругих ног в зависимости от рельефа местности, какой бы сложной она ни была. Борис Иванович даже сделал предварительный расчет. Я удивился, когда узнал от него, что при весе столь необычного шагающего механизма в несколько тонн и длине ног около трех метров он сможет развивать скорость до 50 км/ч или поднимать грузы весом 3—4 т.
Итак, вы познакомились с тремя интересными проектами. Видите сколько интересных механизмов можно придумать, если внимательно посмотреть вокруг себя! Природа ведь сама не выдаст патенты с описаниями своих «изобретений». Чтобы воспользоваться ее «идеями», нужны не только знания и опыт, но и зоркий глаз, и богатая фантазия.